Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Дионис - бог Афинского полиса

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Социально-политические и экономические перемены в Аттике VI в. до н.э.. Религиозная политика Писистрата и изменение культа и образа Диониса. История возникновения театра и формирование культа Диониса. Особенности празднеств Диониса в VI-V вв. до н.э.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Дионис - бог Афинского полиса

Содержание

1. Социально-политические и экономические перемены в Аттике VI в. до н.э. и культ Диониса

2. Религиозная политика Писистрата и изменение культа и образа Диониса

3. Возникновение театра и культ Диониса

4. Празднества Диониса в VI - V вв. до н.э.

Список использованных источников и литературы

1. Социально - политические и экономические перемены в Аттике VI в. до н. э. и культ Диониса

Если бы эллины наряду с трудами, фиксирующими важнейшие события в жизни полиса и своего этноса, вели бы и хронику важнейших культурных достижений, то Дионис оказался бы в ней рядом с таким культурным героем, как Прометей. Дар Диониса захватил все стороны жизни. И кажется не случайным, что Дионис мыслился сошедшим с корабля. В чужеземных кораблях эллины видели источник эпидемий. Распространение культа Диониса напоминало бурную, мгновенную эпидемию, для борьбы с которой не было средств. Именно это слово употреблено Титом Ливием в сообщении о распространении вакханалий в Этрурии (Liv. XXXIX, 8). Эллины, в отличие от персов, не сделались огнепоклонниками, они стали винопоклонниками, хотя и пили вино в смеси с водой, а в непробудном пьянстве обвинили скифов. Их винопоклонничество сказалось не в сфере потребления и быта, а в идеологии, ибо от Диониса пошел театр, а праздники Диониса определили всю структуру религиозного года, как Афин, так и многих греческих полисов.

Рассмотрев в предшествующих главах возвращение Диониса на Пелопоннес, в Дельфы, Беотию, на острова Эгейского моря, сопровождавшиеся сопротивлением, а порой и неудачами, в этой главе мы переходим к триумфальному возвращению Диониса в Аттику и его далеко идущим идеологическим и политическим результатам. Почва к этому возвращению была подготовлена реформами Солона, но мы обратим особое внимание на результаты реформ в области военной организации, поскольку именно гоплитская система обусловила торжество дионисизма.

В архаическую эпоху, т. е. в эпоху триумфального возвращения Диониса, в Аттике осуществлялись как экономические, так и социально-политические перемены, которые подчас рассматривались как революционные. В конечном итоге все эти изменения сыграли решающую роль в полисном утверждении культа Диониса.

Аттика к началу VII в. до н.э. в экономическом отношении отставала от соседних с ней общин на перешейке и на островах. Но невыгодное положение Аттики на выступе восточного берега Греции и географическая близость с передовыми и государствами того времени: Самосом, Коринфом, Эгиной, Халкидой стимулировали развитие мореплавания. Уже к середине VII в. до н.э. у Афин был военный флот: на архаических сосудах, изображены корабли и морские сражения. В VI в. до н.э. Аттика уже много вывозила: ее керамические изделия были не только в большом ходу в Греции , но их можно было найти на Кипре и в Этрурии2. Характерно, что около 600 г. до н. э. Афины уже принимают участие в борьбе за обладание проливами, ведущими к Понту, и стараются приобрести себе здесь опорный пункт.

Все это были успехи главным образом "паралий", береговых поселений Аттики. Успехи эти не давали, однако, одностороннего преобладания одной группе населения. В Аттике было достаточно сильным и крестьянство, вполне самостоятельное рядом с крупными землевладельцами.

Аттика была в это время страной, в которой главной отраслью, все же, оставалось сельское хозяйство (Thuc. II, 16, 1). Но, если в VII в. до н.э., это было хлебопашество и скотоводство, то после реформ Солона она начала превращаться в страну, выращивающую маслины, виноград, фрукты, овощи. Разведение этих культур требовало известных средств, поэтому, они были доступны только средним слоям населения, на которые опирались в своих демократических преобразованиях как Солон, так и Писистрат1. В первую очередь в связи с социальными изменениями стоит подчеркнуть значение реформ Солона, которые происходили в VI в. до н.э. Это было время острой социальной борьбы в Афинском государстве. Вся власть находилась в руках аристократической верхушки, державшей в своих руках большую часть аттической земли. Помимо наследственных участков во владении правившего социального слоя оказывались земли бедняков, занимавших у богачей деньги на кабальных условиях, в результате чего первые, как неоплатные должники теряли свои земли и личную свободу и обращались в рабство (Arist. Ath. рої. II; Plut. Sol. 13).

