Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Деятельность псевдохристианских и исламских сект на территории Средней Азии в постсоветский период

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Рекогносцировка и виды сектантских организаций в Средней Азии в постсоветский период. Взаимоотношения сектантов с традиционными конфессиями. Особенности вербовочных методов. Неохаризматы, баптизм, "свидетели Иеговы". Исламская секта Хизбут-Тахрир.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

О проблеме, связанной с сектантской деятельностью в среднеазиатском регионе уже много лет говорится в современных среднеазиатских светских и религиозных (православных и мусульманских) изданиях, в публичных выступлениях политиков, культурологов и социологов. Говорится и в проповедях представителей двух основных религий, традиционных для жителей данного региона: ислама - для коренного населения, и православного христианства - для большинства европейского населения. Исходя из этого, становится ясно, насколько актуальна тема сектантской деятельности в Средней Азии.

Чтобы быть в состоянии помочь жертвам сектантства и их близким, необходимо иметь хотя бы базовую информацию как о самом феномене сектантства, так и об их учении и практике конкретных сект.

Цель данной работы - изучить особенности различных аспектов деятельности религиозных сект христианского и мусульманского толка на территории Средней Азии, куда традиционно включаются четыре суверенных республики: Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Для достижения цели в работе решаются задачи:

выяснить общие методы и приемы сектантов, используемые в среднеазиатском регионе;

рассмотреть деятельность сект «христианского» направления;

рассмотреть деятельность сект «исламского» направления.

При написании работы использовались материалы православных и независимых интернет сайтов, материалы официальных сайтов среднеазиатских сектантских «церквей», информация среднеазиатских информационных порталов, сообщения СМИ. Также использовались работы по данной теме клириков Среднеазиатской епархии, преподавателей Ташкентской Духовной семинарии, в частности проректора по учебной части священника Сергия Стаценко, председателя Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви.

Кроме того, в работе принят во внимание опыт самого автора, приобретенный при общении с членами многих сект, действующих на территории Киргизии.

Автор выражает огромную благодарность своему научному руководителю кандидату философских наук, доценту кафедры теологии факультета дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, преподавателя Белгородской Православной Духовной семинарии по предмету Феноменология религии Татьяне Александровне Полетаевой.

В работе не приводятся детализированные сведения о видах деятельности сект в регионе, имеющих стандартный характер, основанный на банальных шаблонах внутренней жизни и прозелитской деятельности, поскольку это хорошо описано в специальной литературе.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Религиозная ситуация в Средней Азии в постсоветский период

1.1 Рекогносцировка и виды сектантских организаций

Из приблизительно 50 миллионов населения среднеазиатского региона, около 2-х миллионов относят себя к православной культурной и вероисповедной традиции. Каждая из среднеазиатских республик не располагает сугубо моноэтническим составом населения. Статистические данные говорят, что в Средней Азии проживает более 130 наций и народностей. Миграционные процессы в древности, а также в новой и новейшей истории привели к тому, что коренные среднеазиатские этносы территориально распределены по принципу чересполосицы, а «пришлое» население не имеет национальной локализации и концентрируется по преимуществу в столичных и крупных городах региона. К этому необходимо добавить, что «европейское» население в постсоветский период стремится выехать из Средней Азии на этническую родину.

Данные обстоятельства вносят свои правки в стандартные схемы деятельности сектантов.

Деятельность новых псевдорелигиозных организаций - тоталитарных сект - проводится по всему миру, как правило, по типовым шаблонам, которые методически мало отличаются друг от друга в различных географических или этно-социальных регионах планеты. Но культурное и историческое наследие, социальная среда и ряд других факторов вносят свои коррективы, что порождает в деятельности региональных филиалов сект ряд особенностей, имеющих закономерный или аномальный характер.

Для более наглядного представления картины деятельности сектантов в среднеазиатском регионе, необходимо дать краткую характеристику их положения на территории республик Средней Азии. Речь будет идти о доминирующих псевдорелигиозных группах.

Зоны влияния сект в среднеазиатском регионе распределены следующим образом: в Таджикистане доминируют следующие псевдохристианские секты евангелических деноминаций: корейские евангелисты, пресвитериане и харизматы, а также секта новоапостольцев; исламские секты - это организации ваххабитского толка, представители «Хизбут-Тахрир». В Узбекистане псевдохристианские секты представлены организациями харизматического и баптистского толка: «Церковь полного Евангелия», корейская секта «Сонь-мин», общины «официальных» и «гонимых» баптистов, «Свидетели Иеговы». Исламские секты - это «Хизбут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана (ИДУ). В Киргизии ведущие позиции среди псевдохристианских сект имеет «Церковь Иисуса Христа» («Полноевангельская Церковь Иисуса Христа»), принадлежащая к харизматическому движению, «Свидетели Иеговы» и секты баптистского толка, а исламские группы действуют в основном в южной части республик - «Хизб ут-Тахрир». Помимо господствующих организаций в регионе активно, но более законспирированно проводят свою деятельность муниты и сайентологи. Что касается Туркменистана, то какая-либо информация о сектах в этой стране отсутствует.

