Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Византийская икона Божией Матери, ее история. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Анализ иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери. Художественный образ, оклады, приклад, киоты, пелены, завесы. Миниатюры Радзивиловской летописи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное Агенство по образованию Р.Ф.

Елецкий Государственный Университет им. И.А. Бунина.

Кафедра: религиоведения.

Курсовая работа

на тему: "Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа".

Выполнила студентка гр. Ир - 23

Хромых Е.Ю.

научный руководитель

к. и. н., доцент Тарасова О.И.

Елец - 2008

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Византийская икона Божией Матери
  • 1.1 История и чудеса
  • 1.2 Собор Владимирской иконы Божией Матери
  • Глава 2. Описание иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери
  • 2.1 Художественный образ
  • 2.2 Оклады, приклад, киоты
  • 2.3 Пелены, завесы
  • 2.4 История реставрации Владимирской иконы Божией Матери
  • 2.5 Владимирская икона в настенных росписях XVI - первой половины XVIII в.
  • 2.6 Миниатюры Радзивиловской летописи и Лицевого летописного свода
  • 2.7 Иконы с изображением "Сретения Владимирской иконы Божией Матери"
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности её восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытывают практически все и подростки, и взрослые. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначает "образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры, получила широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним пробуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху её рассвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это - то время новообращённая Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойдённый шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского населения на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Всё это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Новообращённый народ оказался способным воспринять византийское население, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

С глубокой древности слово "Икона" употребляется для отдельных изображений, как правило написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространённым убранством храмового интерьера.

Своей декоративность, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика.

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определён её характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего это Священное Писание, Библия ("Библия" по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучении, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приёмов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Глава 1. Византийская икона Божией Матери

1.1 История и чудеса

По древнему писанию, святой евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: "Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами". По преданию Православной Церкви, одной из этих трёх икон была та, которую мы знаем как Владимирскую.

Икона до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине XII столетия Константинопольским патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия - Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.

Многочисленные чудеса от иконы Владычицы Богородицы сообщались князю. Между прочим, было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы.

Князь поставил икону во Владимире. С этого времени - с 1160 года - святая икона стала именоваться Владимирской иконой Божией Матери.

В 1164 году икона Божией Матери Владимирская была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: "Всяк уповай на Тебя, Владычица, не погибнет!" Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божию Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкреплённый этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник "Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня".

В 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Николай, понёс по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих.

Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповреждённой. В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с неё была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступили на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали её до Успенского собора Кремля.

Москва встретила икону 26 августа. "Весь град изыде противу иконы на сретение её", - говорит летопись. Митрополит и великий князь, "мужи и жёны...

Другие файлы:

Икона «Богоматерь Владимирская»

"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"
Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно рижавшимся к е...

Вам поможет Владимирская икона Божией Матери
Есть иконы, которые воистину дарованы земле Русской самим Господом, чтобы защищать нас, спасать от бед наших и утешать в горестях наших. Одна из них –...

Богоматерь
Предлагаемая книга представляет собой репринтное воспроизведение труда Евгения Поселянина "Богоматерь". Первая часть книги представляет полное иллюстр...

Иконопись Древней Руси
Икона - сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, ангелов, а также событий Священной истории. Икона - это моленный образ, в отличие от...