Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Культ почитания предков в духовной традиции Японии и Китая

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Анализ культа почитания предков в Китае, его история, становление, основные характеристики. Формирование японской культуры в сфере религии. Влияние даосского и буддийского учений на религиозные воззрения китайцев. Объект поклонения древних японцев.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Понятие "культ предков" включает в себя систему разнообразных верований и ритуалов, связанных с поклонением духам умерших родственников или мифологических персонажей, считавшихся предками рода или племени. Подобные культы существовали в древности во многих обществах. Почитание умерших предков основывалось на представлениях о том, что после смерти человека его дух продолжает свое существование и способен вмешиваться в дела живых. Отношение к духам умерших было самым разнообразным в различных культурах: в одних к ним испытывали любовь и уважение, в других -- трепет и страх.

«Культ предков иногда наблюдается непосредственно как почитание умерших родственников, иногда протекает в опосредованном или даже скрытом виде, в том числе неосознанно для самих исполнителей ритуала или обычая. Кроме того, этот культ нередко срастается со многими иными культурными формами - от государственно-идеологических до мистико-экстатических. В сущности, к культу предков или его следам могут быть отнесены самые разные культурные проявления - от похоронного обряда до, в предельном случае, выполнения завещательных распоряжений, или даже культурной преемственности». Синто. Путь японских богов. СПб, 2002, т. 1, стр. 43.

Важной отличительной чертой культа предков во многих культурах являлись особые ритуалы почитания памяти, осуществлявшиеся регулярно: каждый год или с какой-либо иной периодичностью. Для увековечения памяти умерших сооружались гробницы и памятники. Распространенным было представление, что умершие являются посредниками между богами и своими живущими родственниками..

Культ предков появился благодаря особому значению, придававшемуся в первобытном обществе родовым связям.

На Востоке классические примеры культа предков можно обнаружить в китайской и японской традициях. В Китае почитание предков возникло еще в древности. Культ способствовал укреплению родственных связей, сохранению преемственности и единства рода

Определенно, на протяжении истории картина культа в одной отдельной стране выглядит по-разному, так как он (культ) непосредственно отражает свою эпоху с ее рядом особенностей, социальным устройством, структурой верований и пр. Интересно рассмотреть, как происходит развитие, становление и влияние на всю религиозную жизнь на примере культа почитания предков.

Даная работа посвящена сравнительному анализу данного культа в духовной традиции Японии и Китая, изучению исторического формирования культа предков и влияние на культуру народов. Выбор этой географической зоны не случаен, ведь именно Китай, как более развитая цивилизация оказала большее влияние на соседнюю островную страну. Япония заимствовала не только китайское иероглифическое письмо, но и также многие культурные и религиозные явления, которые наслаивались на традиционные представления и обретали в свою очередь новую форму. Поэтому целью данной работы является выявление не только общих черт культа предков у японского и китайского народа, но и попытка более тщательного рассмотрения различий данных религиозных систем, выявление следственно-причинных связей, а также выведение факторов, оказавших влияние на культуру, религию и жизнь человека в целом.

Для того чтобы проследить формирование культа почитания предков, как в Японии, так и Китае нужно обратиться к истокам, выявляемых на основе анализа мифов, изложенных в Кодзики" ("Записи о делах древности", 712 г.) и "Нихонги" ("Японские хроники", 720 г. ), в которых предпринимается попытка сведения мифов отдельных родовых и территориальных образований в единую стройную систему (эта задача никогда не была решена на практике окончательно, и наряду с официально зафиксированными пантеоном и мифами синто всегда существовало множество их локальных вариантов). Записи мифов в "Кодзики" и "Нихонги" появились в начале VIII в., т. е. через два столетия после знакомства с континентальной культурой, поэтому вполне закономерно, что помимо местных верований в них присутствуют также различные заимствования из китайской мифологии и философии. Более того, сами мифы обрабатывались в духе китайских исторических хроник того времени. Что касается Китая, то здесь замечательным источником послужили песни «Ши цзин».

Методологической основой настоящей работы послужили такие работы как: двухтомное издание «Синто. Путь японских богов», работы Л.С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае», «Этика и ритуал в традиционном Китае». Также были использованы работы Накорчевского «Синто», Б. Сэнсома «Япония: краткая история культуры», «Этническая история Китая» и др.

