Вероучительные, организационные и обрядовые особенности конфессий христианства - католицизма, православие и протестантизма
Краткое сожержание материала:
9
Католицизм. |
Православие. |
Протестантизм. |
||
Время образования. |
Сформировалась в I тысячелетии н.э. на территории Западной Римской империи. |
Выделение православия на фоне появляющихся ересей начало оформляться в II-III веках н.э. |
Появление протестантизма связано с Реформацией - мощным антикатолическим движением в XVI веке в Европе. В 1526 году Шпейрский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого выбирать религию для себя и своих подданных. Второй Шпейрский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ от пяти князей и ряда имперских городов последовал протест, от которого и происходит термин "Протестантизм". |
|
Внутренняя организация и глава церкви. |
Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы. |
Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество. |
В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы. |
|
Монашество. |
Существует монашество, которое с 11-го - 12-го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.) |
Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии. |
Протестанты отвергают монашество. |
|
Паломничество. |
Началось с 4 в. В Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя, в Рим и Лорето (Италия), в Лурд (Франция) и др. |
Началось с 4 в. В Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя, в Константинополь, на гору Афон (Греция) и др. |
Отвергали как святыни, так и паломничество к святым местам. |
|
Высший авторитет в делах веры. |
Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания, католики считают соборы своей Церкви Вселенскими. |
Высшие авторитеты - священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м - 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божьей. |
Высшим авторитетом является Библия, существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм ("каждый читает собственную Библию"). |
|
Догмат о происхождении духа святого. |
Считается, что Дух Святой исходит и от Отца и от Сына (лат. filiogue - "и от сына"). Католикам восточного обряда разрешается иметь другое мнение по этому вопросу. |
Считается, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына. |
Конфессия, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса. |
|
Учение о Деве Марии. |
Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Существуют молитвы Деве Марии как Пресвятой Деве, Матери Божьей, Заступницы. |
Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет. |
Мария воспринимается как образ совершенной женщины, однако католические догматы о ней отвергаются. Культа ее нет. |
|
Учение о чистилище. |
Существует вера в частный суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище - преддверии рая, где умершие освобождаются от грехов и их последствий. |
Существует учение о "мытарствах" ("частный суд") - об испытаниях души умершего после смерти. |
Отвергается учение о чистилищах и "мытарствах". |
|
Таинства и посвящение в религию. |
Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; через окропление и обливание), миропомазание (совершается в сознательном возрасте со знанием основ веры), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших. |
Приняты семь таинств: крещение (совершается крещение детей; желательно крещение в три погружения), миропомазание (совершается сразу же после крещения), покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Существуют молитвы об умерших. |
Разнообразные отношения к таинствам. В большинстве направлений признают два из них - причащение и крещение (в сознательном возрасте с обязательным научением основам веры); несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств. |
|
Покаяние. |
Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. |
Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. |
Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи. |
|
Особенности богослужения, почитание предметов культа и святых. |
Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам. Богослужение на национальных языках, а также на латинском. Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. |
Главным богослужением является литургия по восточному обряду. В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском. Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения. Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. |
Разнообразные формы богослужения. Богослужение на национальных языках. Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, - православные иконы. Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты. |
|
Посты. |
Католический пост имеет два вида - воздержание от употребления мясных продуктов ("воздержание", "абстиненция") и ограничение приёмов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две более лёгких ("пост"). Первый вид предписывается Церковью в пятницы всего года, кроме случаев, когда на пятницу приходится праздник в ранге Торжества. Другой вид соблюдается в Пепельную среду и в Страстную пятницу. Возрастные ограничения для поста первого рода - от 14 лет до конца жизни, для поста второго рода - от 21 года до 59 лет, при этом при различных причинах могут быть также диспенсации, то есть послабления или вообще освобождения от соблюдений. |
Практика православных постов невероятно развита - по традиционному церковному юлианскому календарю в отдельные годы число постных дней доходит до двухсот. Они приурочены к православны...
Другие файлы:
Вероучительные, организационные и обрядовые особенности конфессий христианства - католицизма, православие и протестантизма В поиске истины Основные разновидности христианства (православие, католицизм, протестантизм): их специфика и роль в формировании социокультурных различий Сходства и отличия католиков и православных |