Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Дьяволопоклоничество как феномен современной "массовой культуры"

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Характеристика дьявола как главного антагониста Бога. Сатана в религиозно-мистических представлениях иудаизма и христианства. Роль дьяволопклонничества в рок-музыке и кинематографе. Сущность дьяволопоклонничества с точки зрения новой религии XX века.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Реферат

Дьяволопоклоничество как феномен современной "массовой культуры"

Содержание

Введение

1. Образ Дьвола в религии

2. Дьяволопклонничество в рок-музыке

3. Дьяволопоклонничество в кинематографе

4. Сатанизм как новая религия

Заключение

Список использованных источников

дьявол бог христианство религия

Введение

В христианстве и в некоторых других религиозных течениях главным антогонистом Бога выступает Дьявол, или Сатана. На протяжение веков этот персонаж являлся символом всего самого негативного, что может сотворить человек.

Однако в прошлом веке, когда влияние религии на общество ослабло, Дьявол приобрел символический образ свободы и вседозволенности. В Средние века, а в некоторых регионах Европы, в более позднее время за малейший намек на связь с Сатаной человек подвергался пыткам и казням, но сейчас пропоганда дьяволопоклонничества является одним из источников быстрой славы. Таким образом, Дьявол стал одной из икон массовой культуры.

В своей работе я рассмотрю образ Сатаны в религиозных учениях, дьяволопклоничесвто в различных видах «массовой культуры», а также сатанизм как религиозное учение и причины роста его популярности.

1. Образ Дьвола в религии

Сатана (по-еврейски satan, арамейски sitena или satana, "противник в суде, в споре или на войне, обвинитель, наушник, подстрекатель", сравнимый с арабским шайтаном или буддистским марой), в религиозно-мистических представлениях иудаизма и христианства - главный антагонист Бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, в земной жизни - главный вдохновитель колдунов и ведьм, а в загробной - царь ада и повелитель бесов. Уже в этом определении заключена странная двойственность этого персонажа: с одной стороны он (упорно и изобретательно) искушает людей на грех, а с другой стороны, являясь владыкой ада, сам же их и наказывает. Откуда же ведет свою родословную столь фантастический персонаж? Свое антибожественное значение и роль антибога Сатана обретает в библейском мифотворчестве после вавилонского пленения. В Книге Иова он еще является среди ангелов неба и отнюдь не рекомендуется заклятым врагом Бога и разрушителем Его создания. Это только дух-скептик, фактотум неба по злым делам. Таков злой дух и в Книге Царств. Но уже у Захарии он выступает как враг и обвинитель избранного народа, а в Книге Премудрости Соломоновой Сатана - разрушитель и развратитель божественного миростроительства.

В апокрифи-ческой Книге Еноха впервые звучит идея близости дьявола с человеком, и вина его изображается как отступничество от божества в сторону человечества, измена неба для земли. Дьяволы Еноха - ангелы, павшие чрез любовь к дочерям человеческим и позволившие оковать себя путами материи и чувственности. В Ветхом завете сатана (у мусульман - шайтан) изображался в образе змеи. У этрусков существовал демон потустороннего мира Тухулка, который по своей сущности относился к духам мести, осуждающих в царство мертвых за грехи. Позднее внешность дьявола стала ассоциироваться у христиан с образом античного Пана. Хотя дьявол, в отличие от Бога, всегда представлял собой грубо-материальное, конкретное и конечное начало, форма и облик его на протяжении истории менялись - то ли в зависимости от человеческой фантазии, то ли эпохальной ментальности, то ли чего-то иного. Интересен тот факт, что сами новозаветные тексты полностью отказываются от каких бы то ни было наглядных образов Сатаны. Когда ученики Христа впервые выходят на проповедь, Христос видит "Сатану, спадшего с неба, как молния" (Лук. 10,18). Дьявол под видом таинственного зверя 666 появляется лишь в Апокалипсисе, притом с весьма странными приметами. В противовес им, средневековая фантазия вовсю изощрялась в детализации обликов врага рода человеческого, наделяя Сатану то исполинским телом, то чудовищным смешением антропоморфных и животных черт, то многорукостью и т.п. Пасть Сатаны часто оказывается тождественной с входом в ад, так что попасть в ад - означает быть "сожранным Сатаной". Во всех описаниях сатаны поражает прежде всего признание его мудрости и эрудированности. Способность к рассудочным, формально-логическим построениям считалась особым достоянием дьявола. С помощью логической дедукции бесы и сам дьявол, будучи искушенными в анализе причинно-следственных связей, могли предсказывать события будущего, путем различных прорицаний обольщая человека. Присутствие в мире мощной чужеродной и, как сказали бы сейчас, оппозиционной силы человек чувствовал с глубокой древности, отразив это в многочисленных мифах. Желание понять и изучить (и приручить?) эту силу толкало его к колдовству, магии и демонизму.

2. Дьяволопклонничество в рок-музыке

Наверное, из всех видов массовой культуры образ Дьявола шире всего используется в рок-музыке. Истинных дьяволопоклонников среди рок-музыкантов на самом деле не так много, однако, даже не веря в Сатану, многие из них используют этот образ для эпатажа, игры в страшилку или, наоборот, чтобы рассказать какую то мрачную, но в то же время романтичную историю.

