Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Апостольская традиция Фомы

Тип: дипломная работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Термин "апостольская традиция" и его значение в Христианстве. Анализ образа апостола Иуды Фомы как одного из родных братьев Иисуса Христа. Апокрифическая книга Деяний Иуды Фомы, ее поэтические фрагменты. Место этого апостола в христианизации Индии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

62

Размещено на

Введение

апостол фома христианство

Постановка проблемы

Большинству апостол Фома известен лишь как один из двенадцати первых апостолов Христа, прославившийся своим легендарным неверием, в дни, последовавшие уже после кончины и легендарного воскрешения Иисуса. Между тем, многим совершенно незнакомо особое к нему отношение многих христианских групп, как в далеком прошлом, так, даже, и в настоящем. В связи с находками в последние век-два новых источников по бурной и противоречивой истории раннего христианства, возрос интерес ко всему этому периоду, а в том числе и к фигурам отдельных апостолов. Этому в значительной степени способствовали находки апокрифических сочинений, которые образуют целые «библиотеки» Имеются в виду сборники текстов, найденных вместе, вроде библиотеки Кумрана или Наг-Хаммади. и отдельные жанры, вроде апостольских деяний или неканонических евангелий.

Термин «апостольская традиция» довольно широко употребляется рядом отечественных исследователей христианской культуры, в частности Е. Н. Мещерской. Я употребляю его именно в том значении, которое встретил в её работах Например, в исследовании, посвящённом апокрифу деяний Фомы (Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы. М., 1990.). Под апостольской традицией понимается совокупность главных представлений, преданий, текстов, легенд связанных с конкретным апостолом. В данном случае - с Фомой. Если быть более точным, то речь идёт об апостольской традиции Иуды Фомы, более известном, как Фома Неверующий (особо об имени этого апостола я скажу ниже т.к. этот, быть может кому-то могущий показаться незначительным, момент стоит отдельного рассмотрения). Эта, посвящённая ему традиция, имеет определённую специфику. Указывая на характерные черты этой специфики можно сказать следующее;

1) Локализация развитой традиции Фомы в рамках христианства на Ближнем Востоке и в Египте, а также в «христианском анклаве» на Юге Индии.

2) Разобщённостью отдельных её частей, т.е. различием представлений о Фоме среди огромного большинства христиан (к которым можно отнести католиков, православных и многих представителей протестантских направлений) и среди многих представителей т.н. «восточных» церквей. При этом необходимо сказать о глубокой исторической укоренённости такого разного подхода к Фоме у христианского большинства и у восточного христианского меньшинства.

3) Фактическое отсутствие в церковных традициях основных исторических групп христиан (среди католиков и православных) достаточно развёрнутого, развитого, даже хоть сколько-нибудь значительного образа этого апостола.

4) Необходимо также сказать о древнем происхождении особого почитания Апостола Фомы (Святого Фомы, Мар «Мар» первоначально означало по-арамейски «господин», позже, вместе с развитием христианства, приобрело значение близкое по смыслу к «святой, многопочитаемый человек». (Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М., 1967. С. 382.). Фомы) среди христиан на Ближнем Востоке и в ряде других восточных регионов.

Одной из основных проблем в ходе работы было практически полное отсутствие в источниках посвящённых Фоме или связанных с ним, достаточно чётких, полновесных сведений о реальных фактах биографии данного апостола, или о той личности, которая послужила основой для создания этого легендарного образа. Те, что задействованы в работе, указывают на некий мистический, подчеркнуто необычный образ Фомы, если в них вообще идёт речь о самой личности апостола. Впрочем, такое «пренебрежение» со стороны древних и средневековых авторов к фактам личной биографии, к самому внешнему содержанию жизни огромного большинства знаменитых людей широко известно. Конечно, и Фома не мог не стать легендарным примером духовного пути в сознании христиан, смысл которого затмевал какие либо, не относящиеся к его сути, по мнению составителей древних текстов, подробности реальной биографии. К образу Фомы это, даже, более применимо, чем к именам известных апостолов - Петра и Павла. Единственным, пожалуй, исключением являются сведения, какими бы они не были легендарными, о кончине апостола. Они содержаться и в объёмном апокрифе деяний Фомы и в относительно позднем сочинении Марко Поло, который вероятно опирался на местные, южно-индийские христианские легенды о Фоме. Я скажу подробней об этом интересном упоминании у Марко Поло в главе посвящённой представлениям о Фоме - апостоле Индии.

Таким образом, традиция Фомы является даже при первом, поверхностном рассмотрении, если можно так выразиться, литературно-мифологическим комплексом представлений. Однако, это вполне соответствует тем культурным, эпохально - историческим и идеологическим условиям, в которых она была сформирована. Такова специфика всего раннего и, по большей части, средневекового христианства, где реальные факты неотделимы в своей интерпретации от вкладываемого в них смысла, от неизменного мистического фона, наполняющего собой эти факты и придающего им особое значение.

