Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Заупокойный культ в Древнем Египте

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Учение о жизни после смерти: формы загробной субстанции человека, ее связь с местом погребения в представлении древних египтян. Похоронный ритуал, Пять Душ, значение имени, цель бальзамирования: воскресение души, путешествие по Преисподней, суд Осириса.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский Государственный индустриальный университет

ГОУ МГИУ

Специальность «Финансы и кредит»

Кафедра философии и истории

Реферат

На тему

Заупокойный культ в Древнем Египте

Студент: Д.А. Гарашов

Группа 2265

Преподаватель: Т.В. Горшкова

Москва 2011

План

1. Учение о жизни после смерти

2. Пять «Душ» Египтянина

3. Значение имени для Египтян

4. Похоронный ритуал

5. Воскресение и путешествие по Преисподней

6. Суд Осириса

Заключение

Список используемой литературы

1. Учение о жизни после смерти

Учение о жизни после смерти было очень развито в Древнем Египте. Никто не выказывал столько заботы о мертвых, как египтяне, и не проявлял такого воображения о жизни потустороннего мира.

Даже в самый ранний доисторический период душа считалась бессмертной, как об этом свидетельствуют дары в виде пищи, питья и украшений найденные во всех могилах этого периода. Большой кувшин или горшок поставлены над телами, которые похоронены в согнутом положении, а несколько камней или кирпичей свидетельствовали о последовательных усилиях защитить умершего от животных пустыни.

Душу человека обычно изображали в виде птицы с головой человека, вылетающей из его рта в момент смерти. Более ранний термин для «души», «ка», иероглифический символ которой - две поднятые вверх руки, предполагает, что душа продолжает жить в форме призрачного двойника тела. В Новом царстве усопшую душу идентифицируют с тенью, которую символизирует силуэт тела или иероглиф зонтика.

2. Пять «Душ» Египтянина

Ка - подобие человека, его Двойник. Человек и его Ка похожи, «как две руки», - поэтому слово «Ка» пишется иероглифом изображающим две руки поднятые кверху. После смерти человека Двойник-Ка обитает в его гробнице. Ему приносят жертвы в заупокойную часовню. В то же самое время Ка живет на небесах и ни в земной, ни в потусторонней жизни с человеком не встречается.

Душа Ба - жизненная сила человека; сокол с человеческой головой. Когда Ба покидает тело, наступает смерть; когда возвращается к мумии - умерший воскресает для вечной жизни в Дуате (Дуат - загробный мир) . Именно поэтому и нужно бальзамировать мертвое тело: чтобы сохранить его для Ба.

В гробницу могут забраться грабители, и они не только заберут всё золото, - они уничтожат мумию, чтоб не ожила и не отомстила после возвращения Ба. Мумия может не сохраниться и без всяких грабителей - истлеть от времени. Поэтому Египтяне, чтоб воскреснуть в Дуате, даже если пропадёт мумия, обязательно устанавливают в гробнице её подобие - статую из «вечного» материала, камня. А чтоб Ба не ошибся, чтоб узнал свою статую, лик статуи должен быть очень похож на лицо умершего. И на статуе непременно должно быть написано имя.

Тело - не душа; но, после того как мёртвое тело омоют водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сах. Каждый, кто нанесет телу-Сах увечье, - преступник. Это относится и к парасхиту - человеку, который должен вскрыть труп перед мумификацией. Никто, кроме парасхита, не может произвести вскрытие, и специально для этого его пригашают в мастерскую бальзамировщиков, и платят за это, - но он всё равно виноват. Парасхит это знает. Сделав на животе покойного надрез кремнёвым ножом, он тотчас бросается наутёк, потому что, если его успеют схватить, он будет жестоко наказан. Он бежит без оглядки, а бальзамировщики и родственники покойного преследуют его с бранью, осыпают проклятиями, молят богов жестоко наказать святотатца и швыряют ему камни вдогонку.

3. Значение имени для Египтян

Отец и мать дают новорожденному имя - Рен.

Имя - не просто набор звуков и слов; это одна из душ человека. Имя - Рен даётся в честь бога.

Имя важнее тела. Тело умрёт; но покуда люди помнят имя человека и повторяют его, до тех пор память о человеке жива, а значит его Ка пребывает в земном мире. Если Рен владельца гробницы забыт: покойный уже приобщился к богам в Дуате и всё добро из своего вечного жилища раздает людям. Если же хоть кто-нибудь, помнит имя усопшего, то разрушение гробницы - преступление за которое полагается казнь.

Кроме Ка, Ба и Рена у людей и богов есть ещё две души: Ах и Шуит. Ах - это «Сияние», Шуит - «Тень»

Об Ах и Шуит и о связанных с ними верованиях учёные-теологи знают очень мало.

4. Похоронный ритуал

Египтянин прожил долгую жизнь, но вот Ба покинул его, он умер.

Семьдесят дней спустя его из бальзамировочной мастерской перенесут в вечное жилище.

Семьдесят дней для Египтян особенное число, так как легенда гласит, что жена Осириса, Исида, её сестра Нефтида и Анубис, собирали по частям тело Осириса, разрубленное Сетом, 70 дней по всей земле. «Слеза Исиды» по убитому мужу каждый год опускается в Преисподнюю за западным горизонтом и через 70 дней вновь появляется на востоке, знаменуя начало нового года, разлив Нила и весеннее воскресение природы, подобное воскресению из мёртвых Осириса.

