Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Европейское средневековое сектантство и его языческие корни

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Вопросы исторического развития сектантства как социального феномена искажения подлинного христианства и образования ереси. Сектантство как результат внутренних противоречий в христианских общинах, изменения их социального состава, развития церкви.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Московский Институт Открытого Образования

Факультет Профессиональной Переподготовки Педагогических Кадров

Отделение Истории

Курсовая работа

по Истории религии

на тему: "Европейское средневековое сектантство и его языческие корни"

Автор: студентка 1 группы

Болтунова Г.Е.

Руководитель: преподаватель

к.п.н. Бондарь С.В.

г. Москва, 2010г.

Оглавление

Введение

1. Что такое секта

2. Древние секты

3. Происхождение и особенности древних сект

4. Общее в учениях всех сект

Заключение

Литература и интернет-источники

Введение

Религиозное сектантство, пожалуй, одна из наиболее интересных и сложных страниц истории. Первые религиозные секты появились еще в истории народов и стран древнего мира.

За 2000 лет существования христианства возникли сотни сект с различными названиями. Разница в названиях создает великую путаницу и иллюзию их "догматического" многообразия, но при ближайшем знакомстве с "программами" сект, разбросанных по ленте времени и пространству земного шара, оказывается, что с незначительными вариациями повторяются одни и те же тезисы, а одни и те же характерные обряды (особенно изуверские) сохраняются в течение не только веков, а порой и тысячелетий. Наша задача состоит в том, чтобы показать, что новейшие секты имеют не только идеологическую преемственность с более ранними, но и организационную (генетическую) преемственность, а затем построить "родословную" европейских сект. Еще одной задачей является прослеживание связи между средневековыми европейскими сектам и сектами "прописанными" в России. Но главной целью все же мы считаем следующую: доказать, что европейские секты вовсе не являются "уникальными", то есть единственными в своем роде: это всего лишь конгломерат подобий, корни которого уходят в толщу древнего язычества.

1. Что такое секта

Прежде всего, необходимо пояснить применяемую сегодня терминологию. "Секта" - русская калька с латинского secta, что означает сообщество, учение, направление. В церковных кругах семантике слова "секта" был придан отрицательный знак. Под сектами понимались отбросы церковной истории, а сектанты третировались как изгои, религиозные парии. В таком случае, правомерно ли пользоваться этим термином? Вопрос долго дебатировался в советской литературе, споры вокруг него утихли, но не прекратились. Думается, что пользование термином "религиозная секта", "религиозное сектантство" правомерно. Клибанов А.И. - Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. с. 3

Основные термины, с которыми мы сталкиваемся, начиная изучать сектантство - секта и ересь. Так в чем же разница?