В данный обзор не вошли различные оккультные группы, использующие христианскую терминологию, поскольку они имеют гораздо меньший масштаб распространения.

Практически все указанные организации (кроме «официальных» баптистов) псевдохристианского и исламского типа имеют тоталитарный характер, особенности которого рассматриваются далее.

Харизматическое движение в Киргизии, ранее называвшееся «Бишкекская поместная церковь Христа», ныне «Полноевангельская Церковь Иисуса Христа», стало доминирующим вследствие мощной коммерческой деятельности секты и покровительства, оказываемого секте высшим чиновничьим аппаратом.

Сектантская экспансия в Таджикистан началась сразу, после того как ваххабитствующие сторонники теократического исламского государства были вытеснены из центральных областей республики во время гражданской войны 1992-1997 гг., - в это время даже органы общественного правопорядка полностью бездействовали, не говоря о контроле над небольшими религиозными общинами. По словам священника Сергия Стаценко, председателя Просветительского отдела Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви, конкуренция между сектами разной вероучительной ориентации происходила в Таджикистане на уровне соревнования между деноминациями по вливанию денег на подкуп чиновников и единоразовые социальные акции. Победили корейские пресвитериане и евангелисты, постепенно вытеснив ранее доминировавшие баптистские общины и несколько потеснив корейцев-харизматов.

Жесткая моноидеологическая позиция туркменских властей в период управления государством Сапармурада Ниязова отразилась в соответствующих законах. Регистрация новой религиозной организации не запрещалась, но для этого требовалось больше 500 подписей жителей населенного пункта, где регистрировалась община. Исполнение этого закона контролировалось достаточно жестко. Главным образом по этой причине Туркмения была достаточно стерильным от сектантов государством. К сожалению, сейчас, со времени вступления в должность нового Президента республики, закон был изменен радикально - теперь для регистрации любой религиозной организации требуется всего только 5 (пять) подписей вместо прежних пятисот. В том случае, если не будет отработан механизм блокирования деятельности деструктивных организаций в обществе, нас ждет зрелище эпохального расцвета сектантского движения в Туркменистане, рискующего стать в недалеком будущем своего рода сектантским Вавилоном. Пока в Туркменистане сектанты только разворачивают свою деятельность, что не дает, из-за малого уровня поступающей информации возможности рассказать об этом.

В Узбекистане доминирование харизматов было обусловлено вектором предпочтений во внешней политике. Внешняя респектабельность секты, а также ее «американское» происхождение открыли для нее широкие возможности, при которых соответствующие структуры не всегда обращали внимание на постоянное нарушение сектой законодательства.

1.2 Взаимоотношения сектантов с традиционными конфессиями

В момент внедрения сектантских деноминаций на территорию Средней Азии, сектанты старались максимально подделаться под традиционные конфессии, по большей мере - под Православие. О. Сергий Стаценко в своей работе рассказывает, как корейские харизматы, которые ни слова не понимали по-русски, убеждали через переводчиков на улице города Душанбе группу людей, что они тоже православные и принадлежат «настоящей» Православной Церкви.

Подобная ложь сектантов при пассивности Русской Православной Церкви не раз могли привести к православным погромам со стороны мусульман. В начале 90-х годов XX века в Киргизии едва не произошла трагедия: толпа киргизов, возмущенная обращением в христианство, по их выражению «в русскую веру», некоторых...

Другие файлы:

Верхняя юра и нижний мел запада Средней Азии
Предисловие.Некоторые общие принципы стратиграфии, используемые в работе.Районирование территории запада Средней Азии по типам разрезов среднекелловес...

Благоустройство средневекового города Средней Азии (V - начало XIII в.)
Монография представляет собой первое в археологии Средней Азии исследование, посвященное благоустройству средневекового города. На основе нового матер...

Архитектура Средней Азии
Памятники зодчества на территории Средней Азии. Архитектура мавзолеев Саманидов (IX-Х вв.) в Бухаре. Обожженный кирпич как элемент орнамента. Дворцы с...

История народов Узбекистана. Том. 1.
Книга посвящена истории народов Узбекистана. Все народы, живущие на территории Средней Азии, объединены между собой не только политически, экономическ...

История народов Узбекистана. В двух томах
Книга посвящена истории народов Узбекистана. Все народы, живущие на территории Средней Азии, объединены между собой не только политически, экономическ...