Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Споры о предопределении в теологических теориях

Тип: дипломная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Апостол Павел, источники и особенности его мышления. Фарисейство и школа Гамалиила. Исследование исторического контекста предопределения, римское понимание судьбы. Сравнительный анализ позиций кальвинистов и арминиан на некоторые религиозные доктрины.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В работе представлено исследование исторического контекста касательно автора послания - почему он написал о предопределении, какими мотивами он был движим, может быть, Павел пытался просто говорить на языке римлян, так как в то время философия стоиков была достаточно популярной, а стоики проповедовали судьбу, долю для каждого человека: «Во-первых, потому, что это твоя, тебе лично уделенная доля,…Во-вторых, потому, что определенная тебе судьба, или твоя жизнь, нужна как одна из составных всеобщего целого…».

Рассмотрим религиозный климат Рима и сделаем сравнительный анализ жизненного багажа Павла с греко-римского наследием и выявим отличия. В работе будет также представлено иудейское и древнегреческое понимание судьбы. Почему иудейское понятно, потому что апостол Павел был воспитан в строго консервативной иудейской традиции, вследствие чего ему было привито мышление, популярное среди фарисеев. Древнегреческое же понимание судьбы мы рассмотрим, так как римская культура испытывала сильнейшее воздействие греков в период III-I вв. до рождения Христа, следствием чего оказалось спроецированное мышление греков у римлян. Карл Маркс дал более категоричную оценку этому историческому явлению: «…Греция перекочевала в Рим».

Существовавшие в то время школы - стоическая и эпикурейская дают нам возможность проследить разницу в этических учениях относительно предопределения. Эти две школы геометрально противоположны в своих воззрениях также, как некогда находились Августин и Пелагий, Кальвин и Арминий. «Нет ничего нового под солнцем», сказал Соломон. (Еккл. 1,9).

На сегодняшний день нам могут представить римский стоицизм во всей его красе такие люди как Сенека «патриций и воспитатель Нерона», Эпиктет и император Марк Аврелий.

Хотелось бы сразу оговориться, что автор этой работы при своем исследовании придерживается следующей схемы: Автор - Документ - Адресат (слушатель). Именно по этой причине перед экзегетическим исследованием будет помещена глава под названием: «Апостол Павел и источники его мышления». Эта глава покажет нам источники мышления автора послания к Римлянам.

Глава 1. Апостол Павел и источники его мышления

Чтобы понять значение некоторых выражений и акцентов, применяемых апостолом Павлом, необходимо рассмотреть отдельные моменты из биографии этого человека, связанные с местом его рождения и людьми, которые окружали и учили его. Например, автор использовал в своем послании методы, разработанные греками «… в главах 1-11 (послания к римлянам) Павел широко использует стиль диатрибы. Диатриба представляла собой стиль школьного класса, отражающий метод обвинения и убеждения, разработанный Сократом для того, чтобы вывести учеников из невежества и заблуждения к истине». Предстоит выяснить, откуда мог Павел иметь доступ к греческой философии, где он мог обучаться. Ведь полученные знания, в дальнейшем, он активно использовал.

1.1 Общая информация

Точная дата рождения Павла не известна. Предполагается, что он родился в то же десятилетие, что и Иисус. Умер он, вероятно, мученической смертью, в Риме в середине или конце 60-х годов по Р.Х. Местом рождения Павла была не та земля, по которой ходил Иисус, а эллинистический город Тарс, главный город римской провинции Киликия. На месторасположении Тарса (современная Турция) не проводилось систематических раскопок слоев первого столетия, поэтому подробных археологических данных у нас нет, но, судя по литературным источникам, этот город был «очагом римской активности и эллинистической культуры». В трудах Павла мы вряд ли заметим то влияние, которое на него оказала языческая среда. Павел был евреем до мозга костей, он любил свой народ, и мы можем видеть это из его писем, в которых он пожелал бы себе отлучения от Христа, если бы это пошло на пользу его народу Израилю. (Римл. 9,3). Казалось бы, что с такой любовью человек должен проповедовать евреям, а Бог избрал его для язычников, может быть поэтому он и родился, по изволению Божиему, в Тарсе, чтобы иметь опыт жизни среди «будущей паствы».

Мышление Павла было отчасти сформировано внешними факторами, и некоторые мы рассмотрим в этой главе.

Первое: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей». (Фил. 3,5). Он был иудеем во всем, касательно его обрезания, принадлежности к роду Вениамина и фарисейского образования.

Второе: «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне». Очевидно, что образование он получил в Иерусалиме, а не в Тарсе. Не совсем ясен нам тут такой момент: переселилась ли его семья в Иерусалим (где можно было получить и эллинистическое и иудейское образование), либо Павел был просто отправлен туда для получения образования.

