Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

История и теория религии

Тип: контрольная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Понятие и сущность религии, оценка ее роли и значения в развитии человеческого общества, предпосылки и история становления разнообразных течений. Происхождение христианства и его идейные истоки, особенности и этапы формирования данной религии в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.

С точки зрения философии, религия относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания, т.е. отображения мира в сознании человечества. Религия - общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания: если язык - это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества - это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания.

Религия является предметом специальной науки - религиоведения. Религиоведение - это наука, занимающаяся изучением религий.

В религиоведении выделяют два основных раздела - теоретический и исторический. Теоретическое религиоведение включает философские, социологические и психологические проблемы изучения религии. Оно выявляет в религии общее, существенное, необходимое и отказывается от единичного, случайного, исторически конкретного. Историческое религиоведение - это история религии. История религии изучает историю возникновения и эволюцию отдельных религий во всем многообразии их особенностей, в их хронологической последовательности.

Цель данной работы: изучить религию как социальное явление; дать характеристику христианству: происхождение и его идейные истоки.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.

1. Религия как социальное явление

1.1 Определение и сущность религии

христианство религия общество

Изучение феномена религии является важным фактором в развитии духовной культуры личности.

Религия - (от латинского - благочестие, набожность, святыня, предмет культа - мироощущение и мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культовые), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, нечто «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

Религия - социальное явление, так как религиозные представления никогда не ограничиваются сферой индивидуальных переживаний и каких-либо действий, они всегда имеют выражение в определенных фактах общественного порядка.

Религия является отношением человека к воображаемому сверхъестественному миру, но в этом отношении человек не противостоит сверхъестественному миру как изолированный индивид.

Религия, являясь идеологизированной, не сводится лишь к одним мыслительным процессам, совершающимся в голове человека. Она охватывает достаточно широкие сферы деятельности, отражая и порождая характерные формы общественных отношений

Объектом изучения со стороны представителей философского знания религия стала очень рано. В современном религиоведении можно выделить четыре основных подхода к объяснению сущности религии: объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, натуралистический, марксистский.

Объективно-идеалистический подход - философская основа теологии (система обоснования и защиты, религиозных учений о Боге). Исходной посылкой теологов и объективных идеалистов при раскрытии сущности религии выступает бездоказательное признание ими сверхъестественного источника: Бога, «мирового духа», «абсолюта» и т.д. Сущность религии представители данного подхода выводят из наличия в мире сверхъестественного. Человек как Божье творение, наделён стремлением к слиянию с Богом, человеческая душа постоянно ищет поклонения. Из этого следует и существование религии. Постулирование сверхъестественного источника религии сводит вопрос о сущности религии к вопросу о сущности Бога.

Обоснование религии фактически переходит в обоснование Бога, при этом существует две тенденции - рационалистическая и иррационалистическая. Философы-идеалисты выступают за использование разума при обосновании бытия Бога. Существует несколько типов доказательства бытия Бога. Известны пять доказательств бытия Бога, представленные средневековым философом Фомой Аквинским. Иррационалистическое обоснование веры в Бога строится на постулировании слепой веры. Именно в акте веры рождается возможность познания слова Божьего. Сама вера понимается не как субъективное состояние человека, а как нечто исходящее от Бога, дарованное человеку через процесс откровения. Вера представляет собой милостливое обращение Бога к человеку.

Субъективно-идеалистическая концепция религии, не отрицая естественного происхождения последней, основное звено религиозной проблемы перенесла в сферу сознания отдельного индивида. Прослеживается тенденция рассматривать религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания, человеческих переживаний. Итак, религию следует рассматривать как порождение индивидуального сознания, как стихийно возникающие субъективные переживания человека.

Что касается натуралистического подхода, то существует несколько вариантов. Наибольшей популярностью пользуется точка зрения Э. Фромма, который объясняет потребность человека в религии прежде всего расколом между телом и душой ело человека - часть природы, а его ум возвышается над природой Разум является благословением человека, так и его проклятием С одной стороны, человек не может жить, не пытаясь решить проблему раскола между душой и телом, но с другой - подобное решение невозможно. Благодаря этому у человека и рождается потребность в вере и религии. С помощью религии человек пытается достичь гармонии между телом и душой.

