Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Ислам в западной Европе. История и современность

Тип: дипломная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Образ мусульман в крестовых походах. Формирование мусульманских общин. Современное положение мусульманских общин в Западной Европе. Политическое участие мусульман в общественной жизни Западной Европы. Мусульманские инициативы на пути к сближению.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение.

Глава I. Основные предпосылки и исторические условия формирования мусульманских общин на территории Западной Европы.

1.1 История ислама. Распространение в Западной Европе.

1.2 Образ мусульман в крестовых походах.

1.3 Формирование мусульманских общин.

Глава II. Анализ Современной тенденции развития ислама в Западной Европе.

2.1 Современное положение мусульманских общин в Западной Европе.

Франция

Германия

Великобритания

2.2 Интеграционные стратегии основных государств Западной Европы по отношению к мусульманским общинам.

Стратегия Франции

Стратегия Германии

Стратегия Великобритании

2.3 Политическое участие мусульман в общественной жизни Западной Европы

2.4 Факторы роста мусульманского населения Европы

2.5 Мусульманские инициативы на пути к сближению

Глава III. Ислам и христианство. Конфликт цивилизаций?

3.1 Современное состояние ислама и Запада.

3.2 Карикатурная война.

3.3 «Фултоновская речь» Бенедикта XVI

Заключение

  • Список использованной литературы.
  • Введение
  • Грань XX-XXI столетий ознаменовалась в Европе быстрым ростом общин иммигрантов. Если до середины минувшего века Западная Европа представляла собой регион с преимущественно христианским населением, то к настоящему моменту ситуация изменилась: ислам - самая молодая мировая религия - демонстрирует бурный рост количества своих последователей не только на Ближнем Востоке, в Африке и Азии, но и в странах Европейского Союза.
  • Сегодня в государствах Западной Европы, по различным подсчетам, проживает от 15 до 20 миллионов мусульман. Новая газета. 29.09.1991. с.2 Хорошо известно, что когда численность инородной общины в процентном отношении к населению страны проживания невелика, иммигранты стараются усвоить местные обычаи и ассимилироваться. Но как только их число достигает определенной критической точки, они стремятся подчеркнуть свою культуру, самобытность и идентичность. Барьеры между коренным и пришлым населением начинают возрастать. В последнее время государства Европейского Союза столкнулись с проблемой, которая еще 30-40 лет назад вообще не рассматривалась, однако в настоящий момент стала одной из ключевых и требует неотлагательного решения: проблемой аккультурации мусульманских общин в Европе.
  • В настоящее время существующие в государствах Западной Европы мусульманские общины и организации, часто получающие значительную финансовую поддержку из-за рубежа, играют существенную роль, как в экономике, так и в социальной и политической жизни европейских стран. Подчас сложные отношения могут складываться между самими европейскими мусульманами, например, между курдами и турками, между выходцами из разных арабских стран, представителями разных политических сил и религиозных направлении, что, в целом, создает дополнительную напряженность.
  • Однако страны ЕС до сих пор не смогли выработать какого-либо единого подхода как к решению проблемы иммиграции вообще, так и к вопросам проживания на территории ЕС мусульманских общин в частности. Политика по отношению к мусульманам проводится на основе стратегии, выбранной данным государством ЕС. Национальные стратегии по отношению к мусульманам-иммигрантам значительно отличаются, а иногда и противоречат друг другу, что существенно осложняет решение возникших проблем.
  • 1991 год, год распада СССР, обозначил принципиально новый этап в развитии системы международных отношений. Многие старые угрозы безопасности, существовавшие в период холодной войны, все больше стали отходить на второй план, но в то же время некоторые проблемы обострились. Одной из важнейших среди современных угроз безопасности являются этнические и религиозные конфликты, проявившиеся в 1990-е гг. в полной мере в Европе. Соболев В.Г. Мусульманские общины в государствах Западной Европы в 1990-е годы. Спб., 2004
  • В статье «Мусульмане - иммигранты на Западе» З.И.Левин указывает, что в 1990-е гг. новые черты приобретает мусульманская иммиграция в Западную Европу: иммигрантами из мусульманских стран становятся не только, и даже не столько наемные рабочие, сколько беженцы, ищущие политического убежища. Это, в свою очередь, зачастую приводит к изменению взаимоотношений между мусульманским меньшинством и европейским большинством. Само количество мусульман в Западной Европе к 1990-м гг. становится столь значительно, что заставляет считаться с ними при принятии целого ряда решений. Неслучайно, именно на 1990-е гг. приходится целый ряд крупных взаимных инициатив европейских правительств и мусульманских общин, которых не наблюдалось в предыдущие годы. Мусульмане на Западе (сборник статей) М., 2002 , с 10

Глава I. Основные предпосылки и исторические условия формирования мусульманских общин на территории Западной Европы

1.1 История ислама. Распространение в Западной Европе

Ислам - это не просто религия. Об исламе можно писать как о цивилизации, как об истории мусульманской общины, как о социально-политической системе, наконец, как об образе жизни.

