Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Анабаптистское движение

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Исторические предпосылки, начало анабаптистского движения. Распространение в Европе. Реакция ортодоксии, реформаторов, раскол анабаптизма. Учение о таинствах. Дисциплина, служители церкви, писание. Учение о Боге. Антропология, эсхатология и сотериология.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Тема

Анабаптистское движение

Введение

На всех этапах своего развития евангельское христианство сталкивалось с серьезным сопротивлением со стороны католической и ортодоксальной церквей, движение же анабаптистов в этом ряду стоит на особом месте, так как ему противостояли и ортодоксы и протестанты.

Изучая данную тему, я понимаю, что не смогу претендовать на то, чтобы мой труд был исчерпывающим. Причиной этому является тот факт, что группы анабаптистов весьма многочисленны и разнообразны и послужили началом для очень многих современных деноминаций. В этой работе я постараюсь дать полный и в тоже время лаконичный обзор анабаптизма, прослежу этапы исторического развития этого движения, перечислю основные и в тоже время общие пункты их вероучения, и покажу их влияние на современных евангельских христиан.

1. История анабаптистского движения

1.1 Исторические предпосылки

В пятнадцатом веке по Европе распространялась волна христианского мистицизма, а также были проведены некоторые реформы в монастырях. Это был период Братства смиренной жизни, эпоха Уиклифа и лоллардов, Гуса и гуситов. Это была эпоха, предвещавшая бурю.

В этот период времени в Европе шло быстрое разложение феодальных отношений, развертывался процесс первоначального накопления капитала и зарождались капиталистические формы хозяйства, развивались города. В связи с этим политическая и экономическая почва “уплывала” из под ног дворянства; бюргерство и феодальное крестьянство разлагались; ремесленники и крестьяне нищали, превращались в пауперов и бродяг. С 1521 года стали издаваться особые законы - “плакаты” - против еретиков, был учрежден трибунал инквизиции. В 1534 - 1535 годах происходят массовые народные выступления. В Европе в эту эпоху появилось множество течений, оппозиционных феодализму и его церкви, которые вошли в историю под названием протестантизма. Этот период связан с реформацией церквей в западноевропейских странах. В этом движении против косервативно-католического лагеря четко выделились два основных направления: бюргерско-умеренное и революционное, крестьянско-плебейское. Оба направления выражали свой протест языком религии.

Народная реформация получила свое выражение в анабаптизме. Анабаптисты активно участвовали в крестьянской войне в Германии в 1524-1525 годах. Поражение в войне наложило отпечаток на взгляды общества, появились настроения деморализации и замешательства, политической пассивности и неверия в возможность свергнуть существующий строй.

1.2 Начало движения

Движение анабаптистов возникло в Швейцарии из-за того, что на этой территории существовала свобода. Ни феодализм, ни папство не смогли подчинить себе землю, на которой жили отважные наемные солдаты. То, что Цвингли считал Библию основой учения проповедников, вдохновило анабаптистов, основывавшихся на Библии. Эрл Е. Кернс Дорогами христианства (М.: «Протестант», 1992), 249 Но Цвингли чувствовал, что его движению не хватает поддержки со стороны гражданских властей, которые симпатизировали младенческому крещению, и согласился оставить младенческое крещение, но уже не в качестве спасительного таинства. А анабаптисты учили, что взрослому верующему, который был окрещен в младенчестве, следует перекреститься.

Цвингли встал на позиции младенческого крещения, а более радикальных анабаптистов осудили, их церкви закрыли. На них начались гонения, многие были убиты, другие бежали за границу.

1.3 Распространение в Европе

Когда анабаптистам пришлось бежать из Швейцарии, из общего анабаптистского движения выделились, по крайней мере, три ветви.

«Швейцарские братья» в Цюрихе родились из движения под предводительством Гребеля Манца. Именно к ним восходят своими корнями группы амишей из Пенсильвании. Группа меннонитов (братьев) в Голландии и Северной Термании была основана Симоном Менноном (1496-1561 гг.), беженцем-анабаптистом, который занимал пацифистскую позицию, противопоставив ее мюнстерскому «гражданскому неповиновению и мятежу». В 1676 г. меннонитам была дарована свобода вероисповедания. Гуттериты в Моравии жили сельскохозяйственными коммунами

Анабаптисты хотели вернуть Церкви силу и веру первых веков, когда она представляла собой не богатый и мощный государственный институт, а братство и семью верующих. Анабаптисты вообще не признавали большинства церковных обычаев и ритуалов, в частности крещения младенцев, поскольку выбор исповедания должен быть свободным и осознанным. Поэтому всем взрослым верующим необходимо было креститься ещё раз, по убеждению, причём окончательное решение о крещении принималось полноправными членами общины. Практике перекрещения движение и обязано своим названием: "анабаптисты" означает "перекрещенцы" (от греч. "анабаптизо" - "вновь погружаю").

Анабаптисты утверждали, что христиане - это свободный, не терпящий принуждения народ, а вера - свободный дар Бога и светская власть не вправе насаждать Слово Божье силой. Анабаптисты также верили, что Церковь должна быть отделена от общества, даже если общество считает себя христианским. Истинные последователи Христа - это странники. Его Церковь - это собрание "нездешних" (не от мира сего) людей.

