Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Общее понятие о составлении догматов и Символа веры Святой Православной Церкви

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Догматическая деятельность восточной Церкви в эпоху Вселенских Соборов. Сущность, история и порядок осуществления семи таинств, установленных для блага и спасения верующих: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Семь спасительных таинств

2. Таинство Крещения

3. Таинство Миропомазания

4. Таинство Причащения

5. Таинство Покаяния

6. Таинство Священства

7. Таинство Брака

8. Таинство Елеосвящения

Заключение

Библиография

Введение

Составление догматов и Символа веры происходило в эпоху Вселенских Соборов. Эпоха Вселенских Соборов это время наиболее оживленной догматической деятельности восточной Церкви. Догматические споры велись в основном о личности Христа. Кто Он, Воплотившийся Бог или только духоносный человек, и как соединены в Нем две природы - Божественная и человеческая. На Вселенских Соборах были сформулированы догматические определения о Единстве Существа и Троичности Лиц в Боге и о Христе Спасители как Истинном Боге и одновременно Истинном Человеке. Не менее остро с середины VIII до середины IХ в. стоял вопрос о почитании святых икон, получивший положительное разрешение на Седьмом Вселенском Соборе.

В ходе догматической борьбы оттачивалась единая богословская терминология, позволившая представителям различных богословских школ говорить на одном языке. В этом велика заслуга каппадокийских отцов: святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а позднее - Леонтия Византийского и святого Максима Исповедника.

Некоторые святые отцы данной эпохи оставили систематические сочинения по богословию, которые имели значения для развития догматики как научной дисциплины. К ним следует отнести:

Катехизические поучения святителя Кирилла Иерусалимского. В них, скорее в проповедническом стиле, чем научно и систематически, излагаются догматы, содержащиеся в каждом члене Символа веры Иерусалимской Церкви, также учение о Таинствах Крещения, Миропомазания и Евхаристии. Догматы раскрыты недостаточно полно и без строгого разграничения с другими христианскими истинами.

«Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского содержит глубокое изложение догматов: о Святой Троице, о Воплощении, о Крещении, о Евхаристии и призвании человека.

«Сокращение Божественных догматов» Блаженного Феодорита - краткий очерк христианской догматики, подкрепляемый преимущественно библейскими текстами. Кирский святитель в своем сочинении не касается многих догматических вопросов.

«Точное изложение православной веры» святого Иоанна Дамаскина является определенной вершиной в плане систематизации вероучения. Святой Иоанн стремился изложить учение прежде живших отцов В учении о Святой Троице он опирается на богословие св. Афанасия Великого и каппадокийцев, а в христологии, преимущественно, - на учение св. Максима Исповедника. и сделал это творчески. Однако и здесь материал собран очень неравномерно, основное внимание уделено учению о Христе, рассматриваются только два Таинства - Таинство Крещения и Евхаристия, почти ничего не сказано о Церкви, отсутствует строгий порядок в повествовании. Влияние системы святого Иоанна было велико во всем христианском мире.

Наша задача кратко, но более подробно объяснить все члены Символа веры, которые были изложены на Вселенских Соборах. Прежде всего, что такое Вселенский Собор?

Вселенский Собор - это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей Вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами.

Вселенских Соборов было семь: 1-й - Никейский в 325 году, на котором было принято семь членов Символа веры, а остальные пять членов Символа веры были приняты на втором Вселенском Соборе, который состоялся в городе Константинополе, в 381 году. Далее 3-й - Ефесский в 431 году; 4-й - Халкидонский в 451 году; 5-й - Константинопольский второй в 553 году; 6-й - Константинопольский третий в 680 году; 7-й - Никейский второй в 787 году.

Правило созывать Соборы основывается на примере Апостолов, которые созвали Собор в Иерусалиме (Деян. 15). Основанием для этого служит также изречение Самого Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что нарушающий их оказывается лишенным благодати, как язычник. «Повеждь Церкви, аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф. 18,17). Способ же, которым Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор.

Первый и Второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры, были созваны по следующим причинам: первый - для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария; второй - для утверждения учения о Святом Духе, против ложного учения Македония. Первый Вселенский Собор составил 20 правил (или канонов), Второй Вселенский Собор составил 7 правил.

Чтобы лучше понимать Вселенский Символ веры, следует обратить внимание на его деление на двенадцать членов, или частей, и рассматривать каждый член порознь. Начнем сразу с 10-го члена Символа веры, о таинствах, так как в наше время множество различных сект, таких как штунды, баптисты, иеговисты и другие, которые просто отвергают святые Таинства, не признают установленного Самим Господом Иисусом Христом священноначалия и обрекают на духовную гибель и духовный блуд тысячи людей православного народа.

Да поможет нам Господь и Царица Небесная покончить с сектантской ересью и сберечь народ от заблуждений и ложного учения, наставляя его на правые стези Господни!

