Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Понятие о царственном священстве в 1 Пет. 2:9

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Анализ учения о царственном священстве в Новом и Ветхом Заветах и в учении святых Отцов. Богословская значимость данного учения, онтологическое единство членов Церкви. Истинное значение священства Христа. Поместный собор Российской Церкви 1917-1918 гг.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

42

Содержание

Введение

1. Царское священство в Ветхом и Новом Заветах

2. 1 Пет. 2:9 в понимании святых отцов

3. Богословская значимость учения о царском священстве

4. Предварительные выводы, касающиеся управления в Церкви

5. Поместный собор Российской Церкви 1917-1918

Заключение

Список использованных источников

Введение

Идея царственного священства в сознании современных верующих людей практически забыта. происходит это по той причине, что до конца ещё не изжито из сознания верующих дуалистичное мышление. Согласно дуалистичному взгляду Церковь делится на клир и мирян. В следствие этого подхода, в жизни Церковной происходит ложная двойная дилемма. Либо считается, что священство - это удел узкопрофессиональной группы внутри Церкви. Либо, понятие всеобщего священства начинает преобладать настолько, что потребность в иерархическом служении не ощущается вообще. В связи с этим, необходимо провести анализ учения о царственном священстве в Новом и Ветхом Заветах и учении святых Отцов для того, чтобы выявить истинный, церковный взгляд на царское священство и получить взвешенный, выверенный Преданием, ответ на вопрошания сознания верующего народа.

Одним из самых ярких отрывков Нового Завета, который говорит о царском священстве - это "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет. 2:9).

Для того, чтобы понять учение церкви о царском священстве, необходимо будет обратиться ко всему контексту священного Писания и Предания Церкви. А указанное место будет основной точкой отчёта в данном исследовании вопроса. В связи с этим, постоянно может звучать вопрос, который был затронут в начале данной работы. Как, на сколько и в какой мере должны быть объединены и разграничены одновременно священство царское, т.е. всеобщее священство верных и священство, как сословие внутри Церкви.

В то же время нам необходимо ответить на другой вопрос. С приходом и актуализацией возможности царского священства встает вопрос о том, какие функции будут принадлежать народу Божию ставшему "царями и священниками".

1. Царское священство в Ветхом и Новом Заветах

Начать освящение вопроса хотелось бы с цитаты протопресвитера Николая Афанасьева: "Современное школьное учение не только минимизировало учение о царственном священстве народа Божьего, но и взяло его под подозрение. Слово Божие оказалось опасным. Во всяком случае о нем не вполне прилично говорить. Если о наших этих опасениях и сомнениях знали бы Климент Римский, Ириней Лионский, Иустин Мученик, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Ориген, наконец Иоанн Златоуст, блж. Иероним и целая плеяда других отцов Церкви, то они, вероятно, не только были бы в высшей степени удивлены, но просто не поняли бы нас. Они бы ответили словами Иринея Лионского: «omnes justi sacerdotalem habent ordinem». Иринея Лионского нельзя обвинить, как Тертуллиана, в монтанизме, но он, как и Тертуллиан, исповедовал, что лаики - священники. Он не боялся этого, так как знал, как вся ранняя церковь, что их священство не подрывает служения епископов. Это он, больше, чем кто либо другой, способствовал развитию епископского служения" Николай Афанасьев, протоиерей. Церковь Духа Святаго. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/svyaschenniki/afanasev_tserkov_duha_svyatogo_01-all.shtml. Чтобы понять озабоченность о. Николая тем, что в современном понимании Церкви нет места для понятия царского священства мирян, необходимо рассмотреть, как он понимал само царское священство. Протопресвитер Николай Афанасьев начинает свои размышления в книге "Церковь Духа Святаго" именно отрывком из 1Пет 2:9. А так же он находит и другие параллели в Свящ писании по этому вопросу. "Прямые свидетельства Писания о священническом служений членов Церкви немногочисленны, но настолько определенны, что не требуют особых толкований. В своем послании ап. Петр обращается ко всем христианам: «И сами, как живые камни, устрояйте (пйкпдпмейтие) из себя дом духовный, священство святое (ейт йесбфехмб бгйпн), чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство (вбуйлейпн йесбфехмб), народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (1 Пет. 2,5,9,10). В Апокалипсисе мы читаем: «Соделавшему нас царями и священниками (вбуйлейт кбй йесейт) Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» (1,6); «И соделал нас царями и священниками (вбуйлейт кбй йесейт) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (5,10), и «они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет» (20,6)" Николай Афанасьев, протоиерей. Церковь Духа Святаго. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/svyaschenniki/afanasev_tserkov_duha_svyatogo_01-all.shtml. Таким образом, становиться понятно, что идея царственного священства была актуальна для многих членов древней, первоначальной Церкви. Поэтому, можно считать, что это вполне приемлемое для Предания Церкви понятие. Но всё же следует помнить, что корни идеи о всеобщем священстве народа божьего лежат в самом начале священной истории, в Ветхом завете. Поэтому далее будет предпринят обзор учения ВЗ и НЗ о священстве и царском священстве, в частности.