Сектой называется организованное общество людей, разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом в религиозном отношении. Между сектой и ересью та разница, что вторым словом обозначается не столько совокупность лиц, следующих известному учению, сколько содержание самого учения; поэтому можно сказать: "Секта ариан состояла из таких-то лиц" и "Секта ариан учила, что Сын Божий сотворен", и, с другой стороны: "Ересь ариан состояла в признании Сына Божия творью", "Ереси арианской следовали или держались такие-то лица". Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Между сектой и вероисповеданием (в случае, если последним словом обозначается не учение, а сама его содержащая церковь) резкой разницы нет; секта есть вероисповедание, которому следует сравнительно небольшое число лиц, и притом такое, которое с точки зрения большинства считается ложным или вредным. Секты в Европе часто добивались признания за ними права зваться церквами, или вероисповеданиями. На официальном языке, в эпохи религиозной борьбы одна и та же община зовется то сектой, то церковью, или исповеданием, смотря по отношению к ней правительства. Вышеуказанное разграничение терминов установилось, и то не совсем прочно, лишь в новое время (после реформации), и отсюда перенесено на древнейшие эпохи, когда слова secta и бАсеуйт употреблялись вполне как синонимы. Это же обстоятельство придало слову секта еще один побочный оттенок, сравнительно с понятием и словом ересь. Дело в том, что главнейшие ереси периода с I по VII вв. начинались не с отрицания церковного учения и авторитета, а с попыток выяснить и сформулировать какой-либо пункт учения, не отлившийся еще в твердую догматическую формулу; инициаторы этих ересей не сознавали себя в оппозиции с непрерывным церковным преданием, а напротив, считали себя выразителями и продолжателями его. Подвергшись соборному суду и осуждению, они и их последователи или подчинялись этому суду, или разрывали общение с церковью и начинали свою особую религиозную жизнь. При этом, поставив уже в одном пункте учения свою мысль выше мысли церковной, они чем дальше, тем смелее отрешались от церковного авторитета, как в развитии своего только что осужденного, догмата, так затем и в других пунктах, которые давно уже были твердо сформулированы церковью, так что в оппозиционном отношении их мнений относительно церковного учения ни у них, ни у церковных христиан уже не могло оставаться никаких сомнений. Между тем, своеобразные религиозные мыслители более поздних времен, особенно, начиная с реформации, имели дело уже с подробно развитым, сформулированным и надлежаще авторизованным церковным учением, и касались они по большей части этого учения в его целом или в самих его основах, а не в частном каком-либо пункте; таким образом они оказывались по отношению к нему прямо в таком положении, в какое древние ереси приходили лишь в указанной второй своей стадии. Поэтому и слово "секта", применяемое преимущественно к разномыслящим с церковью общинам средних веков и еще более новых времен, к древним ересям может всего удобнее применяться именно на второй ступени их развития - то есть, к тем толкам, на которые они дробились уже по выделении из церкви. Так, напр., редко говорят о секте монофизитов (хотя неправильным и это словоупотребление нельзя назвать), но постоянно говорят о монофизитских сектах (фоартолатрах, юлианистах, северианах, агноэтах и т.д.). По той же причине и вообще со словом "секта" привычнее соединяется представление об общине, резко расходящейся с церковью, сравнительно мелкой и замкнутой в себе, чем с понятием исповедания, ереси или еретической общины. Классифицируются христианские секты удобнее всего по источникам, откуда они черпают свое учение, заменяя тем авторитет и предание церкви, и по тем путям, которыми они разрабатывают эти источники. Порывая с преданием господствующей церкви, как с ложным, сектанты неохотно порывают с христианским преданием вообще и безусловно; напротив, они стремятся представить себя наследниками, продолжателями и хранителями исконного подлинного предания, забытого или искаженного церковью с более или менее древних времен. Понятно, что чем секта радикальнее, тем отдаленнее период, в котором она усматривает начало искажения подлинного христианства и образования ложного предания; поэтому большинство сект останавливается на первых временах христианства, когда никакого или почти никакого писаного предания еще не было; документальным источником веры является у них одно Писание. При этом они становятся лицом к лицу с вопросами, занижавшими церковную мысль на заре богословия: о пределах Откровения, об отношении Ветхозаветного и Новозаветного Откровения, и о том, как Откровение охватывается человеком, понимается им и влияет на него. От решения этих основных вопросов зависит все вероучение, организация и этико-социальные понятия сектантов, чем вполне оправдывается вышеуказанный принцип классификации сект. Сообразно ему, секты делятся на: 1) библейские или (более или менее) жидовствующие, 2) евангелические и 3) имеющие свое тайное писание (примером первых могут служить наши жидовствующие и другие "субботники"; примером вторых - молокане и штундисты; примером третьих - мормоны). С.В. Булгаков.- Справочник по ересям, сектам, расколам.- "Современник", Москва, 1994. Наконец, в глубокой древности, и снова в новейшее время, были мыслители и секты, полагавшие, что религиозная истина дана не в одном лишь Ветхом и Новом Завете, что крупицы ее рассеяны повсюду - в лучших языческих религиях, в творениях философов и поэтов и т. д. Это - секты синкретические (гностики, толстовцы). С другой стороны, по взгляду на пути усвоения и разработки религиозной истины, секты издавна делятся на рационалистические и мистические. Первые считают разум единственным посредником между Откровением и человеческим сознанием и даже отказываются признавать за откровение все, что выше или против разума (так что разум у них не только посредник, но и судья Откровения - в этом разница православного и сектантского богословского рационализма); вторые веруют, что Откровение сообщается человеку и помимо разума, несказанно и таинственно (путем экстатических видений и пророчеств и т. п.). Примером первых могут служить антитринитарии, у нас в России - молокане (последние не отрицают прямо троичность и другие таинственные догматы, а считают их бесполезными и не стоящими внимания); примером вторых - древние монтанисты, квакеры и наши хлысты. Приемы, посредством которых сектанты-мистики получают свои откровения, нередко интересны с точки...

Другие файлы:

История христианской церкви. В семи томах
Список книгТом 1. Апостольское христианство. 1-100 г. по Р. Х.Том 2. Доникейское христианство. 100-325 г. по Р. Х.Том 3. Никейское и посленикейское хр...

Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии
В данной работе рассматриваются сооружения XII—XVIII вв., частично сохранившиеся до нашего времени в горных районах Чечено-Ингушской АССР и Северо-Осе...

Средневековое искусство Византии. Искусство стран Западной Европы
Храм святой Софии Константинопольской. Описание архитектуры, характеристика мозаик. Средневековое искусство стран Западной Европы. Особенности художес...

Современное сектантство и его преодоление
Современное сектантство и его преодоление (Журнал "Вопросы истории религии и атеизма" №9) - сборник статей ведущих советских религиоведов (А.И. Клибан...

Алкоголизм, наркомания, сектантство в подростковом и раннем юношеском возрасте
Алкоголизм, наркомания, сектантство как формы девиаций в подростковом и раннем юношеском возрасте. Анализ результатов диагностики стратегий поведения...