Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Быт, законы, нравы и обычаи еврейского народа в период патриархов

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Патриархи, отцы-прародители народа Израиля. История исхода в ханаанскую землю Авраама из Месопатамии. Книга Бытия как прекрасный источник сведений о структуре семьи и всего племени, об обрядах, связанных с рождением, женитьбой, а также смертью евреев.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Быт, законы, нравы и обычаи еврейского народа в период патриархов

Патриамрхи, отцы-прародители народа Израиля - Авраам, Исаак и Иаков. В Новом завете патриархами называются Авраам (Еф. 7:4), двенадцать сыновей Иакова, а также Давид (Деян. 7:8-9; 2:29).

В библейском повествовании о патриархах очевидна устойчивая связь с Месопотамией. На основании данных археологии, топографии, ономастики можно сделать вывод, что Авраам прибыл из Месопатамии в Ханаан в XX или XIX, а по новейшим данным к середине XIV в. до н.э. История исхода в ханаанскую землю передана очень просто и лаконично: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сарру, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там» (Быт. 11:31). Итак, очевидно, родиной евреев был халдейский Ур, область, расположенная в юго-западной части Месопотамии. Их переселение совершалось вместе с другими племенами. Во втором этапе переселения участвовало меньшее количество людей, в том числе Аврам, получивший от Бога обещание завета стать отцом еврейского народа: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12: 1-3) -, и Лот, предок двух народов, населявших приграничные регионы Иордании, - моавитян и аммонитов: «И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне» (Быт. 19: 36-38). По прибытии в Ханаан евреи под начальством Аврама отделились от моавитян и аммонитов, во главе которых стоял Лот, и направились в западную Палестину, землю ханаанцев: «И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе <…>. и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской» (Быт. 13:6, 11-12). Сюда он принес свои традиции, которых придерживались и новые поколения, родившиеся здесь после заключения завета.

Книга Бытия - это прекрасный источник сведений о структуре семьи и всего племени, об обрядах, связанных с рождением, женитьбой и смертью евреев, о международных отношениях, о поведении слуг и рабов, о взаимоотношениях и положении членов большой семьи.

«Еврейские переселенцы занимались в Ханаане скотоводством, или пастушеством. Они кочевали по стране, раскидывая свои шатры то в одном, то в другом месте». Вплоть до Давида и Соломона, пригласивших финикийских каменщиков и столяров, у евреев строительство не было развито. В рассматриваемый период евреи в качестве вьючных и верховых животных использовались ослы и верблюды: «был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды» (Быт. 12:16), «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего» (Быт. 22:3), «И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел» (Быт. 24:10), «Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда» (Быт. 24:64). Разводили патриархи овец и крупный рогатый скот (Быт. 12:16). В еврейском языке слово «скот» не относится к свиньям, держать которых позднее запретил Закон Моисея. За тысячелетия, отделяющие времена патриархов от событий Нового Завета пастушеская жизнь практически не изменилась. Овец и коз пасли вместе, овец держали прежде всего ради одежды, иногда в пищу употреблялся овечий курдючий жир, считавшийся деликатесом. Козья шкура была прекрасным материалом для изготовления бурдюков. Видимо, патриархи занимались также и земледелием: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» (Быт. 26:12), - а основными культурами были хлебные злаки, виноград, маслины. Во времена Исаака евреи занимались не только скотоводством, но и охотой, а в их рацион входили такие продукты земледелия, как вино, масло, зерно и чечевица: «и стал Исав человеком искусным в звероловстве; И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы» (Быт. 25).

Благодаря Книге Бытия мы можем подробно описать структуру семьи и всего племени, рассказать об обрядах, связанных с рождением, женитьбой и смертью евреев, о моральных ценностях и религии того времени.