Стоит так же упомянуть о том, что местом и временем формирования апостольской традиции Фомы (в своём наиболее содержательном виде) была Передняя Азия в период эллинизации. Это не могло не наложить свой отпечаток на эту традицию, придать этой её «местной» части определённый характер. На мой взгляд, эта специфика придаёт образу Фомы мистическую размытость, некую растворённость в придаваемом ему духовном смысле. При таком подходе, личность самого Иуды Фомы лишалась своей самоценности. Он был величайшим примером для коллектива поклонявшихся ему ранних христиан, образцом приблизившегося к Божеству человека. Он стал, даже, подобием самого Спасителя, становясь его выразителем. Наиболее ярко и выпукло такое отношение к апостолу зафиксировано в Деяниях Иуды Фомы и этому образу Фомы - Двойника посвящена одна из глав работы.

Если говорить, в целом, обо всём комплексе известных представлений о Фоме, имеющихся в источниках, то я осмелюсь предложить следующую их классификацию;

1) Представления о Фоме - Двойнике Христа, порождённые сирийским ранним христианством.

2) Образ апостола - составителя особо почитавшегося некоторыми ранними христианскими группами Евангелия от Фомы, записавшего слова «Иисуса Живого» и получившего от него уникальное духовное откровение.

3) Традиция, приписывавшая Фоме апостольство над Индией, широко бытовавшая как на христианском Западе, так и на христианском Востоке.

4) Образ Фомы Неверующего, «рядового» апостола, одного из двенадцати, известного своим легендарным неверием в воскрешение и проповедовавшего в разрез с «индийской» традицией в Парфии.

В целом, исследование, посвящённое Фоме, перекликается с сильно возросшим в последние годы интересом в широких общественных и научных кругах к проблемам раннего Христианства. Это выражается и в увеличении работ посвящённых циклу связанных с ним тем, и в появлении нашумевших книг и фильмов. Это подогревается всё новыми и новыми находками древних текстов, наибольший интерес среди которых возникает к апокрифическим. Большинство текстов связанных с новыми данными о ранних формах христианской мысли и образа жизни были впрочем, найдены не так уж недавно. Многие были обнаружены и переведены ещё в 19-ом веке. Однако, в связи с общим интересом, они публикуются вновь, как бы прочитываются заново, и становятся значительным достоянием общественной мысли. Думается этот интерес, порой переходящий в некоторых вопросах в ажиотаж, вызван стремлением преодолеть глубокий духовно-психологический кризис, бросить внимательный взгляд на то, что считается первоосновой христианской цивилизации (или, скорее, - целой группы цивилизаций). Этот взгляд не может пропустить что-то, что относиться к этому началу и, особенно, к тому, что позволяет по-новому посмотреть на него. Раннехристианские тексты дают основание для возможных интерпретаций целых пластов культуры, если не говорить о том, что для некоторых они способны в корне изменить их отношение и к Христианству и к жизни вообще. Однако, рассмотрение, в какой бы то ни было степени, данного очень широкого общественного явления текущей эпохи не входит в задачи работы. Я хочу лишь наметить в самых общих чертах социальный фон, на котором эта работа имеет место.

Историография

Основная проблема в историографии темы работы, а именно в освещении апостольской традиции Фомы заключается в том, что мне неизвестно ни одно исследование, специально посвящённое этой задаче на русском языке. Западная историография по различным темам христианства неимоверно обширнее отечественной, однако и в ней мне незнакомо такое исследование. Однако, необходимо сказать, что существует большое количество работ посвящённых различным аспектам тем связанных с данным апостолом. В основном они затрагивают проблемы Деяний Фомы и Евангелия Фомы как текстоведческого и датировочного, так и содержательного и идеологического плана. Круг этих работ и будет рассмотрен мной в историографии исследования. Я предлагаю следующую классификацию работ использовавшихся в ходе работы; 1) работы посвящённые Евангелию от Фомы из Наг-Хаммади, 2) работы об апокрифических Деяниях Иуды Фомы, 3) тексты общего плана, обращающиеся вокруг разных проблем связанных с темой диплома.

1) К первой группе относятся книги следующих авторов; Дмитрий Бурба (Будьте Прохожими…Читаем Евангелие от Фомы. М., 2004), Стивена Дэвиса (Евангелие от Фомы. М., 2004), научный комментарий к переводу этого текста М.К. Трофимовой (Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. М., 1989). Поговорим о данной группе подробнее. Все три работы явля...

Другие файлы:

Этическое учение Фомы Аквинского
Краткие сведения о жизненном пути и деятельности великого гения Фомы Аквинского. Сущность мировоззрения, вопросы науки и веры в философии Фомы Аквинск...

Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского
Краткие сведения о жизни и деятельности Фомы Аквинского. Предпосылки учения Фомы Аквинского. Сущность, значение и природа возникновения государства по...

Реализм Фомы Аквинского
Как умеренный реализм Аристотеля воспринимался и пересматривался Фомой Аквинским. Построения Аквината и их значение для истории философии. Вопрос о фо...

Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского
Западная Европа в Средние века – эпоха Фомы Аквинского, средневекового католического теолога и знаменитого схоластика. Учение об "активной форме", даю...

Политико-правовые учения Фомы Аквинского
Характеристика политико-правовых учений Фомы Аквинского. Защита интересов папства и устоев феодализма методами схоластики. Учение о государстве и о пр...