Бедственное положение народа создало крайне напряженную обстановку в стране. Солон занял вполне определенную позицию, выступая против произвола крупных землевладельцев и закабаления ими земледельцев. Одержав решительную победу в войне Афин с Мегарами за остров Саламин, Солон был избран архонтом и "примирителем" на 594/593 г. до н.э. и получил неограниченные полномочия по реорганизации государства. Реформаторская деятельность поэта - законодателя имела огромное значение в исторической судьбе Афин. Отмена долгов и освобождение закабаленных за долги афинян, выкуп большого количества афинских граждан, проданных за долги за границу, запрещение на некоторое время брать ссуду под залог собственной свободы - вся совокупность этих мероприятий получила название "сисахфия" (Plut. Sol. 15; Arist. Ath. рої. IV, 6). Так была предотвращена угрожавшая афинскому крестьянству опасность превращения в рабов. С именем Солона связывают и введение новой конституции, и учреждение нового народного суда. Социальное господство старой землевладельческой аристократии было ослабалено введением нового деления на "классы" по имущественному цензу (Arist. Ath. рої. IV, 7 8). На основе земельного, имущественного ценза было реорганизовано и войско, создана гоплитская фаланга (Plut. Sol. 18).

При рассмотрении связи дионисизма и гоплитской реформы мы не можем оставить без внимания парадоксальное сообщение Полнена о роли Диониса в создании фаланги как основы военной организации. Так, согласно мифической версии, Пан первым придумал данное построение: "У Диониса стратегом был Пан; он первым изобрел строй, назвал его "фаланга", построил правое и левое крылья" (Polyaen. 1.2.). Как бы не казалось анекдотическим соотнесение козлоногого Пана с военным строем, можно думать что с помощью мифа выражена скрытая связь культа Диониса с военными переменами, наступившими в Аттике. На самом деле распространение любого религиозного культа социально обусловлено.

В гомеровское время сражения решались исключительно передними рядами тяжеловооруженных воинов. В ряде полисов гражданские права предоставлялись только тем, кто мог снабдить себя тяжелым вооружением (Arist. Ath. рої. IV, 2). В сравнении с тяжеловооруженными воинами масса легковооруженного и плохо дисциплинированного народа не имела почти никакого значения. Успехи металлургии дали возможность и среднему классу приобретать себе металлическое вооружение. Это произвело совершеннейший переворот в тактике.

В ряде исследований была вскрыта существенная роль введения тяжелого вооружения и фаланги в социальном и политическом развитии архаической Греции1. С тех пор как греческие государства получили возможность выставлять сотни и тысячи закованных в металл воинов, способ сражения в рассыпную, употреблявшийся в героическое время, был оставлен, и тяжеловооруженные воины шли на врага сомкнутыми фалангами, которые действовали всей тяжестью своей массы. Против этой железной стены боевая колесница оказывалась бесполезной. Она вышла из употребления, ее стали использовать теперь только во время соревнований. Место воинов, сражавшихся на колесницах, заняла теперь конница, которой, однако, на гористом греческом полуострове можно было пользоваться только в ограниченных размерах, поэтому в древнейшее время она применялась только в Беотии, Фессалии и на Эвбее .

Помимо сведений о реформе Солона в области военной организации у античных авторов, мы имеем подтверждения об этих изменениях в Афинах в виде изображений на сосудах. Особенно интересна одна из самых замечательных ваз, расписанных Эксекием: килик с изображением Диониса на корабле. Это чаша на высокой ножке; снаружи по обеим сторонам вместилища, большие стилизованные изображения глаз. По обе стороны каждой ручки поставлено по три героя в доспехах гоплитов, сражающихся за труп павшего в бою. В одной из этих сцен павший герой лежит в доспехах, распростертый лицом к земле, а обе группы противников ровными рядами наступают друг на друга, закрываясь щитами и занося копья. Живее другая сцена. С павшего героя противники уже сняли доспехи, его обнаженное тело лежит на спине. Прикрываемый двумя соратниками, один из гоплитов левой группы пытается утащить труп в сторону; справа наступают заносящие копья враги1. Эти находки не оставляют сомнения, что Греция так же, как и многие государства Средиземноморья не осталась в стороне от реорганизации армии.

Политические права постепенно и мирно переходили, по словам Аристотеля, ко все большему числу людей, снаряженных вооружением (Arist. Ath. рої. IV, 10, 10). Основной военной силой стали гоплиты, т. е. среднее крестьянство. Вооружение народа означало падение значения боевых дружин знати, подбираемых по родовому признаку. Господствующее влияние в Греции, а значит, и в Аттике должно было перейти к среднему сословию.

Гоплитская реформа является катализатором для развития сельского хозяйства. Поскольку, как отмечает М. Детьенн, гоплитская реформа не только допустила к управлению государством крестьян, но еще и устранила противоречия, существовавшие между военными и крестьянами. Этот социальный момент стал...

Другие файлы:

Полис в древнегреческой цивилизации
Этапы развития древнегреческой цивилизации. Возникновение полиса. Полис как феномен Греческой цивилизации. Органы управления полиса. Полис как государ...

Афинская рабовладельческая республика
Изменения в политическом устройстве и социальном составе афинского полиса в 7-6 веках до н.э. Политические институты афинского государства во времена...

Становление Афинского полиса
1 Геродот, История греко-персидских войн, VII, С.139.1 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е, Т. 20, С 185-186....

Античная Греция. Проблемы развития полиса. Том 1. Становление и развитие полиса
В работе прослеживаются судьбы города-государства - полиса. 1-й том охватывает период от II тысячелетия по V в. до н. э. В нём исследуются волюция пол...

Из истории Афин 229-31 гг. до Р.Х.
Исследование петербургского историка о различных асппктах политической и культурной жизни Афинского полиса после македонского завоевания. Интересные с...