Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Религиозная вера и потребности человека

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Религиозная вера как универсальный феномен социального общества. Соотношение религиозной веры, чувства и научного знания. Стремление обрести эмоционально-чувственную связь с миром как причина влечения к религии. Потребность как мотивация достижения цели.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Определение понятия религиозной веры
  • Особенности соотношения религиозной веры, чувства и научного знания
  • Потребность как мотивация достижения цели
  • Заключение
  • Список использованных источников

Введение

Пробудившийся в последние годы интерес общества к религии заставляет научную мысль все чаще обращаться к такому феномену, как религиозная вера.

Несмотря на то, что слово "психология" в буквальном смысле переводится как "наука о душе", понятие веры, плотно связанной по своему значению с душой, все же не имеет достаточного отображения в психологической литературе и справочных материалах, поскольку является проявлением больше духовной сферы. Тем не менее, психология религии пытается в рамках своей отрасли дать аргументированное обоснование этому явлению человеческой психики.

Человек в своем религиозном поведении, мышлении и чувствах является предметом изучения психологии религии. Религия рассматривается психологией как переживания индивида, как фактор, способный влиять на переживания и через них на действия индивида или группы людей. Психология религии изучает субъективную сторону религии: религиозность индивида в его социальных связях, прежде всего в функциональных; мотивы и установки, обусловливающие религиозные представления; состояние сознания; религиозное поведение и действия; религиозные отношения (внутри общины, с внешним миром).

Психология изучает не просто связь с Богом, а веру человека в сверхъестественные силы (т.е. не то, что кажется верующему человеку реальностью, а саму реальность). В системе любой религии вера занимает центральное место. Вне веры в сверхъестественное невозможна сама религия, ее культовые и институциональные формы. Не случайно слово "верующий" идентифицируется в нашем сознании с понятием "религиозный человек".

Стремление обрести эмоционально-чувственную связь с миром - одна из важных причин влечения к религии. С позиции социологии, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений.

Однако вряд ли найдется другая проблема психологии религии, которая вызывала бы в прошлом и вызывает сейчас столь разноречивые суждения и высказывания, как религиозная вера. Даже в рамках христианской теологической традиции есть существенные отличия в понимании религиозной веры, ее роли в достижении так называемого спасения. Что же касается философии и психологии, то их история дает примеры не только различных, но иногда и противоположных трактовок веры вообще.

религиозная вера потребность мотивация

Определение понятия религиозной веры

"Человек выбирает не между верой и неверием, а между тем, какую религию выбрать, во что верить" (Э. Фромм).

Религиозная вера встречается во всех социальных сообществах, т.е. представляет универсальный феномен. Понять ее суть можно определив, "что она есть", т.е. что составляет ее сущность и что лежит в основе ее целей, что она делает, раскрыв ее психологические функции, показав приемы, которыми эти цели достигаются [1, c.363].

В любой религии вера занимает важное место. Однако можно ли считать, что наличие у человека веры позволяет характеризовать его как религиозного человека? Ведь вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: каждый человек во что-то верит, хотя не все люди верят в одно и то же. Так означает ли это, что все люди религиозны? Вероятно, нет. Помимо религиозной веры бывает вера и нерелигиозная. Необходимо разобраться, что общего у этих; двух разновидностей веры, иначе говоря, что представляет собой вера вообще и в чем состоит особенность религиозной веры [7, c.18].

Слово "вера" в разных языках фиксирует различные стороны этого глубинного понятия, и только совокупность их помогает увидеть всю ее многогранность.

Русское слово "вера" происходит от глагола "верить", т.е. доверять. Оно содержит указание на нравственность того, кому верят.

Немецкое происходит от глагола, переводимого как дозволять, хвалить, любить.

Английское происходит от глагола со значением верить во что-то, доверять, почитать, одобрять.

Греческое - вверять себя кому-то, рискуя собой, слушаться, быть убежденным, доверять.

Еврейское слово "вера" имеет общий корень со словом истина и используется для обоснования чего-то. Латинское означает удостоверение доверием.

Санскритское производится от глагола, имеющего значение полагать свое сердце на бога.