Начало еврейской религии было положено в день, когда Бог впервые говорил с Аврамом, повелев ему оставить свою землю и своих родных и идти в другие земли: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении» (Быт. 12:1-2). Аврам поверил Богу, и с этих пор основной принцип иудаизма и христианства - доверие к Богу, уверенность в том, что Бог - реальная личность. «В отличие от соседних племен, евреи не имели у себя вещественных изображений Бога. Иногда только встречаются у них домашние идолы, заимствованные у родственных племен. Так, жена Якова Рахиль, уезжая из дома своего отца, арамейца Лавана, похитила у него несколько маленьких домашних идолов (терафим), вероятно, в надежде, что они ее будут охранять в пути». Аврам поступал так, как велел ему Господь и во всех местах, где разбивал шатры, ставил жертвенник и совершал служение Богу: «и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» (Быт. 12:8), так как патриархи, как и все кочевники не имели постоянных храмов. Эти жертвенники служили местами отправления культа после заселения Ханаана. Таким образом, алтарь был неотъемлемой частью жизни семейства патриархов и родственных им кланов, а забой скота всегда был ритуальным. Практика принесения в жертву животных восходит ко временам Авеля: в 4 ой книге Бытия повествуется о том, как Авель убил одного из своих ягнят и принес лучшие части мяса в жертву Богу, Ной после спасения от потопа принес в жертву животных и птиц, для скрепления завета между Богом и Авраамом было совершено жертвоприношение. Функции жреца выполнял глава семейства: он должен был приносить жертвы и благословлять домочадцев.

Внешним выражением богопочитания служили принятые у большинства народов мира поклоны и падение ниц: «И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал» (Быт. 17:3), «И преклонился человек тот и поклонился Господу» (Быт. 24:26). Характерной чертой культа патриархов был обычай «призывать имя Господа»: «и там призвал Аврам имя Господа» (Быт. 13:4); «И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа» (Быт. 26:25). Как правило, почитание и призвание Бога сопровождалось воздвижением алтаря или посадкой священного дерева или даже рощи: «И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного» (Быт. 21:33), но иногда вместо ритуального насаждения деревьев мог быть поставлен камень или столб, предназначавшиеся для жертвенных возлияний: «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» (Быт. 28:18).

Уйдя в Ханаан, евреи не прекратили общения с их родиной, с Харраном. «Когда Иакову пришло время взять себе жену, его отец Исаак, сын Авраама, попросил его отправиться туда и жениться на одной из его двоюродных сестер (семиты эпохи патриархов, как и современные арабы, придерживались традиции заключения кузенных браков)». Представление о том, как заключались браки и какие чувства переживали люди при этом, о том, насколько крепки были семейные узы дает история Иакова и Рахили: «Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего]. Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему [всё сие]. Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой. … Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней. Лаван созвал всех людей того места и сделал пир» (Быт. 29:9-13, 29:18-22). Но в это время существовал обычай выдавать дочерей по мере их взросления, младшую вслед за старшей, поэтому Иакову ввели Лию, старшую дочь Лавана: «Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену» (Быт. 29:26-28). Кроме сынов от дочерей Лавана, Иаков имел детей от служанок, таким образом, во времена патриархов было возможным иметь нескольких жен, а также брать наложницу в случае бесплодия жены. При женитьбе жених должен был заплатить отцу выкуп или отработать в хозяйстве тестя, что и произошло в истории Иакова. Отец невесты давал ей приданое - слуг как при замужестве Лии и Ревекки, землю или иную собственность.

Устойчив в библейском повествовании мотив жены-сестры: «скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12:11-20); «И сказал Авраам о Сарре, жене св...

Другие файлы:

Очерки по истории еврейского народа
Рассматриваются такие периоды истории еврейского народа: Библейский период, Период второго Храма, Талмудический период, Средние века, Новое время, Нов...

Сословный быт. Обычаи и нравы
Окончательное оформление самодержавия в России в 17 веке и его влияние на обычаи, нравы и быт царского двора. Рассмотрение уклада боярского и дворянск...

Холокост. Бабий Яр
Холокост - греческое слово, означающее "всесожжение". Катастрофа еврейского народа в период с 1933 по 1945 год. Бабий Яр — урочище в северо-западной ч...

Жизнь русского народа, его нравы и обычаи в картинах художников и в снимках с натуры
39 МбКнига представляет собой нечто вроде сборника материалов по русскому народному быту и этнографии России. Сборник составляют : Рисунки различных...

Быт. Нравы. Обычаи жителей древнерусского государства
Быт в Киевской Руси. Нравы и обычаи славян. Народные праздники и обряды у славян. Киевская Русь-одно из самых больших государств средневековой Европы....