Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Мифология: прошлое и настоящее

Тип: контрольная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Миф и мифология как способ освоения действительности. Различие между мифом и искусством. Главная функция мифа. Наиболее известные памятники древней мифологии. Миф в исторической ретроспективе. Кризис мифологического сознания, причины возникновения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контрольная работа по теме:

Мифология: прошлое и настоящее

ВВЕДЕНИЕ

О мифе и мифологии как о способе освоения действительности говорят, когда рассматривают ранние стадии общественного развития.

Как известно, «первобытнообщинная формация имеет своей идеологией миф...». [2; 16]. Но в чем же состоит суть мифического восприятия действительности? В науке уже давно преодолена точка зрения на миф как на нечто внелогичное и чисто иррациональное. Уже Дж. Вико называл мифы «умственным словарем человечества, а Ж.-П. Вернан говорил о «разуме мифа», где отыскиваются общечеловеческие схемы мышления и жизни, обнаруживаются непреходящие ценностные образы. М. Лифшиц ввел даже особый термин «логомифия», который призван указывать на рациональную и внутренне организованную структуру образотворческого мышления. [3; 16]. Уже в рамках мифо-поэтического воображения древний человек пытался ставить вопрос о телосе - цели и смысле бытия. Миф представляет собой своеобразную «доисторическую метафизику».

Но обо всем по порядку. Целью данной работы является сформировать общее представление о мифе и мифологии и представить их историческое развитие, а также представить эти понятия в традиционном и современном понимании.

Перед нами, таким образом, стоит ряд задач:

сформировать представление о понятиях мифа и мифологии и определить их сущность;

представить традиционную и современную трактовки этих понятий;

понять какие виды мировоззрения существует и в чем особенности мифологического мировоззрения;

представить историческое развитие мифологии и проследить зарождение философии на ее почве;

разобраться в соотношении мифологии и философии.

Содержание работы отвечает поставленным цели и задачам и соответственно им построена структура работы. Вся работа разделена на блоки, каждый из которых освещает одни из заявленных аспектов проблемы.

Нужно сказать, что данная проблема является хорошо изученной и имеет традиционные общепринятые обоснования, с которыми мы смогли ознакомиться в учебной литературе по философии, предназначенной для студентов высших учебных заведений. Использование данной литературы оправдано и объемом и назначение данной работы. Дело в том, что по этим причинам мы не можем достаточно глубоко исследовать проблему мифологии в философии и привлечь для работы статьи и монографии ученых - философов по данной теме.

Также хочется заметить, что данная проблема представляет большой интерес и полезность для студентов, занимающихся изучением философии. Согласно мифологической теории происхождения философии, о которой мы будем говорить ниже, мифология является одним из ключевых организмов, благодаря развитию, которого философия вообще возникла. Отсюда, не ознакомившись с понятием мифологии, невозможно понять сущность и проблему появления философии как науки, нельзя представить себе историческое развитие философии без мифологии. В этом состоит и актуальность выбранной проблематики.

Кроме того, данная тема является просто очень интересной для изучения: знакомство с культурой людей на ранних стадиях общественного развития, их богами и героями, сравнение с современностью - что может быть интереснее? К тому же, студенту только начинающему изучать философию довольно трудно разобраться в таких сложнейших понятиях философии как мировоззрение, гносеология, онтология и т.п. На фоне этих и им подобных определений понять сущность мифологии довольно просто.

Мифами о Геракле и его подвигах, о Персее и греческих богах мы зачитывались еще в 5 классе школы на уроках истории и литературы. А ведь это такая малость, по-сравнению с тем, что мы можем узнать о них сейчас, понять чему обязано их появление, какие внутренние переживания человека заставили появиться миф! Итак, что же такое миф?

ПОНЯТИЯ МИФ И МИФОЛОГИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ

Греческое слово «миф» имеет множество смыслов. Это и «сказание», и «речь», и «разговор», и «замысел», и «известие». В древней Греции миф порой воспринимался как нечто противостоящее действительным событиям, правде. Но, с другой стороны, миф оценивался как произведение самой жизни. В традиционном понимании миф - это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в олицетворенной и одухотворенной форме.

В более поздней трактовке - это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Миф часто оценивают как универсальный способ человеческого мирочувствования.

Миф - это, разумеется, вымысел. Однако не сознательный, а бессознательный. Миф соединяет в себе элементы теории и художественного творчества. Первое, что поражает в нем - это родство с поэзией. Иные полагают, что древний миф - это та почва, на которой постепенно вырастает современная поэзия. В самом деле, миф часто служит материалом для искусства.