Протоиерей Александр Мень дает такую информацию о священническом представлении у древних народов: "У древних цивилизованных народов, окружавших Израиля, священническое служение часто совершалось царем, напр. в Месопотамии и в Египте. Царю помогало духовенство, организованное иерархически, по большей части наследственное, представлявшее собою подлинную касту. Ничего подобного не имелось у патриархов. У них не было ни храма, ни особых священников Бога Авраама, Исаака и Иакова. По преданию кн. Быт. патриархи поставили жертвенники в земле Ханаанской (Быт 12.7 сл; 13.18; 26.25) и приносили Богу жертвы (22; 31.54; 46.1)" Александр Мень, протоиерей. Словарь библейского богословия. Священство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krotov.info/spravki/essays_bible/comments/svyaschen.htm. Таким образом видно, что в патриархальный период ВЗ священство было делом всей семьи, главным жертвоприносителем в которой был глава рода. Со временем, когда численность еврейского народа увеличилась стала необходимость в выделении определенного сословия для священнического служения.

Повествование о призвании и избрании левитского священства мы находим в книге Исход 32:25-29: «Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение» Избрание и выделение левитского священства налагает на левитов особые обязанности: «И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы, который говорит об отце своем и матери своей: "я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают, учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять» (Втор 33:8-11). Но следует заметить, что в период монархии на царе лежали некоторые священнические обязанности, как и у соседних народов. От Саула (1 Цар 13.9) и Давида (2 Цар 6. 13-17; 24.22-25) до Ахаза (4 Цар 16.13) царь приносил жертвы. Он благословлял народ (2 Цар 6.18; 3 Цар 8.14). Но он именуется священником лишь в древнем псалме (109.4), в котором он сравнивается с Мелхиседеком. Гибель Храма и царства (587 г.) кладет конец опеке царя над священством, которое приобретает больший авторитет в глазах народа. Священство избавляется от влияний и соблазнов государственной власти, отныне находящейся в руках язычников, и становится религиозным руководителем народа. Постепенное исчезновение пророков, начиная с V века, еще более усиливает авторитет Священство. С 573-го г. речи пророка Иезекииля исключают «князя» из святилища (Иез 44.1 слл; 46). С тех пор сословие левитов пользуется неоспоримой прерогативой.

Следует теперь поговорить о священстве после падения монархии и укрепления его роли в жизни еврейского народа. Оно было закрытое и недоступное для народа, была грань, которая раз и навсегда отделяла священство от народа, было покрывало, которое закрывало от народа святыню.

Однако, следует отметить, что уже в ВЗ намечается взгляд на народ Божий, как на сообщество священников. Этот взгляд, по видимому так никогда и не был реализован в истории ВЗ на практике. Иудеи были избранным народом Бо...

Другие файлы:

Библейское и святоотеческое учение о сущности священства
Предлагаемая читателю книга выдающегося богослова Василия Ильича Экземплярского (1875-1933) является опытом раскрытия православного догматического уче...

Россия без Петра: 1725-1740.
СПб.: Лениздат, 1994.— 496 с. Книга известного писателя-историка логически и хронологически продолжает его книгу «Время петровских реформ», выше...

Понятие преступления и его состав
Haпиcан Gena Denisov, cдавалcя в MИЭМ'eПонятие преступления и его состав.1.Понятие и признаки преступления по Российскому уголовномуправу.2.Классифика...

Понятие преступления и его состав
Haпиcан Gena Denisov, cдавалcя в MИЭМ'eПонятие преступления и его состав.1.Понятие и признаки преступления по Российскому уголовномуправу.2.Классифика...

Понятие финансов и финансовой деятельности
Понятие и функции финансов. Понятие и особенности финансовой деятельности. Понятие, предмет и метод финансового права. Отличие государственных финансо...