Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Исповедь и ее значение в душепопечительстве

Тип: дипломная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Общий обзор книги Псалтирь. Определение формы и структурный анализ Псалма 32. Кульминационный момент, описанный Давидом в стихах 1-2,11. Необходимость и процесс покаяния. Важность исповеди в жизни согрешившего человека и ее значение в душепопечительстве.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Санкт - Петербургский Христианский Университет

Дипломная работа

На соискание ученой степени бакалавра Богословия

Тема: Исповедь и ее значение в душепопечительстве

Яровая Любовь Григорьевна

Научный руководитель -

Магистр богословия Е. Г.Пеннр

Санкт-Петербург - Февраль 2001

Оглавление

Введение

1.Часть 1. Экзегетическое исследование Псалом 32

1.1 Общий обзор книги Псалтирь

1.2 Определение формы и структурный анализ Псалма 32

1.3 Анализ текста

1.4 Обобщение

2. Часть 2. Теологическое исследование основных тем Псалма 32

2.1 Вступление

2.2 Универсальность греха

2.3 Необходимость и процесс покаяния

2.4 Прощение

3. Часть 3. Выводы

4. Библиография

псалтырь покаяние исповедь душепопечительство

Введение

Исповедь, исповедовать грехи, - с чем ассоциируется это выражение у нас протестантов? В течение многих веков римские католики испытывали облегчение в момент исповеди, когда священник произносил слова Te Absolvo - я, прощаю тебя. Во время реформации большинство протестантов отказалось от этого таинства по причине злоупотреблений, связанных с индульгенциями. В результате многие протестанты смотрят на практику католиков с непониманием. Мы слышим протесты: Почему я должен исповедовать мои грехи священнику? Нашим Первосвященником является Христос. Я могу исповедоваться прямо Ему. Мне не нужен священник![1]. Проблема заключается не только в теологии, в наш век индивидуализма, человек теряет способность к общению, привыкая носить свои проблемы в себе, чем усложняет свою жизнь. Исповедь можно рассматривать как нечто утраченное современностью, поэтому свежий взгляд, переоценка исповеди - тема достойная внимания.

В данной работе рассматривается сущность и польза исповеди и предлагается ее применение в душепопечительской практике.

Для исследования темы избран Псалом 32, (Синодальный перевод Пс. 31). Псалом был написан Давидом, после того как он совершил грех прелюбодеяние с Вирсавией, чужой женой. Фактически Давид совершил еще и грех убийства, когда попытался прикрыть прелюбодеяние. Но Бог все равно назвал Давида мужем по сердцу Своему. Здесь важно отметить, что Давида стали называть мужем по сердцу Божию после того, как он согрешил против Вирсавии и ее мужа.

Экзегетическое исследование Псалма 32 показывает порядок событий, приведших Давида к духовному выздоровлению. Первым шагом на пути освобождения от чувства вины и получения Божьего прощения было безусловное признание своего греха (3-4 ст.). Второй шаг - Давид покаялся и исповедовал свой грех, и результат Бог простил его (5ст.). Последний шаг заключен в принятии Божьего прощения. Давид почувствовал себя прощенным и свободным от вины греха (1-2,11 ст.). Итак, Псалом 32 ярко иллюстрирует предпосылки духовного здоровья человека.

В теологической части рассматривается темы, которые должен знать человек - душепопечитель, присутствующий при исповеди, а именно: универсальность греха; необходимость и процесс покаяния; прощение Бога.

Темы второй главы приводят исследование к кульминационному моменту, описанному Давидом в стихах 1-2,11. Это радость и блаженство прощенного грешника. Давид почувствовал себя прощенным и свободным от вины, через личное исповедание перед Богом. В первой половине третьей главе рассматривается важность исповеди в жизни согрешившего человека, далее обращается внимание на значение исповеди в душепопечительстве.

Веря в то, что наш Первосвященник Иисус Христос прощает и восстанавливает того, кто исповедует Ему свои грехи. Считаем, что помощь людям через правильный совет душепопечителя - часть того, к чему побуждал Павел галатов, когда он говорил им о том, что мы должны носить бремена друг друга, исполняя тем самым великий закон любви (Гал.6:1-5).

Поэтому, осознавая необходимость библейского учения об исповеди и ее значении в душепопечительстве, надеемся на то, что это исследование принесет пользу тем, кто нуждается в прощении, а также тем, кто хочет помочь согрешившему освободиться от ужасного бремени греха.

Часть 1. Экзегетическое исследование Псалом 32.

1.1 Общий обзор книги Псалтирь

Все струны многострадальной человеческой души, все ее переживания, падения и взлеты, все размышления о грехе и смерти нашли свое отображение в одной из наиболее популярных и широко используемых книг Ветхого Завета: Псалтырь.

Эта книга получила свое название от еврейского слова Теххилим - " хвалебная песнь". И, хотя из всех псалмов этой книги только один 144-ый обозначен как "хвалебная песнь", весь сборник по его внутреннему характеру получил такое название.

Устремленность к Богу, ликование в Его честь, восхваление Творца передают собранные в одну книгу разрозненные сборники древнейших песнопений: Псалтирь Давида, песнопения для хора, написанные братьями Кореевыми, малая книга песен восхождения и другие.

В Септуагинте эту книгу назвали Псалмой, что в переводе на русский язык означает "игра на лире". Собранные в Псалтыре песнопения должны были исполняться во время богослужения в форме декламаций с живыми модуляциями голоса и под музыкальное сопровождение с участием хора[2].

Находящийся в окружении других народов, Израиль, несмотря на предупреждения Писания, отходил с обетованного пути, терял связь с живым Богом, проникался духом язычества. Эти моменты вольно или невольно находили свое отображение и в литературном творчестве избранного Богом народа. Такие псалмы как 28, 67, 73и 81 легче понять, если обратиться к хананейским литературным материалам, обнаруженным в Рас Шумра, современной Сирии[3].

Но, когда сокрушенный народ Израиля обращался в своей скорби к своему Богу, то ни в какой другой ближневосточной литературе не было ему равных. Проникнутые высоким духом иудейские псалмы значительно превосходили по своей литературной форме творения окружавших их народов. Этот живой, трепетный разговор со своим бесконечно любящим Отцом, Творцом неба и земли, о сути греха и милости прощения свидетельствовал об историческом откровении единого истинного Бога. Тогда как лирические и стихотворные произведения других народов являлись по большей части, художественными измышлениями человеческого ума - политеистическими и мифологическими.[4]

Каждый из псалмов имеет свое заглавие, в котором упоминается имя человека, сообщается по какому поводу написан псалом, и какие музыкальные инструменты надлежит использовать во время богослужения. Значение некоторых (весьма древних) заголовков остается неясным.

По имени, которое стоит в заголовке, не всегда можно установить автора псалма: "псалом Давида" мог быть написан им самим или создан кем-то "для Давида", или "посвящен Давиду". Хотя немало скептически настроенных богословов относят заглавие псалмов к более поздним периодам, в пользу их древности свидетельствуют надежные угаритские таблицы Рас Шарма. Немаловажным фактом является и то, что Иисус Христос и Его апостолы считали имена, указанные в надписях к псалмам, именами их авторов. [5]

С начала зарождения иудейской нации и до четвертого столетия до Р. Х. создавалась эта удивительная книга Псалтирь - непревзойденный образец поэтического творчества. Во все времена иудеи считали автором и редактором псалмов царя Давида[6].

В еврейской Библии книга Псалмов помещена после Закона и Пророков и принадлежит к третьему разделу, к Писаниям. В раввинской традиции собрание песен Давида следует раньше сборников его сына. Септуагинта помещает Псалтирь в начале поэтических книг. Хронологический порядок различных переводов, в том числе и русского, основан на предполагаемой древности книги Иова. Книга Псалмов находится после нее[7].

Несмотря на то, что в Книге Псалмов нет единства в содержании, по ее внешнему, духовному настрою в ней можно выделить пять частей. Каждая из них, кроме пятой, завершается славословием. Самым ранним свидетельством такого разделения являются Кумранские рукописи[8].

По целому ряду жанровых признаков псалмы можно разделить на группы: хвалебные песни, плачи, благодарения, песни упования, царские псалмы, псалмы мудрости[9].

Высокий поэтический настрой Псалтири достигается и языковыми средствами. Здесь все служит одному желанию, одному стремлению: восстановить союз с Богом и быть под Его водительством. И, кажется, все остальное, все словесные средства самовыражения идут помимо автора по воле Бога. Все: и синтаксическое построение фраз, и подбор слов, и использование разных поэтических приемов настроено на то, чтобы показать Творцу как прекрасен Его неповторимый мир, в котором мучается увлекаемый своею плотью слабый и грешный человек, как любимое творение нуждается в защите и опоре. Именно вот эта внутренняя устремленность к единой цели, способной сделать невозможное, горячее желание достичь Бога побуждали авторов псалмов находить лучшие языковые формы и средства. Поэтический настрой псалмов достигается особым построением строк в Псалтири: строки короткие и равные по длине. Поэтическое звучание на должном уровне поддерживается самым распространенным во времена Ветхого Завета приемом - параллелизмом, также с помощью ритма, построения строф, с использ...

Другие файлы:

Особенности библейского консультирования и участия в этом процессе церкви
Исторический контекст Второго Послания к Коринфянам. Библейские принципы душепопечительства. Различия гуманистического и христианского подхода в душеп...

Мой путь. Исповедь
Рассказы и исповедь...

Покаяние, исповедь и пост: их значение для православного христианина

Исповедь
"Исповедь" Блаженного Августина - книга для тех, кто в многоскорбном мире ищет Бога и не может найти его. Она для тех, кто считает себя человеком, кот...

Исповедь и причастие. Как к ним подготовиться
Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (ч...