Однако между мифом и искусством есть существенное различие. Когда творит художник, ему совсем не нужно существование реального объекта. Жил ли на самом деле Орфей или Пигмалион - человеку, создающему искусство, это безразлично. Ведь его волнует собственное воображение, он отдает дань своей фантазии. Миф без веры невозможен. Каким бы странным он ни выглядел, сколь не казался бы неправдоподобным, мы относимся к нему с полным доверием. Без веры в реальность своего объекта миф теряет свою основу.

Мир мифа - драматический мир: мир действий, усилий, борющихся сил. Схватка этих начал усматривается во всех явлениях природы. Мифологическое мышление всегда пропитано этими эмоциональными качествами. Ведь что бы ни находилось в поле зрения или чувства, оно окутано этой атмосферой радости или горя, волнения, ликования или уныния. Когда мы испытываем сильную эмоцию, в нас возрождается драматизированное понимание всех окружающих вещей: они теряют свой привычный облик, окрашиваются в особый цвет наших страстей - любви или ненависти, страха или надежды. Миф можно рассматривать как специфический тип человеческого бытия.

В мифе воплощаются тайные вожделения человека, в частности его опыт галлюцинаций, и драматургия бессознательного. В недрах культуры легко отыскивается жар души, спонтанное влечение, жизненный порыв. Русский философ Михаил Гершензон (1869-1925) в работе «Гольфстрем» показал, что не только ум может стать импульсом культурного творчества. В культуре ощутим живой нерв, глубинное наполнение, полноводное движение живительного преображения. [2; 20].

Мифы, в которых человек пытался осмыслить мир и самого себя, порой выдавая видимость за сущность - это форма мифологического мировоззрения

В духовной жизни первобытного человека формируется мировоззрение, в котором в едином, универсальном, нерасчлененном (синкретическом) виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п. В этой специфической форме мировоззрения, которую и называют мифологией, выражалось мироощущение человека того времени, его мировосприятие и миропонимание. Типичным для мифологии было очеловечивание природы, недостаточно четкое разделение пространства и времени, вещи и ее знака.

В первобытном обществе мифы были первой попыткой ответить на вопросы о происхождении мира и человека, о том, как устроен мир, и каковы причины возникновения тех или иных явлений. Ответы на эти вопросы давались в художественно-образной форме, где свойства природы, человека и фантастических существ причудливым образом переплетались, создавая такую картину мира, в которой соединялись фантазия и реальность, предмет и знак, вещи и слова, вера и знание, эмоциональное и рациональное. Однако было бы неправильно представлять миф лишь как легенду, историческое предание или только как художественный вымысел. Миф - это значительно большее. Миф - это реальность, которой и в которой живут люди. [4; 12].

Итак, главная функция мифа не повествование о прошлом, а иногда и будущем, а обоснование существующего в природе и обществе миропорядка, и, как следствие, - регулирование сложившихся общественных отношений, закрепление принятых норм морали и системы ценностей, сохранение обычаев и традиций.

В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений.

Предметом мифологии выступают: вопросы происхождения мира и человека, исторические события, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и зла, т.е. извечные философские проблемы, а также будущее человека и мира. [1; 19].

Многочисленные попытки различных школ сравнительной мифологии вывести все мифы из какого-нибудь одного источника потерпели неудачу. Но, с другой стороны, философы давно обратили внимание на большое сходство основных мифологических мотивов в различных культурах и различных социальных условиях. Миф не теоретичен по самой своей сущности. Его логика, если только он обладает таковой, бросает вызов обычному научному постижению. Однако философия во все времена отрицала саму возможность такого раздвоения. Для философии миф всегда был призван обладать определенным «значением», хотя и скрытым. Уже стоики (стоицизм - направление, созданное приблизительно за 300 лет до н.э. и проповедующее необходимость освободиться от страстей и влечений) раз...

Другие файлы:

Мифология: прошлое и настоящее
Эмпирический и мифологический уровни сознания в первобытном обществе, его отличия от диалектического мышления. Научные определения мифотворчества. Пер...

Миллионерша поневоле
Однажды утром вас накрывает Прошлое. Вы не в силах с ним справиться, потому что ваше Прошлое - ваше же Настоящее и даже где-то Будущее. Вы открываете...

Немцы Оренбуржья: прошлое, настоящее, будущее
29 ноября 1997 г. в Оренбурге состоялась научно-практическая конференция Немцы Оренбуржья: прошлое, настоящее, будущее”. Историки, политологи, лингвис...

История литературы и мифология.
В книге рассматриваются некоторые коренные проблемы литературной науки и художественной культуры в целом и прежде всего проблема связи в истории литер...

Шумерская мифология. Аккадская мифология
Мифология Междуречья — мифология древних государств Междуречья: Аккада, Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама. Шумеро-аккадская мифология — мифология древ...