Родственники усопшего должны облачиться в траурные одежды и оплакивать его. Сам египтянин отныне - Осирис, поэтому сын его до окончания похоронного ритуала должен «стать» Гором, а жена и сестра - Исидой и Нефтидой.

После оплакивания мёртвое тело на погребальной ладье перевезут на западный берег в Дом Золота - мастерскую бальзамировщиков.

Бальзамировщиков пятеро. Самый главный из них - Анубис: жрец в маске шакала становится Анубисом, точно так же, как умерший Осирисом, а его сын Гором. Анубису помогают четверо загробных богов: Хапи, имеющий голову павиана, шакалоголовый Дуамутеф, Кебехсенуф с головой сокола и Имсет с человеческой головой.

За семьдесят дней боги-бальзамировщики изготовят мумию. Сперва они омоют тело нильской водой, и тело станет священным Сах. Затем, изгнав из Дома Золота парасхита, преступно вскрывшего Сах ножом, Анубис и его подручные извлекут внутренности и опустят их в канопы - погребальные сосуды, наполненные отварами из целебных трав и разными снадобьями. Канопы сделаны в виде статуэток Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.

Закрыв канопы, боги-бальзамировщики обработают тело Сах снадобьями из благовоний и трав и запеленают его матерчатыми бинтами.

Родные и близкие усопшего должны бдительно следить, чтоб все обряды были строго соблюдены. Ни один ритуал нельзя нарушить, - иначе Ка покойного будет жестоко оскорблен небрежением к себе и не простит обиды. Он станет злым демоном и будет преследовать свой род, насылая на потомков несчастья.

Если покойный был беден, его мумию положат в простой деревянный гроб. На стенках гроба, с внутренней стороны, должны быть написаны имена богов, которые воскресят умершего и проводят его в Дуат, а на крышке - мольба к владыке Осирису.

Гроб богача роскошно отделают, изукрасив росписями.

Через семьдесят дней погребальная процессия, оглашая западный берег Нила плачем и стонами, подойдет к гробнице. Эту гробницу покойный купил много лет назад, чуть ли не в молодости, и с тех пор - всю оставшуюся жизнь - обустраивал это своё вечное пристанище, готовясь переселиться сюда.

У входа в гробницу погребальную процессию будут ждать боги Дуата. Деревянный гроб опустят на землю, и над мумией совершат последний обряд - «отрезание уст».

Этот обряд символизирует и повторяет великое событие, некогда происшедшее на земле, - приход Гора к мумии Осириса. Как в те далеки времена Гор дал отцу проглотить свой исцеленный глаз, и Осирис восстал из мёртвых, так и теперь: Гор - жрец в маске сокола - коснётся губ мумии волшебным жезлом с наконечником в виде головы барана. В этом наконечнике находится Ба, так что обряд «отрезания уст» вернёт умершему его ба и воскресит его для жизни в Дуате.

Если умерший был богат, то жрецы, завершив все похоронные ритуалы, отнесут гроб в усыпальницу и опустят в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры поставят канопу, изображающую Имсета, у северной - Хапи, у восточной - Дуамутефа и у западной - Кебехсенуфа. Вход в гробницу опечатают печатью некрополя, завалят камнями, засыпят щебёнкой, дабы грабителям было не найти лазейки, и удалятся, навеки оставив усопшего наслаждаться покоем.

А если египтянин был беден, и ни каменного саркофага, ни гробницы у него нет, то деревянный гроб или тело, завёрнутое в циновку, положат в яму неподалёку от богатого погребения, и Ка усопшего сможет питаться жертвами, которые будут приносить богачу.

загробный жизнь душа бальзамирование

5. Воскресение и путешествие по Преисподней

Наступал день когда Ба возвращается к мумии. Ба на крыльях влетал в гробницу и опускался у западной стены, около магического изображения двери в потусторонний мир. Сквозь это изображение навстречу Ба выходил Двойник-Ка.

По их зову к саркафагу спящего собирались боги. Воздев руки, они произносили волшебные заклинания, и усопший восставал из мёртвых.

Шаг вперед - и сквозь магическое изо...

Другие файлы:

Заупокойный культ в Древнем Египте
Египетский пантеон, особенности влияния мифологии на его создание. Религиозная реформа Эхнатона. Организация культа. Архитектура и внутренняя роспись...

Заупокойный культ Древнего Египта
Представление египтян о загробном мире. Потусторонний мир, идея загробного суда, религиозное мышление и египетская теология. Мумификация и заупокойный...

Методы обучения рисованию в Древнем Египте
Психологический тип личности древнего египтянина. Идеалы и цели воспитания в Древнем Египте, характеристика школьного процесса обучения. Особенности м...

Воспитание и обучение в Древнем Египте
История школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности; первые сведения об образовании в Древнем Египте: общее и особенное в генезисе тр...

Египетская математика
Предпосылки зарождения математики в Древнем Египте. Задачи на вычисление "аха". Наука древних египтян. Задача из папируса Райнда. Геометрия в Древнем...