Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Кормчая книга на Руси как источник церковного права

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Церковно-правовая ситуация на Руси в XVII веке. Издание Кормчей книги Патриарха Иосифа. Обстоятельства выбора и поставление митрополита Никона на патриарший престол. Участие Патриарха Никона в деле воссоединения Западно-русской Церкви с Восточно-русской.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Кормчая книга на Руси как источник церковного права

Глава 2. Церковно-правовая ситуация на Руси в XVII веке

Глава 3. Печатное издание Кормчей книги Патриарха Иосифа

Глава 4. Патриаршество Никона.

4.1 Обстоятельства выбора и поставление митрополита Никона на патриарший престол

4.2 Взаимоотношения нового Патриарха с царём

4.3 Патриарх Никон в деле исправления книг

4.4 Участие Патриарха Никона в деле воссоединения Западно-Русской Церкви с Восточно-русской

4.5 Патриарх Никон в его стремлениях к утверждению независимости Русской Церкви

Глава 5. Особенности Кормчей книги редакции Патриарха Никона

Глава 6. Сравнительный канонический анализ Кормчих книг

Заключение

Введение

Законодательные памятники каждого народа любопытны в разных отношениях, не для одного юриста, но и для историка, наблюдателя за судьбой минувшего. Юрист следит за постепенным ходом законодательства, вникает в разные его перемены и, переходя через целые столетия к современному юридическому быту, видит, что из прежнего оставлено и давно предано забвению, что ещё живёт полной жизнью, и, наконец, на многие юридические запросы, почему в современном законодательстве то или другое сложилось именно так, а не иначе, он может найти ответ исключительно в актах юридических.

Как в историческом отношении XVII век весьма интересен для наблюдателя, так и юридическом, потому что в 1649 г. было напечатано Уложение царя Алексея Михайловича, и издана печатная Кормчая книга. Центральными фигурами в жизни Русской Церкви стали тогда царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон.

В XVIII - XIX веках, в период становления и развития нашей исторической науки, имя Патриарха Никона слишком тесно связывалось с его борьбой против абсолютистских притязаний царского самодержавия на господство в церковных делах. Результатом этой борьбы стало судебное дело 1666 года и заточение Патриарха Никона в ссылку. И хотя в конце жизни он был возвращён из ссылки, а затем разрешён и восстановлен в патриаршем достоинстве, русская монархия, начиная с Петра I, сохраняла к нему отрицательное отношение. Предвзятый судебный процесс создал определённую официозную версию о личности Никона, умышленно искажавшую его духовный подвиг.

Между тем Никон - это далеко не только обрядовые исправления и судебное «дело». Это целая эпоха важнейших и интереснейших решений, событий и начинаний, определивших во многом дальнейший ход отечественной истории и общественной жизни. Патриарх Никон - это проблема Вселенской Православной экклезии и места в ней Русской Церкви, проблема развития иконографического учения Православия, проблема отношений монархии и Церкви, когда была предопределена неизбежность падения самодержавия в России. При Никоне началось воссоединение двух частей нашей Церкви, двух бывших митрополий - Киевской и Московской. Он первый начал называться Патриархом «Московским и всея Великия, и Малыя, и Белыя России». При нём и при его главном участии действительно началось вполне верное и надёжное по своим основам исправление наших церковных книг и обрядов, и вслед за тем начался раскол старообрядцев, продолжающийся доселе. При Никоне или, вернее, самим Никоном сделана была самая смелая из всех когда-либо у нас бывших и решительная попытка отстоять самостоятельность и независимость Русской Церкви от светской власти, хотя и кончившаяся для него неудачно.

Патриарх Никон, как доказано, почти с 1652 г., т. е. почти в течение шести лет по воле царя Алексея Михайловича и Собора неограниченно управлял государством и писался «великим государём». Поэтому, чтобы составить себе ясное представление о характере его управления и о том, что он сделал, необходимо проследить всю его деятельность и все события этого шестилетнего периода.

Рассматривая же всё это в совокупности, находишь самую тесную связь между его политикой, церковной реформой и даже борьбой его с боярством и с царём.

Устроив внутри государства строгий порядок и отчётность, сокрушив казнокрадство, сокрушив фактически местничество и заставив уважать и беспрекословно исполнять указы, Никон создал армию и артиллерию, выписав из Голландии и Англии не только порох, орудия и оружие, но и инженеров, и солдат, т. е. образовал рейтарские и драгунские полки. Создав, таким образом, войско, он вступил в союз с Богданом Хмельницким и собрался не только сокрушить Польшу, но воссоединить политически все славянские народы, исповедовавшие грековосточную веру. Но Патриарх Никон понимал, что для религиозного объединения с Малороссией, Белоруссией и Галицией необходимо уничтожить то различие, которое существовало между Церквами этих областей и Московской.; поэтому одновременно с походом 1654 г. он соборным постановлением объявил о тех исправлениях, какие сделаны в наших книгах.

