Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Образ пастыря, представленный в трудах митрополита Сурожского Антония (Блума)

Тип: дипломная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Жизнь знаменитого миссионера, всемирно известного проповедника и многими уважаемого архипастыря митрополита Сурожского Антония (Блума). Сердцевина Пастырства - Христос. Священник - человек молитвы. Социальное служение пастыря, пастырское душепопечение.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • 1. Жизнь владыки Антония
  • 2. Пастырство
  • 3. Сердцевина Пастырства - Христос
  • 4. Проповедь пастыря
  • 5. Священник - человек молитвы
  • 6. Социальное служение пастыря
  • 6.1 Пастырская помощь заключенным
  • 6.2 Пастырская помощь больным
  • 7. Пастырское душепопечение
  • 8. Пастырь и миряне в контексте Православного учения о церкви
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Речь пойдет о знаменитом миссионере, всемирно известном проповеднике и многими уважаемом архипастыре митрополите Сурожском Антоние (Блуме).

Сегодня одним из самых живых вопросов в священнической практике является вопрос о том, что такое пастырство и каким должен быть сам пастырь. В связи с этим, мы, проанализировав труды и жизнь, владыки Антония постараемся найти для себя ответ, что такое пастырское достоинство, какие качества являются необходимыми и незаменимыми для пастыря.

Всей своей жизнью Высокопреосвященнейший Антоний показал, что им двигала исключительно любовь, в первую очередь к Богу, а потом, конечно же, к ближнему. Став пастырем, он никогда не останавливался на достигнутом, каждую минуту в течение всей своей долгой жизни владыка учился быть пастырем. Теперь весь православный мир знает его как ревностного священнослужителя, мудрого архиерея, добродетельного монаха, внимательного духовника, проникновенного проповедника и неутомимого миссионера. Дело в том, что владыка Антоний понимал пастырство как состояние, которое необходимо поддерживать постоянно, даже без подобающих условий, сна и отдыха.

То духовное сокровище, которое собрал митрополит Антоний не закопано и не потеряно, оно продолжает жить и обильно плодоносить. Многие и многие начинающие пастыри и те, кто еще только на пути к этому высокому служению, пользуются его доселе живым примером, советами и находят для себя вдохновение в прекрасных проповедях, которые исполнены любви.

Радость жизни со Христом стала отличительной чертой пастырской проповеди незабвенного проповедника. "Он с особой силой убеждения научает нас принимать широко раскрытыми очами сердца Свет Христов, который не ослепляет, но просвещает всех" Антоний (Блум), митр. Пастырство. М.: Никея, 2012.С. 7. .

В нашей стране проповедь владыки Антония звучала многие десятилетия. Его приезды в Россию становились целыми событиями. В советские годы его проповедь, в первую очередь - проповедь Евангельской Любви и Свободы, имела огромное значение. Очень важно то, что духовный опыт, который владыка имел, он умел очень хорошо изложить и окружающим. Основная тема которого, это - глубоко личностные отношения с Богом, встреча с ним "лицом к лицу". Часто владыка подчеркивал, что он не имеет богословского образования и "не богослов" вовсе, но его слова заставляли вспомнить святоотеческие определения: богослов - тот, кто чисто молится; богослов - тот, кто знает Бога Самого. http: //www.metropolit-anthony. orc.ru/biograf. htm [Биография митр. Антония]

Митрополит Антоний очень необычно объяснял, что такое Церковь и пастырство. Его изложения небыли похожи на привычные для нас академические рассуждения, которые в своем большинстве взяты из богословия XIX века. Антропологические взгляды Сурожского архипастыря позволили по-новому взглянуть на достоинство человека, заново осмыслить православное духовничество, направленное на восстановление такого достоинства.

"Митрополит Антоний - не академический богослов. Однако знакомство с его текстами - в подавляющем большинстве первоначально устными выступлениями - позволяет увидеть целостный взгляд человека с "продуманной верой". И, кажется, ни у кого, кто имел возможность общения с ним, и даже у тех, кто просто внимательно вчитывался в тексты его выступлений и проповедей, никогда не возникало сомнение, что свидетельство его подлинно и достоверно". Кырлежев А. И.. Митрополит Антоний Сурожский - «заезжий православный миссионер" в России // Континент. М.; Париж, 1994. № 4 (82).С. 236.

В этой работе мы постараемся рассмотреть жизнь и труды владыки касающиеся его пастырелогических воззрений и практических рекомендаций.

Думаю, данная тема очень актуальна, ведь одной из основных забот Русской Православной Церкви, как ранее, так и на современном этапе её истории является проблема духовнической практики. Поэтому пасторологические взгляды владыки Антония особенно будут полезны в деле воспитания молодого поколения священнослужителей в Духовных учебных заведениях.

Целью данной работы является изучение взглядов митрополита Антония относительно пастырского служения, образа пастыря вообще и его некоторых практических рекомендаций по духовнической деятельности.

