Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Героизм в поэмах Гомера

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Героизм в античной мифологии. История героизма у древних греков. Эволюция героического сказания. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", история их происхождения. Герои Троянского цикла мифов. Особенности героизма в гомеровском эпосе, его главные герои.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Героизм в античной мифологии
  • 1.1 История героизма у древних греков
  • 1.2 Герои Троянского цикла мифов
  • Глава 2. Герои гомеровского эпоса
  • 2.1 Судьба героев Троянской войны
  • 2.2 Главные герой гомеровского эпоса
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. в той области древней Греции, которая носила название Ионии. Составителей этих поэм было, вероятно, очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера.

Если поставить вопрос об эволюции героического сказания, то мы едва ли ошибемся, если скажем, что это сказание коренится в культе героя, подобно тому как сам культ развивается из заупокойных плачей над мертвым, но еще не погребенным героем и во время его погребения. Культ героя вовсе не единственная и последняя причина возникновения героической песни, но как основа для героического эпоса он имеет безусловно огромное значение. Смерть героя всегда переживалась как событие большой важности; и погребение героя обставлялось всегда максимально торжественно. Наилучшим примером такого погребения является погребение Патрокла, которое сопровождается грандиозными атлетическими состязаниями в честь героя. Но и мусические состязания при погребении героя, хоровые и сольные, отнюдь не редкость. Погребение большого героя и даже простого смертного обычно сопровождалось у всех народов плачами и причитаниями, которые исполнялись иной раз даже и профессиональными плакальщиками и плакальщицами. Наиболее ранний пример плачей в греческой литературе - плачи по Гектору в "Илиаде". Троянский герой Гектор говорит о могильном холме героя и его воспевании в потомстве.

Гибель Трои, кроме "Одиссеи" Гомера, стала темой произведений многих древнегреческих поэтов, так называемых кикликов, или цикликов (от слова "цикл" или "круг" разумеется, поэтический). Назовем к примеру поэмы "Разрушение Илиона" и "Возвращение", которые до нашего времени не сохранились. Тысячу с лишним лет спустя после Троянской войны этими материалами воспользовался прославленный римский поэт эпохи Августа - Вергилий Марон. В своей знаменитой поэме "Энеида" он излагает в 12 песнях все превратности странствий Энея, во многом подражая Гомеру и порой достигая, особенно в описаниях лирических сцен, большой поэтической силы. При всем том "Энеида" не мифологический подлинник, не создание народного поэтического творчества. В ней много современных Вергилию не греческих, а римских мотивов и интонаций.

Целью работы является рассмотрение героизма гомеровского эпоса. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи курсовой работы:

1. Дать понятие героизма в античной мифологии.

2. Охарактеризовать героев троянского цикла.

3. Дать характеристику главного героя Ахилла.

В настоящей работе для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1) сравнительно-исторический;

2) структурно-типологический:

а) контекстологический анализ-интерпретация художественного текста, в процессе которого выявляются принципы построения образов героев в гомеровских поэмах, их взаимовлияние и функции;

б) сопоставительный анализ - в данной работе производится сравнение поэм Гомера с другими произведениями "гомеровского цикла": сравнение сквозных образов, символов, деталей для выявления творческой эволюции автора в осмыслении темы и определении сходных принципов актуализации эстетической многоплановости.

героизм гомер мифология античная

Глава 1. Героизм в античной мифологии

1.1 История героизма у древних греков

Герой (hзros) в древнегреческой мифологии - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Гесиод впервые называет род "героев", созданный Зевсом, "полубогами" (hemitheoi). Лексикограф Гесихий Александрийский (VI в. н.э.) разъясняет: "герой: мощный, сильный, благородный, значительный". Современные этимологи не дают единого толкования этого слова, выделяя в нем функцию защиты, покровительства (корень *ser - вариант *swer - *wer-; ср. servвre, а также сближение с именем богини Геры - Нзга).

История героизма, как известно, относится к классическому, или олимпийскому, периоду древнегреческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - середина II тыс.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Гесиод "Теогония" 240-1022; Аполлоний Родосский "Аргонавтика" I 23 - 233). Иной раз, правда, герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на его поиски, совершая по пути подвиги Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. - М.: Искусство, 1989. - С. 201. .

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченностью смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. До нас дошли мифы о попытке богов сделать героев бессмертными. Так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией, или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет в огне их сына Демофонта. И в том и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и Корониды, пытавшийся воскрешать людей, был поражен молнией Зевса (Аполлодор "Библиотека" III 10,3 - 4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дающие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Аполлодор "Библиотека" II 5,11). Так же безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни свою жену Эвридику (Аполлодор "Библиотека" I 3,2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. Личность героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов. Герой часто гоним враждебным божеством, например Геракла преследует Гера (Аполлодор "Библиотека" II 4,8), и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество. Так, Геракл подчинен царю Еврисфею, Ясон зависит от царя Пелия, оба они близкие родичи героев, несправедливо захватившие власть. Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами, чтобы через тринадцать поколений появился от брака Зевса и Алкмены Геракл (Эсхил "Прометей прикованный" 774), среди предков которого уже были Данай, Персей, Алкей и другие сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, например, как тот же Геракл Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М.: Учпедгиз, 1957. - С. 217. .

Можно наметить разные типы героев, сложившиеся исторически. Более ранний героизм связан с подвигами героя, физически уничтожающего чудовищ. Такова борьба Персея с Горгоной, Беллерофонта с Химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (то есть со смертью), которого он ранит (Аполлодор "Библиотека" II 7,3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как, например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди героев - певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей), установители законодательства (Тесей).

Независимо от рода героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея вопреки мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены) Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь - справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред.А.И. Немировский. - 2-е изд. - Минск: Беларусь, 1997. - С. 72. .

Герой зачастую испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла...

Другие файлы:

Образы богов в поэмах Гомера
Происхождение греческой трагедии. Запись поэм Гомера. Отношения героев "Одиссеи". Героический эпос древних греков. Описание людей и богов в поэмах Гом...

Из истории транспорта
Переносные и самодвижущиеся виды транспорта в поэмах Гомера. Оказание транспортных услуг в Древнем Риме и Древней Греции. Строительство мощеных дорог...

Уявлення про красу в епосі Гомера "Іліада"
Твір "Іліада" у перекладі на російську Н. Гнєдіча. Творчість Гомера у контексті давньогрецької літератури античного періоду. Особливості героїчного еп...

Произведения Гомера
Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вооб...

Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
В лирических произведениях Лермонтова образ моря выступает символом страсти и свободы, в поэмах - предвестником смерти, а в прозе способствует раскрыт...