Прежде всего стоит упомянуть группу Black Sabbath -- по распостраненному мнению родоночальников жанра метала. Их лидер Оззи Осборн хвастался, что он нашел и использовал «дьявольское созвучие», запрещенное в средние века. На самом деле этот рифф просто напросто считался в то время диссонансом и никакой мистической силы не имел. Black Sabbath, выбрав в качестве стилистической платформы утяжелённый блюз-рок конца 1960-х годов, отказались от любовной лирики и характерных фразеологических штампов данного жанра, создав новый для своего времени поэтический мир, в котором преобладали самые мрачные образы и мотивы. Несмотря на всю несерьезность и карикатурность своего «дьволопоклонничества», Black-Sabbath стали мешенью для обвинений в сатанизме со стороны особо религиозно фанатичных священнослужителей, политиков и простых граждан.

За свои шоу славу сатаниста заслужил и другой известный рок-музыкант той эпохи Эллис Купер. Например, однажды в ходе разворачивавшегося на сцене красочного спектакля Элис изображал дошедшего до последней точки пациента психиатрической клиники. Песню «The Ballad of Dwight Fry» он исполнял в смирительной рубашке, из которой вырывался и душил медсестру. При том, что кровь на сцене лилась рекой, действо подчинялось определённой морали: Элиса в финале казнили -- сначала на электрическом стуле, позже -- на виселице и гильотине. Шокирующее обывателя представление было неотъемлимой частью любого концерта Эллиса Купера, неудивительно, что он как и Black Sabbath неоднократно обвинялся в дьволопоклонничестве. Однако интересен тот факт, что на самом деле Эллис Купер христианин и следовательно не имеет никакого отношения к сатанизму. Его «дьявольские» шоу -- лишь способ выделиться среди других музыкантов.

Обвинениям в дьволопоклонничестве так или иначе подвергались большинство классиков рок-музыки. Среди них, кроме Black-Sabbath и Эллиса Купера, Iron Maiden, Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC, Pink Floyd, Beatles, Judas Priest и многие другие.

Чаще всего обвинения были слабо обоснованы и похожи на откровенный бред. К примеру, песни некоторых групп прокручивались наоборот, и в них якобы слышались призывы служить Сатане. При чем, подобные эксперименты проводились не серьезными учеными, а все теми же фанатичными священослужителями, политиками и всеми, кто искал в подобных обвинениях источника личной славы.

На самом деле, все вышеперечисленные музыканты никакого отношения к реальному сатанизму не имеют, а иногда, напротив, являются ярыми христианами.

Однако среди рок-музыкантов все же есть настоящие сатанисты.

В середине 80-х родилось направление, которое по сей день считается самым злобным и идеологически острым. «Блэк-метал» стал одним из первых проявлений «экстремального» метала и, пожалуй, самым скандальным из них. Особое распространени Блэк-метал получил в странах Скандинавии. Отличительные особенности этого жанра -- пронзительно хриплый, рычащий до визга голос, бешено колотящие ударные - «бластбиты» - вязкий, режущий звук гитар, грубое, «сырое» звучание и низкое качество записи.

Но не тяжестью, а радикальной идеалогий текстов и образа жизни блэк-метал завоевал себе скандальную репутацию. Если Оззи Осборн и Эллис Купер и поминали Князя Тьмы, в жизни они оставались обычными рок-н-рольщиками и прожигателями жизни. Теперь пришел черед групп, которые действительно верили в то, о чем поют.

Одни блэк-металисты были неоязычниками, другие -- сатанистами (чаще всего) всех мастей, встречались даже нацисты, призывающие к борьбе за чистоту нордической расы. От слов было недалеко до дела: в середине 90-х, на пике популярности блэк-металических групп Burzum и Mayhem, по Норвегии прокатилась волна поджогов церквей и нападений на священников. Лидер Burzum Варг Викернес несколько раз попадался на приготовлениях к поджогу, прежде чем окончательно сел в тюрьму за убийство. Но даже и в блэк-метале лишь единицы музыкантов имели отношение к криминалу, но благодаря вниманию прессы за жанром потянулся четкий скандальный флер.

Так или иначе, блэк-метал несет в себе неко...

Другие файлы:

Функционирование массовой культуры в молодежном сознании
Понятие и основные характеристики современной культуры. Специфика массовой культуры в аксиологическом измерении. Анализ смысложизненных ориентаций мол...

Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры)
Исследование массовой культуры как иерархической системы. Рассматривая китч как низший уровень массовой культуры, автор раскрывает его суть, обращаясь...

Массовое и элитарное в современной визуальной культуре
Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Анализ и характеристика массовой, элитарной и визуальной культуры. Основные сост...

Культурология как продукт современной культуры
Постановка проблемы типологизации культур. Элитарная и массовая культура: их взаимоотношения и роль в обществе. Особенности массовой культуры в России...

Влияние массовой культуры на социокультурную среду Украины
Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массо...