Дхарма как нравственный аспект индуизма
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ПГАСА
Кафедра Философии и Политологии
Реферат
По теме
Дхарма как нравственный аспект индуизма
Выполнила
ст. гр. 422 Манухина К.Е
Принял
Несправа Н.В
Днепропетровск, 2010г.
План
Введение
1. Дхарма - центральное понятие индуистской религии
2. Понятие свадхармы
3. Варнашарма-дхарма
4. Дхармичесие понятия о добре и зле
5. Связь дхармы с четырьмя пурушартхами
6. Ахимса как основная дхармическая добродетель
7. Адхарма
Заключение
Список литературы
Введение
Не нуждается в дополнительных объяснениях тот факт, что нравственный аспект религии - ее своеобразная визитная карточка, та самая вещь, по которой зачастую судят обо всей системе верований. Он лежит в основе священных текстов, он приводится как пример для подражания для многочисленных верующих, он «презентует» религию, отделяя серьезную систему от секты-однодневки.
Все мы знаем, хотя бы и в общих чертах, нравственные аспекты основных мировых вероисповеданий: 10 христианских и иудейских заповедей, некоторые законы исламского шариата, практики самоотречения буддизма и т.д. В них чрезвычайно много общего, но при этом присутствуют и свои, индивидуальные для каждой религии особенности, запреты, ограничения.
Почему я выбрала индуизм? Честно говоря, я не могу выделить какой-то определенной точной причины, по которой я остановилась именно на нем. Как человек неверующий, я весьма скептически отношусь к какому бы то ни было вероисповеданию, и тот же восточный индуизм для меня означает не больше, чем «наше» христианство, - верование в сверхъестественную силу, управляющее нашими жизнями. Однако еще в самом начале своего выбора я отвергла аврамеистические религии, как несколько спорные с точки зрения нравственности. Ведь если вдуматься, большинство войн и конфликтов на религиозной почве совершается последователями именно этих вероисповеданий: иудеи воюют с арабами, арабы воюют с христианами, христиане воюют между собой, все они ненавидят иудеев, и счет загубленных по этим причинам жизней уже давно перевалил за тысячи и сотни тысяч. Они воюют за свою веру, так неужели в этой вере нравственно оправданным считается пойти с оружием в руках на человека с отличными убеждениями?
Даже не всегда кардинально отличными, порой это всего лишь течения одной и той же религии - взять хотя бы католико-протестантскую войну в Ирландии.
Именно в поиске чего-то другого, чего-то менее нетерпимого я и вспомнила о, пожалуй, величайшем достижении политического движения за всю историю - провозглашении независимости в Индии в 1947 г., которое можно с чистой совестью поставить в заслугу одному человеку - Мохандасу Ганди - и одной религии - индуизму. Ведь именно последовательное и неуклонное следование его принципам, прежде всего принципу ахимсы (ненасилия), привело к мирному и бескровному разрешению проблемы, на алтарь которой обычно кладутся десятки и сотни жизней.
Именно после этого мне и захотелось узнать больше об индуизме, глубже заглянуть в его нравственные принципы и узнать, что же сделало его таким, какой он есть и по сегодняшний день. Уже позже я узнала, скажем, что индуизм проповедует такую беспрецедентную (по крайней мере, для моего ограниченного знания в этой области) доктрину как полная терпимость к другим религиям, допущение сосуществования совершенно разных идей и воззрений и следование различным духовным путям в рамках одной религии, ведь «к Богу можно прийти разными дорогами».
Итак, в этой работе я рассмотрю моральные аспекты индуизма и, конкретнее, дхарму как основную его нравственную составляющую.
нравственный моральный индуизм дхарма
1. Дхарма - центральное понятие индуистской религии
Религия - это общественное явление собственным историческим развитием в конкретных социально-экономических условиях.
А еще религия - ориентир и сокровище для тех, кто ее исповедует. Именно она дает указания для повседневной жизни и поиска высокого, отделяет правильное от неправильного, истинное от ложного, праведное от ложного.
Индуистская религия, или Вечный Закон, - одна из древнейших в мире, она включает в себя множество разных обычаев, духовных путей и верований о Боге и богах. Как религиозный феномен индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью, если не сказать больше: многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия «индуизм» и четкого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия. Индуизм часто уподобляют экзотическому растению с множеством стволов и ветвей, в котором древние, даже в чем-то примитивные стороны развиваются параллельно с более возвышенными философскими идеями. Часть индуистов верят, что богов много, другие - что Бог един, все остальное же - лишь его ипостаси, третьи - что Бог есть энергия, безличная сила, пронизывающая все живое.
