Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Духовные парадигмы Книги Бытия

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Библия как ключ к осмыслению жизни. Ознакомление с текстом Книги Бытия, притча о грехопадении, как начало опыта Добра и Зла. Мифологические подтексты и этический смысл притчи о Каине и Авеле. Работы ученых, посвятивших свои труды данной проблематике.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Реферат

Духовные парадигмы Книги Бытия

Минск -2011

Оглавление

Введение

1. Притча о грехопадении, как начало опыта Добра и Зла

2. Мифологические подтексты и этический смысл притчи о Каине и Авеле

3. Завет с Ноем. Сказание о потопе

4. Притча о Вавилонском столпотворении и её религиозно-философский, этический и историко-культурный смысл

Заключение

Список литературы

Введение

Библия - ключ к осмыслению жизни. Это одна из древнейших и самых знаменитых книг на земле. Она не случайно получила название «Книга книг». Библия не только имеет свою судьбу, но и сама стала судьбой, решая путь цивилизаций и культур. Она вобрала в себя парадигмы и архетипы, выработанные соседними, более древними культурами. «В Библии заранее, и притом совершенно точно, предсказаны будущие события, ход этих событий, их сроки, и даже имена людей, которые будут в них участвовать. Речь идет как о событиях, близких по времени к моменту изречения того или иного пророчества, так и о таких, которые произошли через сотни тысяч лет после написания соответствующих библейских книг. Поскольку достаточно точно известно, когда были завершены те или иные входящие в состав Библии книги, то мы можем судить: сбылись ли содержащиеся на них пророчества или нет» [9,с.14].

Существует много книг, которые нас могут чему-либо научить: иностранному языку, психологии, математике. Но Библия отличается от всех книг тем, что она способна дать бесценную мудрость, мудрость, дающую спасение души. Через Слово Бог хочет нас воспитать, исправить, стремится сделать нас совершенными…

Согласно христианской традиции, в состав Библии входит Ветхий Завет и Новый завет. Древнейшей частью является «Пятикнижие Моисеево» - Тора. Они являются фундаментом, основанием, на котором держится ТаНаХ, а затем и Новый Завет. Последующие тексты Библии нельзя понять без «Пятикнижия», потому что в нем важнейшие идеи монотеизма, Союза с Единым Богом, идеи Обетования и Исхода, а также Тора является древнейшим сводом законов, норм и заповедей.

Первая книга Библии - Бытие - Берешит - «В-Начале». «Книга Бытия - величайшая поэма, одна из прекраснейших, написанных на земле; её сюжет и композиция, её образность и стиль настолько едины, настолько пронизаны одним духом, что о компиляции из разных источников может говорить разве тот человек, вовсе лишенный поэтического слуха…» [9,с. 32].

Бытие содержит в себе важнейшие духовные парадигмы человеческого существования. Она заключила в себе множество идей, которые легли в основу нашего понимая мироустройства, отношений между людьми, лучшего понимания добра и зла. Наша жизнь заставляет нас учитывать опыт предыдущих поколений, чтобы в дальнейшем принимать правильные решения и делать правильный выбор.

А.С. Пушкин считал: "Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нём находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть" [10,c.233].

Исследованием и изучением Библии занимались многие люди. Это долгий и трудоёмкий процесс. Из числа исследователей стоит отметить несколько личностей, которые заслуживают особого внимания. Синило Галина Вениаминовна - самый выдающийся и известный исследователь в нашей стране в области Библии, автор огромного числа монографий, книг и исследований, посвященных данной теме. Так же отметим Щедровицкого Дмитрия Владимировича - московского культуролога, переводчика и исследователя Библии, создателя известного издания в 8-ми томах «Введение в Ветхий Завет», а также Сергея Сергеевича Аверинцева, русского филолога, переводчика, автора большого количества книг, посвящённых позднеантичной и раннехристианской эпохам.

Ознакомление с трудами этих авторов необходимо для правильного восприятия Библии как феномена мировой культуры.

Объектом изучения являются тексты Книги Бытия. Предметом исследования являются притчи, представленные в книге.

Целью исследования является изучение духовных парадигм, которые представлены в притчах.

Задачи:

Ознакомление с текстом Книги Бытия;

Ознакомиться с работами и мыслями исследователей, посвятивших свои труды данной проблематике;

Провести краткий обзор самых известных произведений литературы и искусства, в которых нашли своё отражение притчи из Книги Бытия.

1. Притча о грехопадении, как начало опыта Добра и Зла

В первой главе этой книги говорится о важных для всего дальнейшего содержания строках, которые называются Шестодневом, - о Шести Днях Творения. Но вслед за этим идет Пролог, занимающий более десяти глав, который посвящен ответу человека на великую тайну гармоничности мира, - благости жизни - этого священного дара и как человек ответил на этот дар.

