Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Общественные настроения в духовных семинариях России накануне и в годы первой российской революции

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Кризисные явления в Православной церкви накануне революции 1905-1907 гг. Реформы высшего духовного образования в конце XIX в. Повседневная жизнь семинаристов. Условия их обучения и проблемы воспитания. Нелегальная деятельность учащихся духовных школ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

Общественные настроения в духовных семинариях России накануне и в годы первой российской революции

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Состояние Церкви и духовного образования в конце XIX - начале ХХ вв.
    • 1.1 Кризисные явления в Православной церкви накануне революции 1905-1907 гг
    • 1.2 Реформы высшего духовного образования в последней четверти XIX в
    • 1.3 Недостатки духовного образования к началу XX в
  • Глава 2. Повседневная жизнь семинаристов
    • 2.1 Условия обучения и проблемы воспитания
    • 2.2 Быт и нравы семинаристов
  • Глава 3. Нелегальная деятельность учащихся духовных школ
    • 3.1 Причины студенческих выступлений
    • 3.2 Деятельность общесеминарской организации (1899-1905 гг.)
    • 3.3 Духовные школы и первая русская революция 1905-1907 гг
  • Заключение
  • Библиография
  • Введение
  • Сегодня, в период продолжающегося экономического кризиса и обострения социальной напряженности практически во всех слоях населения, изучение событий первой русской революции 1905-1907 гг. приобретает особое значение и актуальность. Активная критика Церкви и власти носят сегодня относительно мирный характер, однако, уже и сами эти процессы не могут не обращать на себя внимания.
  • В начале ХХ века обострение внутренних противоречий пронизывало всё российское общество; все больше людей осознавало, что жить «по-старому», отрицая необходимость преобразований, уже невозможно. Одной из важнейших особенностей периода революции 1905-1907 гг. явилось осознание различными слоями общества своих интересов. Другими словами, российское общество оказалось расколотым.
  • Русская православная церковь в начале ХХ века переживала тяжелое время. Кризис самодержавия, с которым Церковь была неразрывно связана, отразился на ней самым пагубным образом. С одной стороны, Православная церковь привыкла к своему подчиненному положению в государстве и состоянию «опоры существующего строя»; с другой стороны, наиболее дальновидные ее представители не могли не видеть того глубокого кризиса, который охватил самодержавное государство, а также всей опасности положения Церкви.
  • В.И. Ленин в своё время отмечал: «…отвратительная казенщина полицейски-крепостнического самодержавия вызвала недовольство, брожение и возмущение даже в среде духовенства. Как ни забито, как ни темно было русское православное духовенство, даже его пробудил теперь гром падения старого, средневекового порядка на Руси»[15]. Множество событий, явлений и фактов, предшествовавших Первой российской революции, по свидетельству многих современников и исследователей, послужили катализаторами социальной активности и в среде учащихся духовных учебных заведений.
  • Общественные настроения в духовных семинариях предреволюционной России достаточно подробно освещались в 30-е годы ХХ века. К числу таких исследований относятся работы Дмитрия-Рабочего (Васильева) и Б.В. Титлинова. В последней четверти ХХ в. этого вопроса касались А.В. Ушаков и П.Н. Зырянов. В последние годы этой теме посвящены публикации большого количества научных статей, защита дипломных работ, доклады на научных конференциях.
  • В данной работе делается попытка проследить сам процесс и выявить причины включения семинаристов в радикальную общественно-политическую деятельность. Целью работы является намерение извлечь определённые уроки из ошибок преподавателей, инспекторов и других представителей учебно-административного корпуса, а также всех тех, кто должен был поддерживать порядок в духовных учебных заведениях.

Глава 1. Состояние Церкви и духовного образования в конце XIX - начале ХХ вв.

1.1 Кризисные явления в Православной церкви накануне революции 1905-1907 гг.

Прежде, чем приступать непосредственно к духовным школам, следует несколько осветить состояние Церкви в первые годы ХХ века. Ведь именно с ней, в первую очередь, были связаны все мысли будущих церковнослужителей.

В своей работе «Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг.» П. Н. Зырянов приводит такую статистику: «В 1905 г. в России действовало 48375 православных церквей. Численность белого духовенства (протоиереев, священников, диаконов и псаломщиков) составляла 103437 человек».

Что касается монастырей, то их в 1905 г. в России насчитывалось 267 мужских и 208 женских. Численность черного духовенства (монахов и монахинь) составляла 20199 человек.

«В системе «ведомства православного исповедания»», - продолжает Зырянов, - «действовала целая сеть высших, средних и начальных учебных заведений, в том числе 4 духовные академии, 57 семинарий (19348 учащихся), 184 мужских духовных училища». Помимо этого, в ведомство Синода входила сеть массовых начальных школ, которая складывалась из школ грамоты, церковноприходских и учительских школ. Последние должны были готовить кадры «недорогих учителей» преимущественно из местного крестьянского населения. Тем самым создавалась как бы замкнутая цепь народных начальных школ, без привлечения «третьего элемента» (бессословной сельской интеллигенции). В 1905 г. числилось 25478 одних только церковноприходских школ.