В такой сложной системе верований как же узнать, что есть «правильным» и «неправильным», «достойным» и «недостойным»? Ведь такое знание необходимо для свободного принятия решений, а незнание закона, как говорится, не освобождает от наказания.
В основе индуистского мировоззрения лежит идея о том, что окружающий мир - это не случайное и хаотичное нагромождение вещей, а гармонически упорядоченное целое, существующее в соответствии с определёнными закономерностями. Всеобщий и вечный порядок, сохраняющий и удерживающий целостность мира, - это дхарма. Поэтому дхарма и является ключевым понятием в сложной системе индуистского мировоззрения.
Термин «дхарма» произошел от санскритского корня «дхр» (держать, поддерживать, сохранять действующим). У него нет эквивалента в других языках кроме санскрита, и поэтому оно приблизительно переводится как «образ жизни», «предназначение», «закон» на плане физического сознания, на уровне материальных действий и так далее, что, впрочем, не полностью передает его значение. В этом смысле слово «дхарма» перекликается с латинским firmus (твердый, устойчивый), подразумевая, что человеческая дхарма есть нечто нерушимое. Поэтому ему весьма сложно дать единственное и однозначное определение, а большинство индуистских книг оставляют его без перевода. Монье-Уильямс, чей словарь санскрита считается основным для этой области, дает множество определений: «устоявшийся или твердый, непоколебимый указ, постановление или закон; использование, практика, традиционные предписания и рекомендованный путь, долг; правосудие, благо; добродетель, нравственность, мораль, религия, религиозное качество, хорошие дела,» - но ни одно из них не передает полного смысла слова.
В общем и целом дхарма - это следование Закону, это всеобщий и вечный порядок, сохраняющий и удерживающий целостность материального мира, это добродетель и путь благочестия.
В Махабхарате Кришна определяет дхарму как «поддерживающую связь между этим миром и тем».
В Брихадараньяка-упанишаде сообщается о том, что: «Дхарма - то же, что и правда. Потому и говорят, что говорящий правду говорит дхарму, а говорящий дхарму - правду. И то и другое - одно». Уже в этом отрывке дхарма - высшее начало мира, соответствующее, с одной стороны, сущности вещей, с другой - правде, познавательной и моральной истине. Дхарма - это следование Закону и самодисциплина на четырёх уровнях.
· первый уровень - вишвадхарма - строгое следование законам Природы /Бхагавана (Бога).
· второй уровень - дэшадхарма - строгое следование законам нации (страны) по букве и по духу. Также это перевести как «общественные законы», предписанные укладом жизни и общественными правилами, которые основаны на писаниях или традиции (например, основаны на Ведических писаниях).
· третий уровень - кутумбадхарма - это обязанности по отношению к своей семье/предкам (по большому счёту, по отношению ко всему роду и к собственной семье, как минимум). Необходимо сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях.
· четвертый уровень - свадхарма - это долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике и так далее.
Дхарма подразумевает уважение к природе и окружающей среде, почтение к присутствию Бога во всем живом и атману в животных и людях. Земля рассматривается как Мать, поскольку вся наша жизнь находится в зависимости от природы. Всякое материнство считается в индуизме священным, будь то среди зверей или людей, будь то материнство коровы или богини.
Объем понятия дхармы перекрывает значения и «религии», и «права», и «морали». Дхарма в качестве «закона» включает религиозный закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения (в виде последствий и в рамках настоящей жизни индивида и в перспективе его будущей реинкарнации).
Более глубокое объяснение говорит о дхарме как о неотъемлемом качестве природы. Так, например, неотъемлемым качеством (дхармой) соли является соленый вкус. Можно скачать, что дхарма - это Высшая Реальность, которая проявляется как Сила, которая лежит в основ...
Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма
Книга чешских индологов рассказывает о возникновении и развитии одной из самых древних религий на земле - индуизма, его учении, мифологии, обрядности,...
Индуизм – древнейшая национальная религия Индии
Формативный период индуизма. Религиозно–мифологические воззрения протоиндийской цивилизации. Брахманы и араньяки – основные этапы движения религиозной...
Индуизм - древнейшая национальная религия Индии
Зарождение индуизма и религиозно-мифологические воззрения протоиндийской цивилизации. Корпус ведийских текстов. Учение о карме и мокше. Общая характер...
Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы
Основные этапы развития индуизма
Понятие "индуизм". Доктрины и верования, опирающиеся на религиозную организацию. Положение о влиянии мировоззрения на тип поведения в повседневной жиз...