Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Образ женщины в Священном Писании Ветхого Завета по книге Бытия

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Описание образа женщины в Ветхом Завете в труде протоиерея Кустодиева "Опыт истории библейской женщины". Образ Евы как матери человечества, источника жизни, причины скорби, болезни и падения. Женщины эпохи патриархов: Сарра и Агарь, Ревекка, Лия и Рахиль.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Кафедра богословских дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: "Образ женщины в Священном Писании Ветхого Завета по книге Бытия"

Москва 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Женщины от сотворения человека до потопа

1.1 Ева

1.2 Ада и Цилла

Глава 2. Женщины эпохи патриархов

2.1 Сарра и Агарь

2.2 Ревекка

2.3 Лия и Рахиль

Заключение

Список использованной литературы

женщина завет библейский ева

Введение

В общей библейской истории образ женщины остается в тени, выделяясь только двумя самыми значимыми событиями: грехопадение по вине Евы и спасение через Пресвятую Деву Марию. Конечно же, эти два факта не являются единственными и с ними связаны предшествующие и последующие события.

Целью данной работы является раскрытие образов и нравов тех женщин, которые описаны в книге Бытия, а также обзор святоотеческих толкований, касающихся этих женщин.

Основной задачей служит хронологический обзор женщин, пользуясь книгой Бытия, а так же разбор конкретных образов пользуясь святоотеческими толкованиями.

Основными источниками данной работы являются труды святых отцов и научные работы различных авторов. Это "Беседы на книгу Бытия" святителя Иоанна Златоуста, в которых проводится детальный разбор каждого стиха и события. Близко к "Беседам" святителя Иоанна Златоуста стоит толкование Священного Писания преподобного Ефрема Сирина.

Немалую роль для данной работы играет труд протоиерея Константина Кустодиева "Опыт истории библейской женщины", в котором автор делает доскональный обзор каждой женщины в Ветхом Завете, а так же проводит сравнительные анализы.

Цели, задачи и источники сформировали структуру даной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Жещины от сотворения человека до потопа

1.1 Ева

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1, 27).Женщина, сотворенная в самом начале мира, в вечер шестого дня, -- это мужчина в женском роде, то есть, как и он, образ Божий. Бог сказал Сам Себе, что человеку нехорошо быть одному и создал Её чтобы быть "помощником, соответственным ему" (Быт 2,18). Прежде всего "помощник": еврейское слово "азер" означает личное отношение, неожиданную помощь в ситуации крайней и гибельной опасности. Женщина для мужчины поддержка и спасение от одиночества и даже смерти. Человек не может оставаться один, ибо он есть образ Божий, то есть личность. И это не просто индивидуум, наделенный разумом. В Боге лица -- это "ипостасное отношение". Только отношение, существующее между тремя Лицами Троицы, отличает друг от друга Отца, Сына и Духа, представляющих собой единую божественную субстанцию.

Поэтому человек, будучи личностью, создан для отношений. Именно они и определяют его как личность, и прежде всего отношение человека с Творцом и Господом его. Человек не может быть полностью самим собой без отношений с подобными ему личностями; он определяет себя, и принимая даруемое другими, и отдавая себя. Вот почему человек в самых разнообразных отношениях ищет всегда взаимодополняемости, иначе говоря, "помощника, соответственного ему".

Животные, которых Бог создает и приводит к человеку, не могут дать ему полноту отношений, в которой он нуждается, потому что не "соответствуют" ему. Через животных Бог подготовил Адама ко встрече с женщиной, он ждал и желал ее. Ошеломленный возглас, который он издает, увидев ее впервые, полон радости встречи. В оригинальном тексте он три раза повторяет местоимение "такая":"Такая -- плоть от плоти моей и кость от костей моих! Такая будет называться, женою, ибо взята от мужа своего такая!" (Быт 2, 23).

"Три вещи непостижимы, для меня, и четырех я не понимаю; пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря, и пути мужчины к девице" (Притч 30, 18). Женщина становится идеальной спутницей, необходимым партнером, для которого он не находит даже другого имени, кроме своего собственного

Из первых глав Бытия, можно узнать, что женщина была создана из плоти первого мужчины. "И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку" (Быт. 2:22). Она была взята от него, что указывает на то, что без нее ему чего-то не хватало, и что двое составляют одно целое. "Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего" (Быт. 2:23). На древнееврейском языке слово "жена" (иша) - производное от слова "муж" (иш), и дословный перевод этих слов был бы такой: "Она будет называться мужчиницей, ибо взята от мужа своего". Из этого следует, что уже само имя женщины соответствует мужчине. Они дополняют друг друга, помогают, взаимосвязаны и взаимоподчинены.