Сама фраза: avnateqramme,noj … para. tou.j po,daj Gamalih.l говорит нам о третьем источнике мышления апостола. Павел стал учеником известного раввина того времени, Гамалиила. В его толкованиях Ветхого Завета можно легко увидеть следы образования, которое он получил. Через своего раввина Павел познакомился с греческой мудростью, так как: «…Гамалиил был одним из тех немногих раввинов, которые имели либеральный и просвещенный взгляд касательно… «мудрости греческой». Судя по уровню Павла в греческом языке, перед ним были открыты «все сокровища греческой литературы», однако только две цитаты греческих авторов мы можем найти в его посланиях (1 Кор. 15,33 и Титу 1,12), кроме той цитаты из проповеди Павла, о которой нам сообщает Лука в Деяниях 17,28. Несмотря на такую образованность и осведомленность в греческой мудрости, «внимание Павла было сосредоточено на Ветхом Завете; он постоянно на него ссылается и, что интересно, по большей части цитирует его по Септуагинте…, а не по еврейской Библии».

Возможно, между апостолом Павлом и Сенекой было одно или два письма, как предполагают некоторые из современных философов, так как в некоторых своих трудах Сенека цитирует Павла, а брат Сенеки Галлион, будучи проконсулом, в Ахайи, защищал Павла перед евреями. (Деян. 18, 12-16). Сенека и Павел были современниками друг для друга. Весьма вероятно, что взгляды Сенеки были хорошо знакомы Павлу, а через несколько веков с Сенекой познакомился и Жан Кальвин, так как переводил Сенеку с латинского языка и писал комментарии к переводу, сочинение римского философа называлось «О милосердии» - «De Clementia». Сенека был стоиком, а стоики, как известно, верили в судьбу, в долю, например: «Итак, какова бы ни была судьба твоя, ты по двум причинам должен быть доволен ею. Во-первых, потому, что это твоя, тебе лично уделенная доля,…Во-вторых, потому, что определенная тебе судьба, или твоя жизнь, нужна как одна из составных всеобщего целого.…Если же ты ропщешь и противишься своей судьбе, то ты, насколько это в твоей власти, так сказать, силишься разорвать свою связь с целым». По учению стоиков все подчиняется строгой необходимости, судьбе, року. Все происходящее они объясняли фатальной неизбежностью. Поэтому, на уровне догадок и гипотез, можно сделать вывод, что Павел, зная философские представления Рима на тот период, просто «разговаривал на языке римлян», таким образом, желая донести людям Евангелие.

1.2 Фарисейство

«Фарисеи ведут строгий образ жизни и отказываются от всяких удовольствий. Всему тому, что разум признает за благо, они следуют, считая разум лучшим охранителем во всех желаниях. Они выдаются своим почтительным отношением к людям престарелым и отнюдь не осмеливаются противоречить их предначертаниям. По их мнению, все совершающееся происходит под влиянием судьбы. Впрочем, они нисколько не отнимают у человека свободы его воли, но признают, что по предначертанию Божию происходит смешение Его желания с желанием человека, идти ли ему по пути добродетели или злобы».

Фарисеи верили, что все совершается по предопределению, но они не отрицали и свободной воли. Их взгляд был одним из трех наиболее влиятельных в еврейском обществе. Об этом хорошо пишет Иосиф Флавий: «в это время существовало среди евреев три секты, которые отличались различными друг от друга мировоззрениями. Одна из этих сект называлась фарисейскою, другая саддукейскою, а третья ессейскою. Фарисеи утверждают, что кое-что, хотя далеко не все, совершается по предопределению, иное же само по себе может случиться».

В своей книге «Иисус и «полнота времени» А.А. Тарасенко раскрыл суть мировоззрений каждой из этих сект в основных сферах религиозной жизни Израиля в 1 веке н.э. Мы возьмем лишь одну строку из таблицы, составленной автором:

фарисеи

ессеи

саддукеи

Взгляд на предопределение

Предопределение + свободная воля

Полное предопределение

Только свободная воля

Как мы видим, фарисеи стояли между верой в предопределение и верой в свободу воли человека. По словам рабби Акивы: «Все предопределено, но свобода дана; мир судится по благости, однако все зависит от большинства деяний».

Как говорил сам о себе апостол Павел «…по учению фарисей…» (Фил 3,5). Фарисейство особенно сказалось на деятельности будущего апостола, автора текст...

Другие файлы:

Классические калибровочные поля. Теории с фермионами. Некоммутативные теории
Издание 2-е, исправленное и дополненное. В основу книги положен курс лекций, прочитанный студентам 3-го и 4-го курсов физического факультета МГУ, спец...

Споры как фактор защиты и размножения у микроорганизмов. Термоустойчивость вегетативных клеток и спор бактерий и грибов
Споры – форма бактерий с грамположительным типом строения клеточной стенки. Роль спорообразования бактерий и грибов для практики. Строение и особеннос...

Антология восточно-христианской богословской мысли. Том 2
Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный пе...

Открытое общество и его враги
Миф о происхождении и предопределении. Дескриптивная социология Платона. Изменение и покой. Природа и соглашение. Политическая программа Платона. Тота...

Лютер и предопределение
Учение Лютера о предопределении. Предопределения теория - учение, согласно которому все в мире, вплоть до явлений человеческой психики, предопределено...