душепопечение антоний митрополит пастырь

1. Жизнь владыки Антония

Родился будущий митрополит в Лозанне, что в Швейцарии,19 июня 1914 года. В миру его звали Андрей Борисович Блум. Его дед, Скрябин, был русским консулом на Востоке, там же он познакомился с девушкой, она впоследствии стала его женой. После свадьбы они приехали в Россию. Еще позднее дед всё еще служил на Востоке, и их дочь, будущая мама владыки Антония, тогда была в Смольном и приехала к родителям на каникулы, тут же она познакомилась с будущим отцом владыки, который работал переводчиком в посольстве.

Вскоре будущий владыка с родителями попадает в Персию. Мама Андрея была невероятно энергичная и не по-женски мужественная женщина. Она очень хорошо ездила верхом, путешествовала с отцом по всем горам, даже охотилась на кабана и тигра. 1921 год - на Западе время было плохое, безработное, и к жизни эмигранта она была не очень готова, но она знала много языков, как то: французский, немецкий и английский, и это, конечно, её спасло. Потом мать владыки научилась работать на машинке и стенографии и работала так уже всю жизнь.

В их семье были совершенно удивительные обычаи. Дед требовал, чтобы дети полдня говорили по-русски, а другие полдня по-гречески и по-латыни. По-русски, потому что это было местным наречием, а остальные языки надо было учить для аттестата зрелости.

По прошествии примерно двух месяцев после рождения Андрея семья возвращается в Россию. Жили сначала в Москве, но в 1916 году его отец снова был назначен на Восток, и они уехали в Персию. Следующие семь лет будущий архиерей проводит там. В школу он не ходит, но его образованием занималась бабушка. Она ему очень много читала и всегда вслух: читала она красиво и хорошо, и она знала, где необходимо сделать паузу чтобы ребенок мог отреагировать. А во время прогулок она затевала о прочитанном разговоры, давая нравственные оценки, чтобы это было для мальчика не просто развлечением, а уроком и наукой, что по слову самого владыки, было бесконечно ценно. См.: Антоний (Блум), митр. Труды. М.: Практика, 2002.С. 242.

По политическим причинам в 1920 году семья покидает Персию, но не в полном составе. Отец пока остается, а мама с сыном и бабушкой уезжают на Запад. Они переезжали очень часто, настолько часто что за свои детские годы будущий митрополит объехал множество стран Европы. Из них: Испания, Париж, Австрия, северная Югославия. Во время их пребывания в Вене, Андрея учили читать и писать.

Владыка рассказывал особенные истории из детства, которые ему передавала его мама, ибо он сам был слишком мал чтобы запомнить то время. Он говорил, что с него ничего не требовали неразумного, и никогда не было чувства, что требуют только потому, что родители такие большие и сильные и могут сломить ребенка. Но, если что-то говорилось, что никогда не отступали.

Из воспоминаний владыки Антония: "Мама мне рассказывала - она мне как-то раз что-то велела, я воспротивился; мне было сказано, что так оно и будет, и я два часа катался по полу, грыз ковер и визжал от негодования, отчаяния и злости, а мама селу тут же в комнате в кресло, взяла книжку и читала, ждала, чтобы я закончил. Няня несколько раз приходила: "Барыня, ребёнок надорвётся!" А мама говорила: "Няня уйдите!" Когда я закончил, вывопился, она сказала: "Ну, закончил? Теперь сделай то, что тебе сказано было". Это был абсолютный принцип.

Принцип воспитания был такой, что убеждения у меня должны сложиться в свое время свои, но я должен вырасти совершенно правдивым и честным человеком, и поэтому мне никогда не давали повода лгать или скрываться, потому что меня не преследовали. Скажем, меня могли наказать, но в этом всегда был смысл, мне не приходилось иметь потаённую жизнь, как иногда случается, когда с детьми обращаются не в меру строго или несправедливо: они начинают просто лгать и устраивают свою жизнь иначе". Антоний (Блум), митр. Труды… С. 146-247.

Владыка вспоминает очень интересный случай из своей юности, это было то время когда его впервые, серьёзно стали посещать мысли о Христе и о Церкви. Он тогда просил у матери для чтения Евангелие. И однажды, когда он читал Евангелие от Марка, на отрывке между первой и третьей главами, будущий митрополит почувствовал, как наяву, сидящего с другой стороны стола, Христа. Это было поразительное чувство, он долго смотрел перед собой, но ничего не видел, не слышал и не ощущал, однако Андрей пребывал в ярком сознании того, что перед ним стоит...

Другие файлы:

Богословский метод митрополита Антония Сурожского

Молитва и жизнь
Описание: Авторизованный перевод с английского языка книги митрополита Антония Сурожского "LIVING PRAYER", изданной в Лондоне в 1966 году....

Молитва и жизнь
В этой книге вы найдете размышления митрополита Антония Сурожского о месте молитвы в жизни каждого верующего. В ней также есть раздел "Молитвы и проше...

Человек в богословии митрополита Антония Сурожского: Доклады Второй международной конференции 11-13 сентября 2009
Описание: Доклады Второй международной конференции 11-13 сентября 2009 г....

Материя и дух
Предлагаемая книга митрополита Сурожского Антония представляет собой сборник работ, объединенных не только тематически, но, прежде всего, открытостью...