Таким образом, религиозная вера предполагает следующие основные свойства: полагать свое сердце на бога, доверять, почитать, любить, одобрять, стремиться к нравственности.

Полагать. В этом смысле вера определяется как мировоззренческое и психологическое принятие основных положений данной религиозной системы.

Доверять. Это значение предполагает, что вера есть способность человеческой души признавать религиозную истину, несмотря на отсутствие доказательств. В этом понимании вера - могучая сила, превосходящая разум, поскольку она эффективнее мечты, надежды и даже уверенности.

Надежда - поддержка более слабая, хотя она оживает при самой минимальной вероятности удачи, но может иссякнуть, а уверенность требует высокой вероятности успеха и предполагает совпадение слишком многих условий, которые далеко не всегда могут быть реализованы [1, c.364].

Чувство веры порождается не только Богом. Нередко человек, наперекор всем доводам рассудка, вопреки логике, держится за свою веру, поскольку она позволяет ему прочнейшими узами объединиться с другими людьми. Ребенок верит родителям, друг верит другу, человек верит в свой народ. Выделение людей или объектов как любимых или почитаемых является отражением врожденной потребности человека. Вера человека в Бога, другого человека или в истину - живой процесс, она должна воспроизводится каждое мгновение. Создается впечатление, что верят практически все люди, поскольку без веры невозможно никакое убеждение. Только религиозные люди верят, что Бог существует, атеисты убеждены, что Бога нет, агностики - что нет достаточных доказательств для окончательного вывода, а равнодушные люди верят, что подобные проблемы не имеют никакого значения [1, c.365].

Тем не менее, у большинства людей слово "вера" связывается исключительно с понятием "вера в Бога". Однако в реальной жизни, в повседневной речи, а, следовательно, и в сознании человека это слово чаще используется в его нерелигиозном значении. Мы используем выражения: вера в победу, в человека, в справедливость, в будущее, в удачу, в свою судьбу и т.п. Все лучшие качества человека, лучшие его поступки связаны с верой и верностью.

Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то. Это "что-то" не может выступать предметом веры в виде независящей от сознания объективной действительности. Нельзя верить в объект как таковой, а можно верить только в те или иные наши представления об этом объекте. Например, верить, что этот объект существует, что он наделен теми или иными характеристиками. Таким образом, вера - это элемент человеческого сознания и она непосредственно направлена на те или иные образования сознания: понятия, представления, образы, теории и т.д. [7, c. 19].

Какие же из образований сознания являются предметом веры? Вероятно те, которые не являются предметом знания, то есть те, которые не получили в сознании человека статуса объективных истин: представлений, образов, понятий, теорий, истинность которых доказана логически и проверена практикой. Ученые отмечают, что предметом веры являются гипотетические представления, образы, понятия и теории. Однако не все гипотезы становятся предметом веры. Как отмечают исследователи этого феномена, вера возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда этот предмет вызывает у человека эмоциональную и оценочную реакцию. При этом данная оценка чаще всего бывает позитивной. Человек прежде всего верит в то, что соответствует его психологическим установкам, убеждениям, идеалам. Хотя не исключены и случаи, когда вера предполагает резко отрицательную оценку какого-либо образа, понятия. Например, вера в дьявола как антипода Бога [7, c. 19].

Важно также отметить, что вера как активное эмоциональное и оценочное личностное отношение к своему предмету неизбежно захватывает и волевой процесс и проявляется в том или ином поведении личности.

Вера как составной момент акта волевого выбора, выражает утвердительную силу духа. Она необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил в определенных проблематичных ситуациях: при недостатке информации, отсутствии достаточных логических доказательств, при наличии сомнения и т.д. В этом смысле вера включена в общую систему человеческого познания, общения, деятельности.

Предметом же религ...

Другие файлы:

Религиозная вера и рациональность

Религиозная вера древних славян

Мораль в жизни человека и общества
Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Созна...

Вера для победы
Вера человека всегда видна по его делам. Если человек ничего не делает, значит, он не верит, потому что истинная вера всегда производит результат. Чит...

Вера в человека и ее воплощение в произведении Горького "На дне"
Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужн...