Ислам в современном мире и процесс реформации в Исламе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия мы все чаще слышим слова ислам, исламский… Они звучат с телеэкрана, их отстукивают телетайпы информационных агентств. «Возрождение ислама», «исламский бум» - выражения, ставшие привычными.
Последняя четверть нашего века в немалой степени расцвечена зеленым, красным, черным - традиционными исламскими цветами. Это зелень побегов, алость роз, чернота плодородной земли после вспашки. Это и зелень сорной травы на черном пепелище, обагренном кровью.
Ислам и нефть. Ислам и ближневосточный кризис. Ислам и палестинская проблема. Ислам и ирано-иракская война. Ислам и проблема Афганистана. Ислам и Чечня. Ислам и … отнюдь не в самом исламе, а в том, что следует за «и», заключается секрет «исламского бума». Эта религия за многие века стала частью бытия миллионов людей в странах Азии и Африки. Для них она - образ мышления и действия, надежда на справедливость в этой жизни и упование на награду в жизни иной.
События, происходящие в регионе распространения ислама, привлекают пристальное внимание многих людей во всех странах мира. Их обсуждают в СМИ или в беседе с друзьями за чашкой чая.
Данное исследование строится на комплексном проблемном методе, позволяющем обобщить материал, касающийся значительного числа стран, и определить позиции исламских теоретиков по основным философским, политическим и социально-экономическим вопросам современности.
Ведущие тенденции в развитии мусульманской философской и общественно-политической мысли XIX-XX вв. рассматриваются с учетом существования четырех типов религиозного сознания: ортодоксия, модернизм, реформаторство, возрожденчество. Главное внимание сосредоточено на их анализе и критике, отсюда главной задачей является анализ реформированного исламского вероучения и его последствий.
Именно всплеск, который в последнее время вызывает данная религия, делает тему актуальной и именно этим обусловлен мой выбор. Выбор же стран и идеологов диктовался стремлением на конкретных примерах дать представление о наиболее законченных религиозных концепциях или явлениях современного ислама, порожденные XIX-XX вв.
Целью работы ставилось комплексное исследование причин реформации и роста влияния данной религии на все жизненные сферы общества, а также теоретический анализ проблемы политизации ислама.
Кроме того, затрагиваются вопросы понятийного аппарата (определение и раскрытие таких терминов, как «радикализм», «экстремизм», «религиозный фанатизм», «фундаментализм», «ваххабизм», «терроризм»), исторических корней и причин появления негативных проявлений ислама. Также ставится попытка ответить на один из наболевших вопросов: насколько применимы эти термины к исламу и отражают ли они его сущность в действительности. Проводя данное исследование, невозможно было не затронуть вопрос о религиозной ситуации в Республике Казахстан на современном этапе и роли ислама в сегодняшнем казахстанском обществе, его месте в жизни многоконфессионального Казахстана.
При написании работы основными источниками послужили сочинения, научные и политические статьи, работы известных религиоведов (Л.С.Васильев, Д.Е. Еремеев), востоковедов ( М.П. Родионов, А.В. Коровиков, В.Ф. Вертхейм, аш-Шахрастани, Сайид Лари) психологов (А.Г. Сафронов, Д.В. Ольшанский) и политологов (М.Т. Степанянц, А.И. Ионова,) и др. Кроме того, использовались Конституция РК, работы Президента РК, а также работы казахстанских видных деятелей ( В.А. Иванов, Я.Ф. Трофимов) и др. Все это свидетельствует о том, что данная тема имеют высокую степень разработанности, а, следовательно, и актуальности.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Надеюсь, что данная работа поможет правильно понять и оценить затронутые мной вопросы, определить в них роль и место ислама. Ислама, стоящего на пороге XXI века.
ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И ПРОЦЕСС РЕФОРМАЦИИ В ИСЛАМЕ
Ислам в современном мире В 1980 году исламский мир отметил наступление XV века мусульманской эры - хиджры. К этому времени из регионального культа аравийских племен ислам превратился во вторую по численности мировую религию, последователи которой проживают более чем в 120 государствах планеты, составляя приблизительно в 40 из них большинство населения и еще в 30 - влиятельное меньшинство. В Алжире, Афганистане, Египте, Иране, Кувейте, Ливии, Марокко, Саудовской Аравии, Судане, Тунисе и других странах (всего около 30) ислам объявлен государственной или официальной религией.
Растущий вес мусульманских государств объясняется не только их огромным людским потенциалом, но и все большим влиянием на международные экономические и политические процессы. Так, свыше 70% нефти Запад ввозит из стран мусульманского Востока, составляющих абсолютное большинство и среди членов ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти). Усилению роли исламского фактора в мире способствует и стремление мусульманских стран к объединению, что нашло выражение в создании таких влиятельных организаций, как Всемирная Исламская Лига, Организация Исламской конференции с председательством в штаб-квартире ООН, Афро-Азиатская исламская организация и т.д.
Все это вызывает интерес к происходящим в современном исламе процессам, делает актуальным анализ причин его стабильности в мусульманском мире и популярности за его пределами.
Одну из таких причин видят в простоте и доступности вероучения и культа ислама, положения которых ясны, конкретны и однозначны. В отличие от христианства, призывающего верующего, в конечном счете, к богоподобию, ислам не ставит перед своими последователями столь высоких целей. Он требует от мусульманина лишь неукоснительного подчинения воле Аллаха, переданной пророком Мухаммедом и выраженной в относительно немногочисленных, хорошо понятных и достаточно легко выполнимых предписаниях и запретах.
Тотальность ислама, его проникновение в общественную и личную жизнь человека через детальную регламентацию правил брака и развода, торговых отношений, наследования имущества и наказаний за преступления делает эту религию очень близкой верующим, закрепляя ее на самом устойчивом и стабильном уровне коллективного сознания - общественной психологии.
Наконец, отсутствие в исламе традиционного института церкви и, как следствие, системы узаконения основных положений религии способствовало формированию относительной терпимости к инакомыслию, допустимости различных точек зрения на догматику и обрядность. Своеобразный «застывший плюрализм», представленный в семи официальных способах чтения нараспев Корана, пяти правоверных религиозно-правовых толках - мазхабах, нескольких направлениях мусульманской спекулятивной (т.е. теоретической, основанной на доводах разума, логике) теологии - калама, делает ислам формально достаточно жесткой системой, но в то же время весьма приспособляемой к новым условиям.
Перечисленные особенности религии в полной мере проявили себя в конце XIX века и продолжающихся до сих пор глубоких изменений в жизни мусульманских стран, связанных с их вхождением в современную мировую цивилизацию. В происходящих в исламском мире преобразовательных процессах можно с некоторой долей условности выделить четыре основных направления (тенденции), которые рассматриваются подробнее в следующем подразделе.
Процесс реформации в исламе При рассмотрении современных «мусульманских концепций» в философии и политике было выделено в качестве главных четыре типа религиозного сознания, а именно: ортодоксия, модернизм, реформаторство и возрожденчество. В основу классификации положено два критерия. Один из них формального плана - отношение к религиозной догматике. Однако, поскольку толкование догм вероучения не есть самоцель, а подчинено задаче обоснования с помощью традиционной религии позиций по коренной проблеме - проблеме определения пути дальнейшего развития, постольку другим, более существенным критерием выступает классово-социальный характер интерпретации этой догматики.
В советской и зарубежной литературе все перечисленные типы религиозного сознания в той или иной степени признаны и изучены. Тем не менее, нам кажется, в этом вопросе наблюдается терминологический и идейный разнобой, препятствующий более глубокому пониманию идеологических процессов, проходящих в общественной жизни мусульманских стран. Модернизм, например, полностью отождествляется с реформаторством, реформизм - с реформаторством, ортодоксия - с возрожденчеством (которое еще называют традиционализмом, обновленчеством, фундаментализмом, ревайвализмом) и т.д.
Социальной базой ортодоксии являются классы и группы, связанные с докапиталистическими, а именно с патриархально-общинными и феодальными общественными отношениями. Как справедливо отмечает К.Н. Брутенц, хотя сельская община и феодальное землевладение претерпели в странах Азии и Африки значительные изменения «под давлением товарно-капиталистического производства, вследствие включения в мировой рынок, проведения аграрных реформ, все же классы и группы, выражающие эти типы отношений, во многих странах заметным образом участвуют в национальной жизни и представлены в ней идеологически. Причем в качестве носителей и защитников наиболее консервативных форм экономической и социальной организации они нередко образуют наиболее реакционное направление в общественной идеологии. Именно на эти слои опираются в своей деятельности самые реакционные организации, которые провозглашают враждебные демократии и прогрессу теократические концепции, пропагандируют идеи религиозной обособленности» / 19 /.
Ортодоксы заинтересованы в сохранении статус-кво и противодействуют каким...
Медицина в исламе
Ислам – одна из мировых религий, ее роль в истории цивилизации. Отношение мусульман к медицине, взгляд на ислам с ее точки зрения. Книга короля медици...
Ислам. Традиции и обычаи
Ислам — монотеистическая мировая религия, полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху. История ислама; столпы веры, Коран, Мухаммед, мечеть. Исла...
Ислам
Ислам (или мусульманство) – самая молодая из мировых религий. В мире насчитывается около 900 миллионов ее приверженцев, преимущественно в Северной Афр...
Исламский экстремизм в современном мире и его воздействие на национальную безопасность России
Происхождение "теории несогласия" в исламе. Основные концепции исламских реформаторов и фундаменталистов. Ранние радикальные и экстремистские течения...
Идея правопорядка в исламе
Изучение общих положений об Исламе, международных отношений в соответствии с концепцией исламского права, нормативных правовых актов регулирующих исла...