Нам повествуется о восстании человека против Творца, восстании человека, которое приведёт его к бедам. Люди поверхностно и наивно понимают эти библейские строки о грехопадении Адама, о первом братоубийстве, об Исполинах, которые развратили цивилизацию, и потоп обрушился на землю, и о знаменитой Вавилонской башне, которая стала символом вызова, брошенного небу.

Все это - четыре части единой драмы, которую мы можем назвать драмой мятежа, человеческой свободы, направленной против зла. В нашу повседневную культуру, в наш язык, как бессмертные фрески вошли эти вечные сказания.

Мы все хорошо знаем такие крылатые выражения, как "запретный плод", "Вавилонская башня", "Ноев ковчег".

Священное Писание - это вечная мудрость, а вовсе не просто рассказ о жизни первобытных людей и наводнениях. Библия пользуется красками великих древних восточных легенд и создает это для того, чтобы все поколения, все народы могли увидеть единую истину, каждый на своем уровне, и философ, и ребенок, и дикарь, и человек цивилизованный.

«Книга Бытия несет в себе важнейшие парадигмы духовного опыта человека, повествует о первоначалах бытия. И одно из таких начал - начало опыта добра и зла и вместе с тем - начало истории как противостояния добра и зла, и прежде всего - в душе человека. Одновременно это начало постижения человеком мира и самого себя, начало, без которого человек не стал бы личностью в полном смысле этого слова, Человеком с высокой и трагической судьбой. Это первое испытание человека, первая проверка великого, но и опасного дара, которым наделен, - свободы воли, свободы нравственного выбора. Все эти мысли связаны с одной из самых знаменитых притч - с притчей о грехопадении, о том, как первые люди нарушили Божий запрет и вкусили плоды с Древа Познания добра и зла» [6, с.419].

Бог творит мир. Создаёт рай посреди земли - Эдем. Этот Рай представляет своего рода духовно-материальную сферу. Бог творит человека в раю и для жизни в раю. Человек создан по образу и подобию Божиему, то есть он обладает полнотой благости. «Итак, Адам Кадмон, созданный по образу и подобию Божьему, был как бы «вдунут», вселён в новую сущность - «человека перстного», и вместе они составили единого Адама. Но согласно словам Библии, человек тогда еще не имел тела плотного, «густого» - оно было более тонким, духовным, не таким, как наше…» [9, с.55]. Вместе с тем, человек является невинным и наивным существом. Посреди рая Богом насаждаются Дерево Жизни и Дерево Познания Добра и Зла - два варианта «мирового дерева». Бог разрешает человеку питаться от всех дерев, кроме плодов Дерева Познания добра и зла.

Именно с «Адамом перстным», который носит в себе Адама духовного и живёт в раю, Бог и заключает первый завет. Он соответствует Первому Дню творения.

«…И отделил Бог свет от тьмы…И назвал Бог свет днем, а тьму ночь…» - Быт. 1.4:5

Здесь понятие «свет» означает повиновение воле Божьей - вечная жизнь, а «тьма» - нарушение Божьей воли, а значит к смерти…

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть, а от древа Познания добра и зла, не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.» Быт.2,16:17).

Человек должен был абсолютно и полностью доверять Богу, а значит и не вкушать плоды с древа Познания. Человек был предназначен для вечной жизни в раю, к вечному пребыванию в том состоянии, в котором он создан. Он был призван уподобиться Богу, а любовь к Богу основана на бескорыстном и наивном доверии к Творцу. Человеку заповедано: «…плодитесь и размножайтесь…» (Быт. 1, 22). Сотворивший Бог не желал, чтобы люди беспокоились о своей жизни. Бог желал, чтобы человек стал бесстрастным как Он, чтобы он был свободным от забот, и воспевал хвалу Творцу и наслаждался Его созерцанием, и на Бога возлагать свою заботу (св. Иоанн Дамаскин).

Бог дал Адаму все, что можно было только дать. Поэтому он не обещает ему больше ничего, а лишь просит одного - повиноваться воле Божьей и не вкушать плодов с древа познания добра и зла.

Синило Г.В. отмечает: «…Бог дал все человеку для абсолютного счастья, и уже никогда больше и никому не будет дано столько сразу - просто по причине огромной...

Другие файлы:

Записки руководствующие к основательному разумению книги Бытия
Описание: Записки руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие, 1819 г.Доп. инфор...

Антропологическая парадигма в русской религиозной философии
В развитии философской мысли можно выделить три основные парадигмы: парадигму 'on he on' - поиск онтологических оснований и сущностных характеристик б...

Духовные основы мировой истории
Мировая история полна событий, найти объяснение которым зачастую не представляется возможным. Когда рухнул Советский Союз, стало нормой преподносить з...

Когэлет (Экклесиаст): в поисках смысла бытия
Исследование религиозно-философской проблематики Книги Екклесиаста. Концепции Бога, человека и времени в Книге Екклесиаста. Осмысление глобальных и оч...

Когнитивные парадигмы пространства культуры
Характеристика понятия "когнитивные парадигмы" - теорий о знании, которые включают в себя житейские знания, мистические верования, рациональную форму...