Преп. Ефрем Сирин предполагает, что Адам видел во сне всё то, что происходило с ним. Адам не назвал женщину собственным именем, но назвал ее "Жена", что соответствует целому роду. Некоторые говорят, что женщина создана из ребра - единственной кости, где нет мозга. Так можно шутить, лишь не зная первоисточников. Дело в том, что значение слова "ребро" в древнееврейском языке гораздо шире, чем в русском: это и "часть", и "грань", и даже "кость, которая хранит и защищает жизнь".

Свт. Иоанн Златоуст в "Беседах на книгу Бытия" указывает на то, что именно это место ближе всего к человеческому сердцу. Сам Бог приводит женщину к человеку, сам Бог приготавливает первый брак в истории человечества, обретающий в этой встрече свою полноту и свое совершенство. Оба они вместе должны вникать в Божественный смысл их существования, почитать Того, Который из ничего произвел жизнь, и в Нем любить друг друга.

Мужчина будет понимать больше, но женщина будет чувствовать лучше. Оба они вместе составляют одно: Бог отделил часть от мужчины, чтобы теснее соединить его с созданною из этой части женщиной; обе жизни их. Он одушевил одним и тем же дыханием обоих их. Он создал их для одной и той же цели; в теснейшем их единении, в нерасторжимости их союза, доходящей до отождествления их обоих в одной плоти, Он положил основание семьи и будущего общества: "Она будет называться женою, ибо она взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть" (Быт 2:23-24).

Жизнь первых людей в раю была полна гармонии и счастья. Нет сомнений, что они пребывали в невинности и полном согласии. Это счастье и послужило возникновению ненависти у того, кто добровольно отказался от Бога, от любви и от всего блаженства, которое существует в мире. Он отравляет этой ненавистью первых людей, и вселяет в их сознание грех и сомнение.

"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякаго дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт 2:16-17). Бог позволил человеку находиться в этом прекрасном саду, полным разнообразных растений, плодовитых деревьев. И самое главное, человеку было дозволено всё, кроме одного. Казалось бы, что может быть легче этой заповеди. Господь не требовал чего-то сложного, а лишь не вкушать плода от древа этого.

Диавол старался внушить жене неверие к заповеди Божией. Он говорит: "Подлинно ли, - говорит он жене, - сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в саду" (Быт 3:1)? Тогда жена ответила ему, что это неправда. Бог запретил вкушать только от одного древа, под страхом смерти. На что диавол отвечает: "Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло" (Быт 3:4-5). Этими словами он возбудил в Жене желание равенства с Богом.

Ложь диавола была очевидна, и сначала жена это понимала. Но мы прекрасно знаем, насколько он искусно может обольстить, солгать и убедить. "Увидела жена, что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала мужу своему, и он ел" (Быт 3:6). И не видно никаких возражений со стороны Адама, он слушается и соглашается с женой. В этом мы видим полнейшее согласие между мужем и женой, их неразрывную связь друг с другом. Иначе бы Адам воспротивился жене. Только после нарушения завета Божия чувствуется не свойственное им разногласие. Адам возлагает вину на жену, и единственным оправданием служит то, что Сам Бог дал такую жену.

Как бы то ни было, наказание постигло их обоих. Отныне супружество для жены рабство, а материнство - скорбь. "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Быт 3:16). Муж, падший вместе с женой, узнает теперь о всех трудностях на земле, он узнает смерть, которую не знал ранее будучи невинным.

С этого момента Адам дает имя своей жене - Ева, которое означает "жизнь". Действительно, от нее начинается дальнейшая жизнь, от нее происходит потомство, в котором для первых людей Бог оставил единственную надежду. Ева рождает первого сына - Каина, в котором видит спасение, обещанное Богом. Но первое преступление после грехопадения не заставило себя ждать. Каин умертвил Авел...

Другие файлы:

«День Господень» в Священном Писании Ветхого и Нового Завета
"День Господень" — словосочетание, которым в Священном Писании выражается верование в грядущее "посещение" Богом мира, мыслимое как акт суда Божьего н...

Сказки и чудеса Ветхого Завета
Сказки и чудеса Ветхого Завета - красочная книга для самых маленьких. В ней более тридцати специально отобранных библейских историй, рассказанных в ви...

Эпизоды и персонажи Ветхого Завета в произведениях изобразительного искусства
В книге представлены сюжеты и персонажи Ветхого Завета, начиная от библейского повествования о сотворении мира и древней истории Израиля до героев и п...

Око за око. Этика Ветхого Завета
Некоторые христиане разделяют весь ветхозаветный закон на предписательные моральные заповеди и необязательные в наше время заповеди обрядовые и гражда...

Он дал нам прообразы
Описание:Как понять методы и научиться самостоятельно толковать истории Ветхого Завета и ветхозаветные прообразы? Многие справочники для понимания Пис...