Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Один – небесный конунг германцев

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Древнегерманские представления о мироздании. Мифология о создании богов, "священное неистовство" и пророческие вдохновения как аспекты их образа. Представители народов и их боги: сила, героизм, злость, трусость и другие качества человека в божествах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

на тему:

«ОДИН - НЕБЕСНЫЙ КОНУНГ ГЕРМАНЦЕВ»

ПЛАН

I. ОДИН, КАК БОЖЕСТВО ГЕРМАНЦЕВ

II. ЭТИМОЛОГИЯ

III. ОДИН В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГЕРМАНЦЕВ

IV. СТАНОВЛЕНИЕ ОДИНА НЕБЕСНЫМ БОГОМ

V. ОДИН В ГЕРМАНСКОМ И СКАНДИНАВСКОМ ЭПОСЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

I. ОДИН, КАК БОЖЕСТВО ГЕРМАНЦЕВ

Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них - Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе - Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. От их взаимодействия появились великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни и создала таким образом первого бога - Бури; от него пошел род небесных богов - асов, главным из которых почитался Один, изначально - бог Солнца. Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом Мьёлльниром, Тюр - бог войны, Видар - бог ремесленников-башмачников, Хед - слепой бог судьбы, Локи - бог огня.

Асы (с др. исланд. бss, oмss, бs) -- в германо-скандинавской мифологии высшие боги. Верховным богом и вождём асов был Один. Живут в Асгарде -- стране богов-асов, находящейся на небе. Асы постоянно враждовали с ётунами (великанами). Одно время асы враждовали с ванами (богами плодородия). Руна Ансуз связана с асами.

Один, Водан, Вотан («всеотец", "воитель»), верховный бог скандинавской и германской мифологии, сын Бора и Бестлы, внук Бури. Его культ был особенно популярен у викингов, в связи с чем период его расцвета приходится на VIII и IX вв. Мореходы и пираты Севера поклонялись 6oгy, любящему битвы, и верили, что в Вальхалле, принадлежащем Одину крытом серебром жилище, этот одноглазый бог собирает рать эйнхериев, «доблестно павших» воинов. Один -- отец богов -- одновременно мудрый и жестокий, справедливый и вероломный, Водитель Ратей и Предатель Воинов. Таковы и прочие асы -- братья и дети Одина. Похоже, что именно тогда Один потеснил Тюра, первоначально бога неба германо-скандинавской мифологии. Тюр остался «богом битвы», а Один взял под свое покровительство воинскую элиту. Лишь он мог во время сражения приводить дружинников в состояние неистовой ярости, когда они лишались чувства страха и ощущения боли. Именно то, что именно Один занял место верховного бога, показывает, какую важную роль в жизни северян играла война.

Во Втором мерзебургском заклинании (на охромение коня) (записано в X в.) Один выступает как основная фигура, как носитель магической силы. Имеются свидетельства почитания Одина германскими племенами -- франками, саксами, англами, вандалами, готами. В «Истории лангобардов» Павла Диакона (VIII в.) рассказывается о том, что перед битвой винилов с вандалами первые просили о победе у жены ОдинаФрии (Фригг), а вторые у самого Одина. Один предсказал победу тем, кого увидит первыми. Это были жены винилов, которые по совету его жены сделали из волос бороды (объяснение названия «лангобарды» -- длиннобородые).

Об Одине говорят, что он имеет тысячу обликов. В этом отношении он уподобляется одному из своих земных олицетворений - Мерлину(Миррдину). Тот тоже старик, оставаясь при этом единственным в своем роде: он - друид (godi), но при этом воитель, он колдун, шаман и при этом - друг земледельцев и ремесленников-художников; он - поэт, бард-чародей, а заодно лжец, плут, игрок; он дает советы королям перед тем, как надолго скрыться, став отшельником; он - инициатор и сумасшедший, демон и мудрец, ученый, алхимик... И все это - Один.

В дошедших до нас источниках по скандинавской мифологии Один -- глава скандинавского пантеона, первый и главный ас, сын Бора (как и его братья Вили и Ве) и Бестлы, дочери великана Бёльторна, муж Фригг и отец других богов из рода асов. В частности, от Фригг у него сын Бальдр, а от любовных связей с Ринд и Грид сыновья Вали и Видар. Тор также считается сыном Одина.

Один выступает под многочисленными именами и прозвищами (см. список имен Одина), часто меняет обличья (т. н. хамингья). Он живет в Асгарде в небесном, крытом серебром жилище, называемом Валаскьяльв или Гладсхейм, восседая там на престоле Хлидскьяльв.В одном из основных мифологических текстов, в «Речах Гримнира», утверждается, что их не менее сорока четырех. Другие источники говорят о 160 и даже о 240. Имена эти дают возможность глубже понять сущность Одина. Так, например, имя Фьолнир означает «изменяющийся», Гримнир или Гримр-«скрывающийся под-маской» и т. д.

Таким образом, Один - высшее божество. Он - правитель Богов, но он и бог войны. В своей обители Асгард он собирает павших воинов, эйнхериев, тех героев, что должны будут сражаться на стороне божественных сил в день последней битвы. Один также возглавляет касту воинов-магов,берсерков, - воинов-медведей. Один, безусловно, покровитель и вождь воинов - и в том, и в этом мире. Он обладает целым рядом магических «даров» - даром вездесущности или, по крайней мере, даром мгновенного перемещения, владеет искусством изменения внешности, даром бесконечной метаморфозы, наконец, - даром ослеплять, оглушать, парализовывать своих противников и лишать всякой силы их оружие.

II. ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология имени Одина (Водана) указывает на возбуждение и поэтическое вдохновение, на шаманский экстаз. Таков смысл др. исл. урr (Од). Тацит (I в. н. э.) описывает Водана под римским именем Меркурия, тот же самый день недели (среда) связывается с его именем («Германия», IX). К VI-VIII вв. относятся надписи с именами Одина и Водана в разных местах.

На Нордендорфской фибуле (VI-VII вв.) имя Одина появляется в форме Водан (Wodan). Это слово соответствует:

· староанглийскому Woden,

· старому верхненемецкому Wuotan,

· древнесаксонскому Woden

· Wodin, старошведскомуOthin,

· староисландскомуOdhin.

Предположительно, эти имена произошли от первоначальных форм Wodanaz и Wodinaz, образованных путем прибавления суффиксов -an и -in, означающих обладание чем-либо, к германскому корню Wotha, родственному латинскому vates и кельтскому ouateis. Следует также добавить, что имя Один отождествляется со звательной формой oden, употребляемой в шведских и норвежских диалектах в значении «в ярости»;odast означает «испытывать любовную страсть». К этому можно добавить нидерландскоеwoeden-«страстно желать», woedig-«воспламененный (любовью)».

По другой теории, имя Один происходит от древнескандинавского фdhr, соответствующего немецкому Wut («ярость») и готскому wфds («неистовый»). Добавим, употребленное как имя существительное, это слово означает в равной мере «опьянение», «раздражение», «поэтическое вдохновение», что сравнимо с англосаксонским wфth-«пение», «песнь», а также яростное «буйство мороза, огня, грозы»; в качестве же имени прилагательного означает либо «необузданный», «неистовый», либо «стремительный»; помимо германских, близкие индоевропейские слова могут означать исступленное поэтическое и пророческое вдохновение: латинское uates, староирландскоеfaith. Таким образом, это верховный бог, жизненно важный для германцев, бог «первого ранга», на что, главным образом, и должно было указывать подобное имя.

Само его имя является, прежде всего, магическим понятием, которое сразу позволяет почувствовать идею возвышенности. Однако подразумевающийся ужасающий аспект образа этого «священного неистовства» не должен рассматриваться иначе как страх перед numinosumtremendum (устрашающее проявление «божественного»).

мироздание мифология божество

IV ОДИН В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ГЕРМАНЦЕВ

Представители каждого народа видят своих богов по-особенному, давая положительным богам силу и героизм, а отрицательным напротив, злость, трусость и другие подобные качества. В представлении германцевОдин выступает одноглазым -- свой правый глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Добавим также, что судя по некоторым эпитетам в германских источниках, Один был возможно даже слеп.Подобное самопожертвование во имя мудрости -- не редкость для Одина. В частности, чтобы постичь силу рун он, принеся самого себя в жертву, 9 суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир, после чего утоляет жажду священным медом из рук деда по матери -- великана Бёльторна и получает от него руны -- носители мудрости. Это «жертвоприношение» Одина, описанное в «Речах Высокого» в «Старшей Эдде», представляет, однако, не столько воинскую, сколько шаманскую инициацию.

Один сохранил черты хтонического демона, ему служат хтонические звери -- вороны и волки - Один кормит их мясом в Вальхалле; хтонические черты имеет и его восьминогий конь Слейпнир, на котором сын Одина -- Хермод скачет в царство мертвых Хель. В небесном царстве мертвых, где живет его дружина -- павшие воины, ему подчинены воинственные валькирии, распределяющие по его приказу победы и поражения в битвах. Один -- бог войны и военной дружины (в отличие от Тора, который, скорее, олицетворяет вооруженный народ), дарователь победы и поражения (воинской судьбы), покровитель героев (в том числе Сигмунда и Сигурда), сеятель военных раздоров. Один, по-видимому, -- инициатор первой войны (война между асами и ванами; см. в статье Ваны), он кидает копье в войско ванов. Копье (не дающий промаха Гунгнир) -- символ военной власти и военной магии -- постоянный атрибут Одина.

Как покровитель воинских инициации и жертвоприношений (о...

Другие файлы:

Наследие конунгов
В том вошли заключительная часть трилогии "Конунг" - "Конунг. Властитель и раб" классика современной норвежской литературы К. Холта (первые две части...

Древние германцы: общественно-политическая, хозяйственная и культурная жизнь (I-V вв.)
Эволюция политического строя и военных навыков древних германцев. Общественный строй, хозяйство и быт древних германцев. Внешний вид, традиции и культ...

Конунг
Описание: В очередной том серии "Викинги" вошли две первые части трилогии "Конунг" известного норвежского писателя Коре Холта, в которой рассказываетс...

Материальная культура германцев (по Тациту)
Анализ трактата Тацита "О происхождении германцев и местоположении Германии" как источника по истории и материальной культуре древних германских племё...

Религия древних германцев
Источники и исследования древнегерманской религии. Лечебная и прочая магия, мантика. Культ племенных богов и святынь. Основные общегерманские боги. Хр...