Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Ваххабизм и его характеристика

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Понятие ваххабизма - религиозно-политического движения в исламе, возникшего в XVIII в. Особенности учения "единобожников". Социально-политические последствия распространения ваххабизма в мире. Вооруженная борьба – основная форма Джихада по-ваххабитски.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Дагестанский государственный институт народного хозяйства

Юридический факультет

РЕФЕРАТ

на тему: «Ваххабизм и его характеристика»

Подготовила

Студентка 1 курса 3 гр.

Абулайсова Анисат.

Проверила

Магомедрасулова Р. Б.

Махачкала 2013

Содержание

ваххабизм религиозное ислам джихад

Введение

Еретическое течение в Исламе

Что такое ваххабизм?

Почему ваххабиты не хотят называться ваххабитами?

Допустимо ли ваххабитов называть ваххабитами?

Ваххабизм в ваххабитском изложении

Особенности учения «единобожников»

Кто такие «неверные»?

Предопределенность к спасению

Ненависть как религиозное требование

Вооруженная борьба - основная форма Джихада по-ваххабитски

Социально-политические последствия распространения ваххабизма в мире

Заключение

Список использованной клавиатуры

ваххабизм религиозное ислама джихад

Введение

Ваххабизм (от араб. ЗбжеЗИнЙээ - аль-ваххабийя) -- религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703--1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263--1328).

В настоящее время существует проблема, связанная с правильным пониманием и употреблением термина “ваххабизм”, зачастую происходит отождествление весьма далеких друг от друга явлений.

Сегодня для многих термины “ваххабизм” и терроризм являются синонимами.

Цель нашей работы: раскрыть сущность религиозного учения ваххабитов, выявить основные постулаты идеологии ваххабитов.

Актуальность работы обусловлена тем, что практически все теракты, произошедшие в последние несколько лет, относят к деятельности ваххабитов.

Поэтому необходимо разобраться в особенностях религиозного учения ваххабитов, знать их догмы и постулаты.

Еретическое течение в Исламе

После терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне мир уже не останется прежним. На смену ужасу и боли, страданию и растерянности придет ясность - не только в понимании того, кто и как совершил преступление, но и того, как вообще нашлись люди, которые совершили это преступление против человечества. 

Объяснять действия исполнителей терактов только материальными соображениями (мол, их родственникам обещали большие деньги) - наивно. Нужна была и мощнейшая и единая для разных людей внутренняя мотивация, которая не могла возникнуть совершенно спонтанно у двух десятков разных людей, которые непосредственно участвовали в терактах, и у неопределенного числа тех, кто принимал участие в их подготовке. Подобной мотивировкой может быть мотивировка религиозная, предполагающая Высший авторитет, который предписывает или оправдывает планируемый и подготавливаемый акт и сулит посмертную награду за совершенное деяние, трактуемое как исполнение религиозного долга.

Нет ничего странного в том, что уже первые предположения относительно того, кто мог совершить эти теракты, стали концентрироваться вокруг исламских экстремистов. Исследователи исламизма знают, что теракт с использованием пассажирского самолета с пассажирами - давняя мечта исламистов. В декабре 1994 г. во Франции исламисты, захватившие самолет в Алжире, предприняли подобную попытку, пресеченную французскими спецслужбами, - предполагалось направить самолет на какой-нибудь объект (например, Эйфелеву башню) в Париже.

А Москва и вся Россия в это время, в сентябре 2001 г. печалилась о жертвах террористических актов двухлетней давности, осуществленных в столице. И во Франции, и в России упомянутые теракты, не говоря уже о массе других, совершили ваххабиты.

Кто конкретно направил самолеты на цели в Америке, наверняка выяснит следствие. Но уже первые данные на 13-14 сентября говорят о том, что без ваххабитов (а Усама бен Ладен, с которым связывают уже установленных американским Федеральным бюро расследований исполнителей терактов, - ваххабит) тут не обошлось.

Что же это за учение такое - ваххабизм? Ответить на этот вопрос без религиоведческих отступлений невозможно. Тем более потому, что ваххабитская экспансия осуществляется под хорошим пропагандистским прикрытием - от утверждений о том, что ваххабизма как такового не существует (это, мол, - всего лишь некий «жупел»), до заявлений о том, что ваххабизм - это и есть ислам.

Что такое ваххабизм?

Чаще всего слово ваххабизм употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII в. аравийским религиозным реформатором Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом, ставшее в последующем и остающееся до настоящего времени официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия. Под ваххабитамиподразумеваются либо носители идей, составляющих учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением. Как ваххабитское характеризуется то, что к этому учению имеет отношение.

