Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

История и развитие Церкви в Великобритании

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Исторический обзор существования христианства в Великобритании до эпохи реформации. Причины и обстоятельства возникновения Англиканской Церкви. Вероисповедание, устройство, особенности и виды богослужений. Отношение церкви к другим религиозным конфессиям.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Англиканская церковь является одной из основных протестантских церквей, появившихся в ходе Реформации (хотя некоторые исследователи считают англиканство самостоятельным направлением в христианстве, а не течением в рамках протестантизма). Её становление тесно связано с историей взаимоотношений английской монархии и Римо-католической церкви, отражает развитие религиозной ситуации в Европе и мире, реагирует на периоды обострения кризисов внутри католичества и протестантизма, а современный этап жизни англиканских церквей соответствует глобализационным и интегративным процессам, характерным для сегодняшнего христианства. На первом этапе своего становления Англиканская церковь, оставаясь на территории Британских островов, имела своеобразные характерные черты в отличие от континентальных протестантских структур (до сих пор Церковь Англии сохранила некоторые особенности, не свойственные другим церквам Англиканского сообщества, например, тесное сотрудничество со светской властью, когда король является главой церкви, а епископы заседают в Палате лордов).

Актуальность темы исследования. Религиозная сфера жизни в России в ее новейшее, постперестроечное время характеризуется распространением различных, не связанных с традиционной культурой страны, движений и организаций. Изучению причин этого процесса, а также вероучения и культовой практики новых для нашей страны деноминаций сегодня посвящено достаточно много работ в отечественном религиоведении. Наряду с этими исследованиями сегодня активно проводится изучение и других аспектов идеологии неопротестантских организаций и иных новых религий. Вместе с тем некоторые конфессии, которые имеют в России многовековую историю, еще слабо изучены. К ним относится Англиканская Церковь.

В области религиоведческого изучения Англиканской Церкви наибольшую актуальность представляют три круга вопросов: теоретико-методологический, философско-теологический и межконфессиональный. Рассмотрение этих вопросов в их единстве и взаимообусловленности позволяет объективно и всесторонне представить генезис и эволюцию англиканства как одной из деноминаций, принадлежащих христианской конфессии - протестантизму.

Степень разработанности проблемы. Анализ имеющейся научной и научно-популярной литературы, посвященной вероучению, канонической практике, организационной структуре и другим аспектам Англиканской Церкви в отечественном религиоведении, говорит о достаточно скромных изысканиях в этой области.

В дореволюционной отечественной (В. М. Михайловский, Е.И. Попов, П. Образцов, митрополит Филарет и др.) и зарубежной (В. Палмер, И. Пуси, В. Биркбек, Дж. Вэрдвэс и др.) литературе особое место уделялось в основном англикано-православному диалогу по широкому спектру межцерковных взаимоотношений. В послереволюционный период англикано-православный диалог российской эмиграции и англиканского сообщества велся благодаря организации «Содружество св. Албания и св. Сергия», а также через их периодические печатные издания «Журнал св. Албания и св. Сергия» и «Соборность».

В советское время англикано-православный диалог возобновился в 40-х гг. XX века. Литература, в основном церковная, освящала вопросы истории взаимоотношений двух церквей, доктринального, организационного, внешнеполитического, экуменического и иного характера. Современная литература, помимо уже указанных вопросов, затрагивает и проблемы, возникшие во взаимоотношениях Англиканской и Русской Православной Церкви за последнее десятилетие.

Объектом исследования является религиозная традиция.

Предметом исследования являются история и развитие Церкви в Великобритании.

Целью исследования является выявление основных тенденций развития Церкви в Великобритании в рамках англиканства в ходе ее исторического развития.

Для раскрытия цели данного исследования предполагается решение нескольких задач:

1. Рассмотреть появление и развитие Англиканской Церкви.

2. Рассмотреть вероучение, богослужебную и социальную практику Англиканской Церкви.

3. Проанализировать нововведения в устройстве и жизни современности Англиканской Церкви.

Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. История возникновения Англиканской Церкви

1.1 Исторический обзор существования христианства в Великобритании до эпохи реформации

Англы, саксы и юты были язычниками, но в конце VI в. они начинают принимать новую для себя веру, которая проповедовала праведность, смирение, милосердие, справедливость и порядок - христианство. Начало неожиданное: надо прежде всего в начале этого раздела дать обзор, кто был коренными жителями на островах, кто - пришельцами и в какое время. Необходимо придерживаться исторического подхода. И опять - побольше ссылок, у вас огромные части текста идут так, как будто вы их автор.