Церковь располагала мощной полиграфической и издательской базой. Официальный орган Синода «Церковные ведомости», рассылавшийся во все приходы, имел значительный по тому времени тираж 42 - 46,5 тыс. экземпляров. Издавались также местные «епархиальные ведомости». Книги и периодические издания выпускали духовные академии и некоторые крупные монастыри (Александро-Невская, Троице-Сергиева и Почаевская лавры).

Однако господствующая Церковь, с ее многочисленным и многонациональным духовенством, иерархией, академиями, семинариями, училищами и школами, только с первого взгляда казалась стройной, единой и сильной организацией. В действительности Церковь все более и более обнаруживала свою внутреннюю слабость. При этом все звенья церковной организации ?каждое в отдельности и все вместе ? все менее справлялись с задачей объединения верующих.

Высшая церковная иерархия (митрополиты, архиепископы и епископы) в начале XX в. вела такой же обеспеченный образ жизни, как и верхи господствующих классов. Как вспоминал митрополит Евлогий, по случаю своей хиротонии (посвящения в епископский сан) он устроил обед на 80 персон. Архиерейские покои на время обеда превратились в настоящий ресторан, а виновнику торжества залили ликером новую рясу. Избранный во II Думу, митрополит выехал в Петербург в отдельном салон-вагоне.

Характерный, по мнению Зырянова, случай упоминается в Церковном вестнике за 1906 г. В 1899 г. на юбилей киевского митрополита Иоанникия съехалось свыше 20 архиереев. Отслужив молебен, они собрались на трапезу, в ходе которой, как вспоминал очевидец этих событий, владыка Антоний, не было высказано «ни одной живой мысли, ни одного горячего слова о положении Церкви, упадке веры». Зато рассказчик, самый молодой из собравшихся, «был поражен, с какою опытностью и знанием дела велись рассуждения о курсе железнодорожных облигаций, о наиболее верном помещении капиталов»(9, 30).

По словам Зырянова, архиереи были далеки не только от своей паствы, но и от рядовых священников: «открыто сомкнувшись с верхами господствующих классов, проникшись их корыстными интересами, забыв о «посреднической», «примирительной» миссии церкви, они заботились лишь о сохранении своей власти и увеличении доходов. Они имели власть и широко ее использовали, но, как правило, не имели нравственного авторитета среди местного населения»(9, 30).

Церковная иерархия выходила из черного духовенства, сосредоточенного в основном по монастырям, которые, как правило, располагали весьма обширными земельными угодьями. Некоторые монастыри были настоящими латифундистами. Соловецкий монастырь располагал земельными угодьями в 66 тыс. дес., Александро-Невская лавра имела 13090 дес., Темниковская Саратовская мужская пустынь (Тамбовская губ.) - 24 тыс., Троице-Сергиева лавра - 2068 дес.

Монастырская земля обычно обрабатывалась наемным трудом или отдавалась в аренду большими и малыми участками. По данным на 1887 г., площадь сдававшейся в аренду монастырской земли составляла 63,6 тыс. дес., т. е. 8,5% ее общей площади в Европейской России. Начавшийся в последней четверти XIX в. мировой сельскохозяйственный кризис взвинтил арендные цены. Выросли и соответствующие доходы монастырей. Так, в 1905 г. Троице-Сергиева пустынь (Петербургской губернии) только за сдачу части своей земли в аренду (из общего надела в 269 дес.) имела доход 5400 руб. Монастыри являлись также крупными лесоторговцами и домовладельцами. В 1905 г. Троицкий Зеленецкий монастырь от продажи дров и бревен выручил 12793 руб. Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь от эксплуатации жилого дома в Петербурге получал доход 2 тыс. руб.

Благотворительность, занимавшая видное место в официальной доктрине Церкви, в практике монастырей отодвигалась на второй план. В 1905 г. при монастырях состояло 176 больниц на 1715 мест (9, 32). Лишь меньшинство монастырей содержало больницы, в каждой из которых в среднем лечилось всего 9 человек. В 1905 г. Государственный Совет при обсуждении вопроса об обеспечении семейств погибших на войне с Японией солдат и офицеров выразил надежду, что в этом деле примут живое участие православные монастыри, «располагающие достат...

Другие файлы:

Кризис аграрной политики царизма накануне первой российской революции
В монографии осуществляется анализ кризисных явлений в аграрной сфере Российской империи накануне первой российской революции....

Государство, общество и церковь в годы великой французской революции
Французская церковь накануне революции. Социально-экономическое и политическое положение католической церкви во Франции накануне революции. Взгляды фр...

1905-й год
В книге рассказывается о событиях 1905 г. в России —первой народной революции эпохи империализма, которая нанесла серьезный удар царизму и явилась ген...

История российской интеллигенции XX столетия
В пособии дается определение понятий "интеллигенция", "интеллигентный"; рассматриваются корни российской интеллигенции конца XIX - начала XX веков, ид...

Эсеры-максималисты в первой российской революции
Описание:В монографии рассматривается история выделения из партии социалистов-революционеров (эсеров) её левого, максималистского крыла, причины и ход...