Другой главный принцип анабаптизма - требование полного разделения Церкви и государства, правового равенства и социальной справедливости. Не случайно именно анабаптисты составили главную силу повстанцев в периоды Крестьянской войны в Германии (1524-1526 гг.) и Мюнстерской коммуны (1534-1535 гг.). Потерпев поражение, они бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию. С.В. Санников История баптизма (Одесса:ОБС, «Богомыслие», 1996), 43

1.4 Реакция ортодоксии и реформаторов

Рост их численности представлял очень серьезную проблему для территориальной церкви. Дело в том, что, несмотря на смертный приговор, вынесенный им на Шпейерском сейме в 1529 году по согласованию с реформатами, неустрашимость мучеников и их безупречное поведение приводили к столь массовому притоку людей в это движение, что утвердившиеся церкви рисковали остаться без прихожан. Филипп Гессенский отмечал, что сектанты живут более чистой жизнью, чем лютеране, а писавший об анабаптистах лютеранский служитель свидетельствовал, что они много времени проводят среди бедных, одеваются очень просто, усердно молятся, читают Евангелие, в беседах особое внимание уделяют внешней жизни и добрым делам, говорят о необходимости помогать своему ближнему, давать просящему, совместно пользоваться имуществом, ни над кем не властвовать и относиться ко всем людям, как к братьям и сестрам. Вот какими были те, кого казнил в Саксонии курфюрст Иоганн. Но вновь кровь мучеников оказалась живительной влагой для церкви. Рон Брекин Сладость гонений, (Санкт- Петербург: Шандал, 2000), 125

Эта проблема очень беспокоила Лютера. В 1527 году он писал об анабаптистах:

«С ними поступают несправедливо, и меня глубоко тревожит, что этих бедных людей столь безжалостно убивают, сжигают и жестоко уничтожают. Пусть всякий верует по своему разумению. Если он заблуждается, он будет достаточно наказан адским пламенем. Если они не подстрекают к бунту, им должно противодействовать Писанием и Словом Божьим. Огнем вы не добьетесь ничего».

Это, однако, никоим образом не означало, что для Лютера все вероисповедания были одинаково хороши. Он решительно подчеркивал, что неправильная вера приводит к адскому огню и что, хотя истинную веру невозможно утвердить через принуждение, чинимые на ее пути препятствия необходимо устранять. Гражданская власть, безусловно, не должна терпеть богохульства. В 1530 году Лютер заявил, что есть два вида преступлений, за которые необходимо карать вплоть до смертной казни, а именно -- подстрекательство к мятежу и богохульство. То есть наказывать следовало не за религиозные заблуждения как таковые, но за их публичное проповедование словом и делом. Свобода, однако, от этого ничуть не выигрывала, так как отказ занимать гражданские должности и идти на военную службу Лютер воспринимал как подстрекательство к бунту, а неприятие положений Апостольского символа веры -- как богохульство.

Протест анабаптистов против наказания за богохульство рассматривался как богохульство. Отказ от крещения во младенчестве приведет к появлению языческого общества и отделению от Церкви, а образование сект -- преступление против Бога.

Лютер писал: «Хотя представляется жестоким наказывать их мечом, еще более жестоким будет позволять им поносить служение Божье и, не располагая истинным вероучением, выступать против истины, стремясь, таким образом, подорвать гражданский порядок». В постскриптуме ко второму меморандуму Лютер призывал сочетать суровость с милосердием. Там же, 126-128

Чтобы понять позицию Лютера, следует иметь в виду, что не всегда анабаптисты оказывались безвредными с социальной точки зрения. Тот год, когда Лютер подписал меморандум, рекомендовавший смертную казнь даже для мирных анабаптистов, стал годом, когда часть из них перестала быть мирной. Ожесточенные десятью годами непрерывных гонений группы фанатиков в 1534 году якобы получили откровение от Господа о том, что теперь им надлежит быть не овцами, ведомыми на закланье, но ангелом с серпом, пожинающим поле. Фанатики-анабаптисты силой взяли город Мюнстер в Вестфалии и ввели там правление святых, о котором мечтал Томас Мюнцер. Католики и протестанты объединились для того, чтобы дать отпор правлению новых Даниилов и Илий. В целом эта история нанесла огромный вред репутации анабаптистов, которые и до того и после были мирным н...

Другие файлы:

Основы кинематики
Движение тел с учетом основных причин, вызывающих и определяющих это движение. Абсолютно твердое тело. Механическое движение, поступательное и вращате...

Физика в школе. Движение и силы
Содержание диска - Движение и силы- Действие и противодействие. - Столкновение тел. - Закон сохранения импульса. - Движение тела под действием силы. -...

Движение материальной точки в центральном силовом поле
Уравнение Кеплера и движение вдоль орбиты. Задача двух тел: движение одного тела относительно другого и относительно центра масс. Формулировка огранич...

Партизанское движение в БССР
Партизанское движение. Подпольное движение в годы Великой Отечественной войны. Легендарные личности партизанского и подпольного движения. Великий вкла...

Движение в сложных погодных условиях
Неблагоприятная погода и автомобильное движение. Движение при ограниченной видимости - когда невозможно различить дорогу, другие транспортные средства...