Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Взаимодействие мировых и традиционных религий у народов Северного Кавказа

Тип: дипломная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Проблема этногенеза осетин в свете эволюции их религиозных представлений. Динамика религиозной ситуации в осетинском мире в XVIII–нач. XX века. Положение и состояние христианства в среде осетин. Распространение и укрепление позиций ислама в Осетии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кубанский государственный университет

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Факультет истории социологи и международных отношений

Кафедра археологии, этнологии, древней и средневековой истории

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Взаимодействие мировых и традиционных религий у народов Северного Кавказа

Работу выполнил(а)

Кривошеева Людмила Александровна

Краснодар 2013

Содержание

Введение

1. Проблема этногенеза осетин в свете эволюции их религиозных представлений

1.1Этногенез осетин: теории и точки зрения

1.2 Древние верования предков осетин: субстрат и компонента мировых религий

1.3 Этноконфессиональные процессы и ситуация в алано-осетинском пространстве: VI-XVII века

2. Динамика религиозной ситуации в среди осетин в XVIII - нач. XX веках: христианство

2.1 Положение и состояние христианства в среде осетин на момент их присоединения к России. Деятельность первой Осетинской духовной комиссии

2.2 Миссионерская и проповедническая деятельность в конце XVIII - середине XIX века. Вторая Осетинская духовная комиссия

2.3 Положение христианства в Осетии во второй половине XIX - нач. XX веков

3. Динамика религиозной ситуации в осетинском мире в XVIII - начале XX века: ислам

3.1 Распространение и укрепление позиций ислама в XVIII веке

3.2 Государственная политика по отношению к исламу: XIX- нач. XX века

3.3 Положение ислама в Осетии: вторая половина XIX - начала XX века

Заключение

Библиографический список

Введение

К.Г. Доусон написал «Религия - это ключ к истории».

Религиозный фактор издавна играл и играет важную, а порой ключевую роль в межцивиллизационных отношениях (крестовые походы европейцев и ответная исламская агрессия), в образовании государств (индопакистанский конфликт), межгосударственных отношениях и внутригосударсвтенных делах (Европейские государства в период Нового времени). Эта проблема всегда была актуальной и для России, особенно в отношении таких регионов, как Поволжье и Кавказ. Значимость религиозного фактора стала возрастать и усиливаться с 1980-х гг. Резко возросла эта значимость с 1990-х гг. по 2000-ые гг., что повлияло на межконфессиональные и внутриэтнические отношения, что более чем заметно в настоящее время, особенно на Юге России.

На сегодняшний день вопросами взаимодействия религии в различных сферах общественной жизни занимаются крупнейшие научные институты в мире. В России к ним можно отнести Российский институт стратегических исследований, Институт религии и политики, комитеты и советы при Московском патриархе, совете муфтиев России.

Объект изучения - осетинский этнос.

Предмет исследования - динамика этноконфессионального облика осетин.

Хронологические и территориальные рамки

Первые постоянные аланские поселения на территории Центрального Кавказа появляются, по данным археологии, с IV в., этот период является нижней границей нашего исследования. Но период с IV в. по VI в. слабо освещен в этнографическом и археологическом отношении, по этому непосредственное изучение религиозного положения среди алан мы начинаем с VI в. н.э.

Верхней границей исследования следует считать начало XX в. В обозначенном хронологическом промежутке явно выделяются несколько этапов. Период XIII - XIV вв. является границей между доминированием аланов на территории Северного Кавказа и новыми миграционными волнами, в которых, в том числе, участвуют и аланские племена. Происходит передел сфер влияния, до XVII в., идет активный процесс этногенеза современных народов Кавказа. XVIIIв. - первая половина XIX в. период постепенного утверждения России на Кавказе, в отношении нашей проблемы изучения барьерным является период 40-х - 70-х гг. XVIIIв., что объясняется процессом вхождением Осети в состав Российской империи, как части Кабарды.

В начале XX в. (1904-1920гг.) происходит ряд крупных политических явлений, существенно изменивших религиозную ситуацию среди осетин.

Что касается территориальных границ, то следует выделить основные и дополнительные. В виду того, что влияние алан в период с X по XIII вв. распространяется на подавляющей территории Северного Кавказа, в работе использованы этнографические и иные материалы, собранные за пределами основных территориальных границ, позволяющее качественнее оценить роль аланского фактора в этногенезе осетин. Основной территориальными границами является зона локализации осетинского этноса в XVII - XXвв.

Цель - выявить роль религиозного фактора в истории осетинского народа.