Марксизм указывает на социальную природу религии. Религия создается людьми. Марксизм ищет истоки религии в общественных отношениях. Религия - это отражения в головах людей господствующих над ними внешних сил. Внешние силы - это прежде всего силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые соответственно оказывают разрушительное действие на его жизнь. Сами по себе природные факторы религию не могли породить. Она возникла как результат неспособности людей овладеть силами природы, что обуславливалось очень низким уровнем развития материального производства. Можно стоять и на «нейтральных позициях», рассматривая религию лишь как социальное историческое явление, как систему верований и обрядов, которые объединяют признающих их людей в одну общину, называемую церковью. Приблизительно так определял религию французский социолог XIX в. Э. Дюркгейм.

Русский философ XX в. А.Ф. Лосев определял религию как «субстанционное самоутверждение личности в вечности». Это значит, что каждый человек от рождения и по своей природе, утверждая себя в мире, должен соотнести свое крошечное «я» с огромным и бесконечным миром. Мыслящий человек всегда ощущает, что в этом мире существует нечто постоянное, неизменное, вечное и святое. Иначе жизнь превращается в бессмыслицу, в абсурд. И пусть не каждый из нас в суете жизни постоянно держит это в уме, но момент, пусть короткий, но очень важный, когда и вы задумываетесь о смысле бытия и о своем месте в мире, обязательно придет.

С начала ХIХ в. можно вести речь о возникновении специализированной истории религии, которая стала строиться не на умозрительных рассуждениях, а на изучении конкретных фактов и их последующем обобщении в виде гипотезы или теории.

1.2 Как и когда возникла религия?

Этим вопросом были озадачены ещё философы Древней Греции. Так, Критий (V в. до н.э.) считал, что было время, когда жизнь человека подчинялась лишь грубой силе. Затем в обществе возникли карательные законы против преступников, но они совершили насилие тайно. Тогда один изобретательный человек стал уверять, что существует божество, которое всё видит, всё слышит и за всем наблюдает. Так и возникла религия.

Ксенофан из ионийского Колофона (род. ок. 570 г. до н.э.), объяснял, что боги общепринятой религии как бы «списаны» людьми с самих себя и отличаются от них не качественно, а количественно: «если бы животные имели руки и умели изображать Богов, последние имели бы формы животных; так, эфиопы, будучи черными и широконосыми, изображают богов черноволосыми и с приплюснутыми носами, фракийцы - рыжими и голубоглазыми…». Настоящий же Бог - «высшее меж богов и людей, ни фигурой, ни мыслями на людей не похоже». Бог - всемогущая сила, всё видящая, слышащая и движущая.

Продик (учитель спора; род. в Кеосе ок. 470-460 г. до. н.э.) полагал, что боги - это олицетворение полезного и выгодного: «Солнце, Луну, реки, источники и вообще всё полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил».

Серьёзные научные попытки истолковать проблему возникновения религии пришлись на 2 половину XIX века. К этому времени был собран богатый материал по мифологии, фольклору (народным песням, сказаниям, былинам), языкознанию, археологии, психологии, социологии.

В ходе исследований было установлено, что монотеизм не является исходным пунктом религиозной истории, а возникает на определённом этапе её развития. Была...

Другие файлы:

Религиоведение
Учебное пособие по религиоведению написано коллективом преподавателей и ученых, сотрудничающих с кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Пет...

Происхождение и ранние формы религии
Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. История возникновения религии и путь человеческого богопознания. Родоплеменные...

по дисциплине: «История и теория религии»

История и феноменология религии
Феноменология в контексте наук о религии. История и методы феноменологического религиоведения. Систематическое описание явлений религии, классификация...

История религии
стоящее издание является частью электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «История религии», включающего учебную программу, методическ...