На Британских островах первыми, еще в IV в., были христианизированы язычники - бритты. Новая религия, как и повсюду, приспосабливалась к традициям и ритуалам старой религии бриттов и, сливаясь с ними, создавала достаточно самобытное явление. Во время существования Римской империи этот островной вид христианства не терял связи с центром религии - Римом, но в наступившие после распада империи темные времена эта связь оборвалась. Логично было бы ожидать попытки обратить англосаксов в христианство со стороны валлийцев, которые оставались христианами, но презрение последних к варварам-германцам было настолько непобедимым, что они не попытались таким образом увеличить свое влияние на победителей. Валлийское христианство имело-таки опосредованное влияние на германцев, так как св. Патрик, обративший в 431-61 гг. в веру ирландцев, был по происхождению римско-кельтского происхождения и свое крещение получил в Британии, а именно из Ирландии исходит начальный и самый искренний импульс обратить саксов в христианство.

Ирландское или кельтское христианство несколько отличалось от того типа христианства, который проповедовал папский престол в Риме. Некоторые различия между двумя толкованиями роли христианства в обществе касались вопросов сугубо технических, на современный взгляд, как, например, формы тонзуры у священников. Но помимо этого две разновидности христианства расходились и по ключевым вопросам. Одним из таких вопросов был вопрос о роли, отводимой пастырям в обществе.

Ирландская христианская вера, отделенная в течение долгого времени от римских корней и выросшая в условиях кланового родового общества, наделяла священника теми же качествами, которыми характеризовались друиды - разве что христианский священник не проводил кровавых мистерий. Священник в ирландской разновидности христианства - поэт, мистик, духоборец, отшельник, человек, наделенный сверхъестественными качествами, которому было доступно совершение чудес.

Римская церковь видела роль священника иначе - римским папам очень рано стало очевидно, что церковь может и должна претендовать на то место, которое некогда занимала Римская империя. Поэтому она с самого начала отводила себе роль высшей власти, контролирующей королей и правителей Европы, дающей им указания и духовное руководство, и - что немаловажно - дающей им образованных и умных помощников-служителей. Непобедимое желание Рима контролировать деятельность правителей в более поздние времена обернется только ему на беду, но в первые века раннего Средневековья роль Римской Церкви была неоценимой. Монастыри стали центрами культурной и во многом политической жизни Европы, и все, что мы знаем из истории раннего средневековья, как и многое об античности, сохранилось в первую очередь благодаря традициям монастырской жизни.

У истоков христианизации Англии стоит св. Августин, который в 597 г. получил благословление от папы Римского Григория Великого. Пользуясь тем, что франкская принцесса-христианка выходит замуж за короля Кента, Августин приплывает на остров и через два месяца обращает короля и его подданых в новую веру. С этого момента принято отсчитывать историю христианской церкви в Англии. Если уж говорить точно, то первое принятие христианской веры произошло немного раньше, в 563 г., когда св. Колумба обращает шотландцев в ирландский тип христианства, откуда начинается распространение ирландской разновидности христианства далее на юг, к англосаксам. Два вида христианства конкурируют друг с другом, и исход не всегда предрешен в пользу римского христианства. Так, например, в 627 представитель римской церкви Паулин обращает короля Эдвина Нортумбрийского в римское христианство, позже в Нортумбрии оно заменяется кельтским христианством, что вызывает взрыв духовной деятельности на севере, создавшей десятки монастырей и сотни легенд о святых и связанных с ними чудес. Через столетия легенды о чудесах в Нортумбрии все еще будут пересказываться и переписываться в монастырях.

Но, возможно, именно активная роль Римского престола, позволившего действовать Церкви как политической силе, а не просто как источнику духовных исканий, дала ей возможность победить в этой борьбе. В 669-90 гг. Теодор Тарсийский, папский легат, ставший архиепископом Кентерберийским, объединил и подчинил себе епископскую и монастырскую жизнь в Англии, что ознаменовало окончательную победу Рима над Ирландией. Вскоре после этого наступает новый расцвет монастырской жизни Англии, оказавшей глубокое влияние н...

Другие файлы:

История и структура англиканской церкви
История взаимоотношений английской монархии и Римско-католической церкви. Реформация и возникновение англиканской церкви. Формирование англиканской це...

История Русской Церкви Т.3. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589)
В третью книгу многотомного «История Русской Церкви» высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, вошли тома его «Истории Рус...

История Русской Церкви
Книга "История русской церкви" - курс, прочитанный Тальбергом в Свято-Троицкой семинарии. В его основу положены следующие труды: "История Русской Церк...

История Русской Церкви. Т.4 История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589)
В четвертую книгу многотомного юбилейного издания «История Русской Церкви» высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, вошли...

История Русской Церкви
Описание: История церкви - это прежде всего история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. В основу "Истории Русской Церкви", подготовлен...