И если, например, исследователь обнаруживает на территории России некий объект, процесс или идеи, чья связь с учением Ибн-Абд-аль-Ваххаба может быть установлена (порой установление этой связи требует исследовательских усилий), то речь должна идти именно о ваххабизме, ваххабитских идеях, ваххабитских группах и т.п. Возьмем конкретный пример. Зарегистрированный и располагающийся в Москве издательский дом «Бадр» в 1999 г. печатает третьим изданием и тиражом 5 тыс. экземпляров в московской типографии «Книгу единобожия» М.С.Тамими (на титульном листе имя дается полностью - Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими). Это - произведение Ибн-Абд-аль-Ваххаба (он более известен под этим именем, а не под тем, которое приведено на титуле упомянутой книги). Эта книга является именно ваххабитской и никакой иной, и содержащиеся в ней идеи являютсяваххабитскими и никакими иными. И именно с распространением ваххабитских идей, и ни с чем другим, мы имеем дело на территории Москвы и всей России, когда рассматриваем эту книгу и ее продвижение к потребителю. Это - объективная, эмоционально и оценочно не окрашенная констатация.

Почему ваххабиты не хотят называться ваххабитами?

Однако есть одна сложность, связанная с ваххабизмом. Сами ваххабиты стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления и реализующих ваххабитские установки в мире (в том числе в России).

Самая главная причина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогда имплицитно будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваххабитов, - в том, что ваххабиты в рамках ислама являются еретиками (в исламской терминологии мубтади`а), то есть людьми, которые следуют особому религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.) и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием. Арабское слово ересь (бид`а) происходит от бада`а - вводить новое, и означает порицаемое, отвергаемое новшество. В том, что такого рода обвинения в адрес ваххабитов со стороны мусульман сопровождают их с момента возникновения движения, можно убедиться, прочитав Предисловие к упомянутой выше «Книге единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба (стр. 17 и сл.).

Поэтому ваххабиты не называют себя ваххабитами и именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами, «последователями благодетельных предков» (салафийюн).

Допустимо ли ваххабитов называть ваххабитами?

Исламская традиция допускает называние особых, отдельных, существовавших в прошлом или существующих ныне направлений в исламе (правовых школ, течений теологической мысли, суфийских орденов-тарикатов, сект и т.п.), безотносительно к оценке их конкретного теологического или религиозно-правового содержания, по имени их основателей. Примеров здесь - неисчислимое множество. Эпонимом правовой школы ханбализма является Ахмад Ибн-Ханбаль, суфийского тариката Кадирийя - Абд-аль-Кадир аль-Джилани, теологической школы ашаризма - Абу-ль-Хасан аль-Ашари и т.д. И нет ничего уничижительного или унизительного в самом названии «ваххабиты».

И представители саудовского духовенства называют последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, в том числе - самих себя, просто «ваххабитами» (ваххабийюн). Министр по делам Ислама, вакфов, призыва и ориентации Саудовской Аравии Абдаллах ат-Турки, отвечая на вопрос о допустимости называть ваххабитами прошлых и нынешних последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, сказал: «Воистину, великая честь для шейха Мухаммада Ибн-Абд-аль-Ваххаба, Королевства Саудовская Аравия и его улемов, если тот, кто действует по Писанию и Сунне и призывает к [следованию] им, будет характеризоваться как тот, кто следует методу и пути, по которому шел и к кот...

Другие файлы:

InterТеррор в России. Улики
Оглавление Александр Торшин. Уроки БесланаМеждународный терроризм как продолжение мировой политикиВаххабитский плацдарм на российской землеОбыкновенны...

Разговор с варваром
Представляем книгу Павла Хлебникова, написанную им специально для нашего издательства на русском языке. Чечня, исламский фундаментализм, евразийство,...

Терроризм в Дагестане
Всемирный характер терроризма, его влияние на политические решения стран. Исследование явлений, причин и последствий терроризма в Дагестане. Террорист...

Ислам - религия мира
Священные книги и столпы ислама. Различные течения в исламе: алавиты, исмаилизм, ваххабизм, друзы, сунниты, суфизм, харитжиты и шииты. Страны, где исл...

Ваххабизм какой он есть (Величественные жемчужины в отпор ваххабизму)
Содержание:В данной книге муфтий города Мекки Ахмад бин ас-Сайид Зайни Дахлян, автор около восемнадцати книг по теологии, юриспруденции, истории, хади...