1. Семь спасительных таинств

Своею крестною смертию Сын Божий, Иисус Христос для всех людей открыл путь спасения, для всех сделал возможным получения вечной блаженной жизни на небе. Он, премилосердый, всем верующим в Него сообщает особую благодать Духа Божия, помогающую человеку на пути спасения, просвещающую наш ум и сердце и дающую нам силы исполнять заповеди Божии. Эта спасительная благодать Божия преподается верующим в Господа Иисуса Христа через таинства, совершаемые в святой Церкви. Слово «Таинство» - греческое и имеет глубокий смысл и значение. Таинствами называются такие священные действия, в которых через видимые знаки невидимым и непостижимым для нас образом преподается верующим во Христа благодать Божия. Таких спасительных таинств святая Церковь приняла от Самого Божественного Основателя ее, Господа Иисуса Христа, через апостолов, и до этого содержит - семь, а именно: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние (или Таинство Исповеди), Священство, Брак и Елеосвящение. Через семь таинств, как через семь источников, истекают на христианина все благодатные дары Святого Духа, необходимые для достижения небесного блаженства. В самом деле, что нужно человеку для получения обещанного Господом вечного блаженства на небе? Да прежде всего духовное перерождение, потому что мы все по природе своей во грехах рождаемся, а потому и грешим. И вот в таинстве св. Крещения мы омываемся от всякой скверны греховной, возрождаемся и делаемся новою тварию. Но подобно тому, как новорожденному младенцу необходим бывает воздух для поддержания его жизни, так точно и родившемуся для жизни духовной необходима особая духовная сила, которая бы укрепляла и утверждала его в жизни духовной. Поэтому в следующем за крещением таинстве - Миропомазании подается крещенному особая благодать Св. Духа, утверждающая его в жизни духовной и поддерживающая его в борьбе с искушениями и страстями. Но, имея слабую, поврежденную грехом природу и живя среди искушений и соблазнов мира, христианин и после этого подвергается падениям и грехам и таким образом вновь нуждается в очищении от скверны греховной. Это очищение, или врачевство, подается ему в таинстве св. Покаяния,11 Иногда это таинство называют - Таинством Исповеди, так как кающийся открыто исповедует свои грехи Богу пред священником. в котором Господь Иисус Христос через служителя Своего разрешает чистосердечно кающегося от всех его грехов. - Чтобы теснее соединить такого с источником святости, Спасителем нашим Иисусом Христом, раскаявшемуся обыкновенно преподается в таинстве св. Причащения Тело и Кровь Господа. - Изнемогая душою, человек часто изнемогает и телом, подвергаясь опасным и тяжелым телесным недугам. Святая Церковь и в этом случае приходит на помощь христианину, сообщая ему в таинстве святого Елеосвящения исцеление болезней и отпущение грехов, восстановляя таким образом его духовное и телесное здравие. - Христианин по закону природы своей желает быть отцом семейства, вступая в союз с женщиной. Чтобы освятить этот плотский союз, низвести на него благодать Св. Духа, св. Церковь совершает над брачущими таинство Брака, в котором, по высочайшему образу союза Христа с Церковью, подается верующим благодать к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. - Наконец, для совершения святых таинств нужны строители таин, которые бы имели на то особую власть от Самого Бога, потому что кто осмеливается совершать таинства самовольно, тот, как учат апостольские правила, «раздражает Бога, яко же сынове Кореовы и Иозия царь» (2 прав. св. апостолов). Правильных же служителей Христа и совершителей таин Божиих поставляет Сам Святой Дух через таинство Священства, в котором правильно избранные и законно рукоположенные получают благодать освящать верных, «пасти Церковь Господа и Бога».

Итак, предвидя все духовные потребности верующих, Спаситель наш и святые апостолы установили семь Таинств, принимать которые и обязан всякий христианин, вопреки богохульному отрицанию их, так называемыми штундистами, баптистами, иеговистам...

Другие файлы:

Святоотеческая хрестоматия
Описание: В хрестоматии собраны жизнеописания и сведения о главных трудах Святых отцов и Учителей Православной Церкви с изложением важнейших положений...

Сокращённое изложение догматов веры
Догматическое Богословие Преосвященных архиепископов Филарета, Макария и Антония, Пространный Православный Катехизис и Православное исповедание восточ...

Отношенiе Святой Православной Церкви къ миру и войнѣ
ОписаниеВ книжке «Отношение Святой Православной Церкви к миру и войне по учению её канонического права» Н.А.Заозерский полемизирует со отношением гр....

Русская православная церковь (XIX-начало XX в.)
Со времен Петра I церковью управлял синод во главе с обер-прокурором—светским чиновником. В состав синода входили некоторые местные епископы, созывавш...

Споры об Апостольском символе. История догматов. Исследования по истории древней Церкви
Сборник работ по истории древней Церкви под общим названием "Споры об Апостольском символе. История догматов" принадлежит перу выдающегося русского це...