Глава 1

"Пока они (родители) живы, служи им согласно ритуалу (ли): когда они умрут, похорони их согласно ритуалу; и приноси им жертвы согласно ритуалу". (Конфуций, Сборники 2:5)

Представления китайцев о смерти, погребальные обряды, отношение к духам природы, как к своим древним тотемным предкам сложились еще в неолитический период, о чем свидетельствуют раскопки древних могил. По мнению Васильева, «сравнительное изучение погребальных обрядов всех древнейших земледельческих народов Евразии показало, что в их основе лежала сходная система представлений, которая свидетельствует о культурном, и возможно, генетическом единстве всей ойкумены» Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае, М., 2004, стр. 42.. Многие ученые не включали в данный ряд древний Китай, но после многочисленных раскопок, было доказано, что и его в этом отношении не стоит считать исключением. Васильев выделяет несколько схожих обрядов, характерных для многих народов периода неолита: захоронение младенцев не на кладбище, а в керамических сосудах под полом в доме, ориентация захоронений в одну из сторон света (что свидетельствует о представлениях о загробном мире, куда отправляются души умерших), вера в воскрешение, что подтверждается орнаментом захоронений. В эпоху Инь во время расслоения общества, выделение родов и племен захоронения отражают социальную картину того периода. Для племенной верхушки сооружались пышные гробницы с изделиями из бронзы и сопогребенными наложницами, слугами, лошадьми, в общем, всеми теми вещами, которыми хозяин до этого пользовался при жизни. Могилы же простого человека были куда более скромными.

В этот период формируются представления о том, что верховный правитель племени ван после смерти не только не утрачивал своей власти, но и наоборот становился еще более могущественным. Вот что мы читаем у Васильева: «становясь со своими предками в длинный ряд во главе с легендарным первопредком и верховным божеством Шанди, покойный отныне приобретал власть над всем миром духов и мог оказывать заметное влияние на жизнь сородичей». Там же, стр. 43.

Остановимся подробнее на верховном божестве Шанди. С появлением сильной центральной власти, происходит формирование сильных божеств, как доказательство легитимности правящего рода и покровительство ему. В разных цивилизациях количество божеств варьировалось. Так в Древней Греции известна целая плеяда богов. В Китае же средоточием явилось божество Шанди, взявшее на себя огромный спектр деятельности. Многочисленный гадательные надписи, дошедшие до наших дней свидетельствуют о том, что Шанди являлся главой сверхъестественного мира и что по его разрешению действовали все остальные духи. На земле аналогом являлся верховный правитель - ван, который также был главой всего рода, и именного от него зависела жизнь племени. Однако не только здесь мы видим сходства божественного и земного правителей. Китайцы эпохи Инь считали Шанди своим тотемным первопредком, ближайшим родственником. Все умершие ваны, считавшиеся родственниками самого Шанди, после смерти являлись помощниками и сотрудниками своего прародителя. Они также получали наименование «ди», что означает божественный, священный. Важным считается именно почитание Шанди как первопредка, что в дальнейшем оказало влияние на культ почитания предков в Китае.

«В отличие от многих других древних народов, иньцы сблизили, фактически даже слили воедино культ высшего божества с культом своих умерших предков, - читает Васильев.- С одной стороны, это слияние привело к чудовищному гиперторофированию самого культа предков, превратившегося в Китае со временем в основу основ всей религиозно-этической системы. С другой стороны, это привело к потере в культе Шанди многих из тех специфических черт, которые характерны именно для культа великого бога» Там же, стр. 53.

Поэтому иньцы и приносили щедрые жертвы покойному, для того чтобы обеспечить свое благосостояние, спросить совет. Все остальные духи сил природы, стали отходить на второй план и занимать подчиненное положение.

В следующую эпоху Чжоу (1122-325 гг. до н.э.), пришедшую на смену Инь, культ почитания предков приобретает все большее значение, разрабатывается иерархический церемониал, по которому в зависимости от социального положения приписывались соответствующие жертвы покойному.

Но отправление культа было в основном сосредоточено в руках знати, аристократии. Чем знатнее был человек, чем ближе он стоял к вану, тем большую роль в его жизни играл культ почитания предков. В первые века Чжоу для ванов возводились специальные храмы, в которых совершались жертвы в его честь. «Центральную роль в торжественном обряде жертвоприношения должен был играть сам покойный предок, точнее замещавший его мальчик, обычно старший внук покойного» Там же стр. 120., - пишет Васильев. Считалось, что во время этого ритуала дух покойника на время переселяется в тело мальчика, который принимал жертвенные дары от старшего в роде.

« Воплощение умершего, т.е. театрализовано-ритуальное действо, связанное с жертвоприношением в честь заново введенного в храм пр...

Другие файлы:

Представления о духах, предках и месте Китая в окружающем мире в традиционной китайской культуре
Среди современных стран мира Китай – одно из наиболее древних государств. Уже около пяти тысяч лет назад в бассейне Хуанхе существовала высокоразвитая...

Культура древнего Китая
Древнейшие упоминания о Китае относятся ко временам правителя Фу Си, жившего за 30-40 веков до нашей эры. В ранний период правления династии власть бы...

Мировоззренческие основы культуры Древнего Китая
Особенности мифологического восприятия древних китайцев (культ бога Шанди, предков, Неба, отношение к природе). Философия, этика и практика даосизма....

Семейная культура Китая
Конфуцианский культ предков, семейно-клановая организация, сексуальная культура Китая: дао любви, асексуальность. Модернизации китайского общества. Ср...

Традиции Западной Африки. Egungun
Культ предков как значимый элемент традиций западноафриканских обществ. Цели призыва предков, проявление их духа в маскарадном шествии (Egungun). Трад...