Задачи исследования:

Систематизировать основные теории и этногенеза осетин;

Выявить этнический субстрат в верованиях осетин;

Определить наличие или отсутствие субстрата в христианской и исламской традиции осетин;

Проследить основные этапы, характер и причины распространения христианства и ислама в осетинской этнической среде;

Проанализировать динамику этноконфессиональной ситуации в алано-осетинском пространстве с VI по начало XX в.;

Основные методы исследования - системный анализ, сравнителный исторический метод (кросс-культурный) в двух вариантах: историко-генетический (гиахронный: скифы, аланы- осетины) и историко - типологический (синхронный: осетины, северо-кавказский этнос), частные инструментальные методы (компиляции, экспликации).

Историография, степень изученности темы. Изучение религиозной ситуации в регионе обусловлено целым рядом специфических черт. Необходимо понимать, что положение на тот или иной промежуток времени обуславливается различным сочетанием монотеистических и политеистических традиций. Этническая принадлежность является существенной стороной культуры. С другой стороны культура является отражением той эпохи, и того общества, которыми она порождена.

Изученность религиозных процессов в осетинской среде в настоящее время не достаточна, не смотря на разнообразный источниковедческий материал. Записки путешественников, мемуары, административная документация, периодика, духовная литература.

Объяснить такое положение можно лишь частично. В советское время религии как общественному феномену уделялось мало внимания, она рассматривалась как примитивная форма общественного сознания.

Основой научного кавказоведения и, в частности осетиноведения, стали работы таких выдающихся российских учёных прошлого века, как А.М. Шёгрен, В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский. К исследовательской работе ими привлекалисья представители национальной интеллигенции - С. Жускаев, С. Кокиев, Дж. и Г. Шанаевы. Они собирали материал и публиковали научные статьи по истории и этнографии родного края, являющиеся ценнейшим источником по истории духовной культуры осетин. Священнослужители А.Г. Гатуев и А.Н. Кодзаев занималисья изучением истории религии и христианской церкви в Осетии.

В советский период была проведена большая работа по систематизации материалов по истории культуры. В работах Г.А. Кокиева, В.И. Абаева, Б.В. Скитского, М.С. Тотоева, М.О. Косвена, Б.А. Калоева, З.П. Цховребова, Л.А. Чибирова, В.А. Кузнецова, Г.И. Цибирова, А.К. Хачирова, В.Х. Тменова, Г.И. Кусова при исследовании вопросов истории и культуры Осетии частично освещается и исследуемая нами тема.

Несмотря на большое количество исследований, остаются открытыми важные для осетинского религиоведения вопросы. В том числе причина живучести в осетинской среде элементов «язычества», и сохранения в условиях мусульманского окружения христианской ориентации. Каковы были предпосылки для возникновения и распространения в Осетии различных форм религии, а также свободомыслия и религиозного индифферентизма.

В.А. Кузнецов, характеризуя развитие христианства на Кавказе, уделяет большее внимание материальным его проявлениям. Работы, посвященные язычеству, как правило, преуменьшают роль монотеистической компоненты. Что находит свое объяснение в идеологии. Современные ученые тщательнее изучают динамику религиозных процессов в XIX - XX вв., это связанно с обилием материала по этому периоду. Источниковедческая база изучения истории религии до XVIII в. представлена в основном данными археологии и этнографии. Что делает процесс изучения трудоемким, предъявляет повышенные требования к исследователю.

Изученность отдельных задач, поставленных перед нами крайне слабая. Так, проблемой ислама в осетинской среде занималось только три исследователя. Б.А. Калоев, выпустил ряд статей по отдельным вопросам, обобщив их в монографии «Осетины…» Работа В. Уарзиати, занимавшегося вопросами культурного взаимодействия ислама и традиционной осетинской среды, представлена всего одной статьей «ислам в культуре осетин». Монография Н. Емельяновой «Мусульмане Осетии», не смотря на обещающее название представляет собой обобщенный труд по всем верованиям осетин. При этом ислам представлен крайне кратко. Изучение мусульманской компоненты таким об...

Другие файлы:

Социальные отношения народов Северного Кавказа
Данный сборник посвящен социальной организации народов Северного Кавказа и их этнокультурным связям. Книга рассчитана на широкий круг специалистов-ист...

Этническая история Северного Кавказа X - XIII вв.
В монографии этническая история народов Северного Кавказа рассматривается как единый взаимосвязанный процесс развития региона на широком фоне политиче...

Песни народов Северного Кавказа
В сборнике представлены в переводе на русский язык лучшие образцы песенного творчества народов Северного Кавказа: абазинские, адыгские (адыгейские, ка...

Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие.
Тема монографии - преступление и наказание в судебной практике и народном правосознании мусульман Северного Кавказа. На примере Нагорного Дагестана ан...

Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории
В монографии показан процесс формирования костюма народов Северного Кавказа на протяжении VII-XIV вв. в русле социальной и исторической динамики куль...