Ислам, подобно таким теистическим религиям как христианство и иудаизм, сложился среди народов Ближнего Востока Ислам. Краткий справочник. М. 1983. С. 26.. Среди арабов в доисламский период наряду с культом племенных божеств бытовали различные религиозные верования. Христианство (в форме монофизитства и несторианства) восприняли арабские племена, поселившиеся в Сирии, Палестине и Двуречье. Его влиянием были затронуты и некоторые племена севера и запада Аравии. С христианством конкурировал иудаизм, также распространившийся в некоторых оазисах северо-западной Аравии. В 517 г. иудаизм был даже провозглашен официальной религией Химьяритского царства в Йемене, но вскоре был практически подавлен в связи с захватом Йемена христианами-эфиопами, а потом персами-зороастрийцами.

Помимо иудеев и христиан, в Аравии были также поклонники новой формы монотеизма - ханифизма. Ханифы жили в основном в земледельческой Йемаме - области на востоке Аравии. Испытав влияние христианства и иудаизма, они противопоставляли многобожию Мекки и окружавших ее племен свою веру в единого бога - рахмана («милостивого») Ланда Р.Г. История арабских стран. М. 2005. С. 19.. Осуждая политеизм и идолопоклонство мекканцев, ханифы в то же время проповедовали естественный для крестьян бедной страны пустынь аскетизм как бы в укор богатым купцам, ростовщикам и землевладельцам Мекки. Кроме того, они выражали идею общеарабской религии в противовес местничеству и раздробленности племенных культов. Их влияние росло и распространялось постепенно и на запад Аравии. В этих условиях в роли основателя и пророка новой религии выступил Мухаммед, сын небогатого торговца Абдаллаха из рода Хашим. Родившись около 570 г. Сулейман ибн Абр Ра-Захман аль-Хукайль. Жизнь шейха Муххамада ибн Абд аль-Ваххаба / пер. с араб. М., 2003. С. 27., Мухаммед в 6 лет остался сиротой и в детстве пас овец своего дяди Абу Талиба, а в юности стал погонщиком верблюдов, не раз сопровождавшим караваны в Сирию и Палестину Доктор Рахман. Краткая история ислама, 2002. С. 21.. Много странствуя, он часто встречался и беседовал о религии с представителями самых разных общин. Особенно известны его встречи с христианским монахом Бухейрой, судя по имени - арабом, в Бусре на юге Сирии. Оставшись на всю жизнь неграмотным, Мухаммед, тем не менее, обладал блестящей памятью и хорошо запоминал многое из того, что видел и слышал. Женившись на богатой вдове Хадидже, он стал материально независим. Это дало ему время и возможности для выработки нового учения, с проповедью которого он выступил около 610 г.

Мухаммед объединил в учении знания обо всех монотеистических религиях, попытавшись применить их к обществу, в котором он жил. Его учение называлось «ислам» (покорность), а его сторонники - «муслимун» (мусульмане). Символом ислама стала «шахада» (свидетельство веры): «Нет божества кроме Аллаха и Мухаммед посланник Аллаха». Тем самым он утверждал принцип единобожия, отвергая всякое идолопоклонство и культ племенных фетишей. Сам Мухаммед признавался пророком, но не единственным, «ибо он - посланник, до которого были посланники» (Коран 3:138). Кроме того, Мухаммед на первых порах старался сплотить всех сторонников единобожия - христиан, иудеев, ханифов - против всех язычников и идолопоклонников. Мухаммед называл Бога не «рахманом», а Аллахом, т.е. именем племенного божества курейшитов, а слово «рахман» (в значении «милостивый») оставил в качестве одного из главных эпитетов Аллаха (как и слово «рахим», т.е. «милосердный»).

Пророк излагал свое учение обычно в форме откровений, ниспосланных ему Аллахом. Последователи заучивали их наизусть, много раз повторяя и декламируя. Потом их стали записывать на пальмовых листьях, камнях и костях. Впоследствии, уже после смерти Мухаммеда, они составили священную книгу мусульман - Коран. По убеждению верующих мусульман, Коран существовал вечно и был продиктован Мухаммеду в течение 22 лет через ангела Джабраила.

Несмотря на ряд уступок мекканской верхушке, в целом новое учение было отвергнуто знатью курейшитов во главе с богатейшим кланом Омейя Гольдциер И. Лекции об исламе. Спб., 1912. С. 54.. Глава этого клана Абу Суфьян опасался, что сама по себе проповедь единобожия и осуждение идолопоклонства подорвут значение Каабы...

Другие файлы:

Ислам в России: история и современность
Ислам - одна из трех древнейших фундаментальных религий, наряду с буддизмом и христианством. История зарождения религии, особенности ее развития в Рос...

Кооперация в концепции либерально-демократической модернизации общества
Кооперативная составляющая общественного прогресса: опыт и задачи развития. Роль деятельности Ф. Шульце-Делича и Ф. Райффайзена в развитии в Западной...

Организация футбола в странах Западной Европы
История становления футбола в Западной Европе. Организация деятельности ФИФА и УЕФА. Турниры для профессиональных и любительских команд. Детские футбо...

Институт свободы совести в Европе: история и современность.

История возникновения гравюры и книгопечатания в Западной Европе
Изучение истории возникновения гравюры в Западной Европе, которая оказалась звеном эволюции изящных искусств. Анализ творчества Маркантонио Раймонди....