Но для полного осуществления этого плана, так как исход войны не был ещё известен, ему нужно было отделить Церковь от государства, т.е. ввести её на канонический путь, что составляет и в настоящее время последнее слово науки…

Данное сочинение представляет собой всего лишь скромную попытку выявить в контексте социально-политической ситуации изменения в законодательстве, найти отражение взаимного влияния двух законодательных сборников - Соборного Уложения и Кормчей книги, а также, в первую очередь, рассмотреть изменения в церковном законодательстве под влиянием государственного.

Дипломная работа состоит из шести глав, из которых вторая и четвёртая по содержанию представляют исторические изложения, тоже необходимые для более объективного обзора ситуации. В силу того, что различия рассматриваемых законодательных кодексов охватывают несколько важных аспектов канонической науки, шестая глава, содержащая канонический анализ, разбита на определённые «подтемы». При работе над сочинением в качестве основных источников использованы подлинники Кормчих книг 1650 и 1653 годов.

Автор выражает глубокую благодарность научному руководителю протодиакону Геннадию Малееву за ценные советы и поддержку, а также благодарит наместника Воскресенского Новоиерусалимского ставропигиального монастыря архимандрита Никиту (Латушко), директора Истринского музея Абакумову Н.А. и сотрудников за предоставленную помощь в написании данной дипломной работы.

Хочется верить, что боголюбивый читатель сможет получить хоть самое поверхностное представление об отражении происходивших социально-политических процессов в законодательных сборниках.

Глава 1. Кормчая книга на Руси как источник церковного права

В то время, когда св. князь Владимир принял христианскую веру из Греции, там существовал уже полный свод церковного законоположения. Существовал и оставался ещё в употреблении Номоканон, составленный в VI-ом веке патриархом Цареградским Иоанном Схоластиком; существовал и находился ещё во всей силе Номоканон и другого Цареградского патриарха - Фотия, составленный к концу IX-го в.(883 г.). Оба состояли из двух частей: а)из свода законов собственно церковных, называемых правилами или канонами (кЬнщн) (первый содержал именно правила святых апостолов, четырёх Вселенских и шести Поместных Соборов и святого Василия Великого; последний обнимал уже, вместе с правилами святых апостолов, правила всех семи Вселенских и девяти Поместных Соборов и правила святых отцов, принятые Вселенской Церковью); б)из свода законов гражданских по делам церковным, дарованными православными греческими императорами, преимущественно великим Юстинианом, и называвшихся указами или узаконениями (ньмпт).

Название свода церковных правил Кормчей книгой (рздблйьн) употребляется по той причине, что эти правила служат как бы кормилом, которым управляется Церковь, издревле уподобляемая кораблю Розенкампф Г.А., барон. Обозрение Кормчей книги в её историческом виде. М., 1829. С. 67-70..

Эти законы, завещанные Церкви святыми апостолами или составленные и одобренные самой Церковью по власти, данной ей от Господа Иисуса Христа, составляют неотъемлемое достояние Церкви.

Нет оснований отрицать, что первая, наибольшая часть Кормчей, обнимающая собой законы собственно церковные, вошла в Россию с самого основания Русской Церкви. Приходившие к нам из Византии при святом Владимире и Ярославе пастыри - греки приносили, конечно, с собой и Номоканон Фотия в подлиннике, как имевший уже самое обширное употребление по всему Востоку. Вместе с прочими книгами тогда же мог перейти к нам и Номоканон Иоанна Схоластика, который был переведён на славянский язык ещё святым Мефодием и дополнен из других греческих сборников, существовавших до Фотия.

Таким образом, первым основным церковным законоположением на Руси с самого начала Русской Церкви послужил тот самый священный канон, которым издревле управлялась Соборная Церковь и который доселе остаётся и навсегда пребудет главным основанием для внутреннего управления её во всех странах мира.

Что касается гражданских постановлений греческих царей, составлявших вторую часть Номоканонов Иоанна Схоластика и Фотия, то все они, хотя и утверждались как бы на одном и том же основании с канонами Церкви и выводились из самого её духа, обязательными для русского князя быть не могли. Однако, св. Владимир сам сознавал эту потребность и часто, собираясь с епископами, советовался с ними, как установить закон среди людей, недавно познавших Бога Иларион, митрополит. Слово 1-е, 2-е, Исповедание веры.//Творения святых отцов в рус...

Другие файлы:

Источники церковного права
Церковь как источник своего права, божественное право и церковное законодательство. Государственные законы относительно Церкви. Общие и особые источни...

Договоры Руси с Византией как источники права
Правовые обычаи Древней Руси. Русская правда как основной источник права. Роль и место договоров Руси и Византии в развитии древнерусского права: пред...

О значении Кормчей в системе древнего русского права
Кормчие книги - сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран....

Развитие брачно-семейного законодательства на Руси
Памятники брачно-семейного законодательства Руси и исторически первые формы правового регулирования брачно-семейных отношений. Роль обычного, церковно...

Источники римского права. Содержание права цивильного, права преторского и права народов
Основные трактовки выражения "источник права" в юридической литературе по римскому праву: источник содержания правовых норм; способ, форма образования...