Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

"Сатанинские" группы: история возникновения и социальная сущность

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Историческое использование термина "сатанизм". Общие черты направлений религиозного движения и мировоззрения. Лица, повлиявшие на сатанинскую философию. Символика сатанистов. Современное использование термина "сатанизм" Московским Патриархатом РПЦ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

«Сатанинские» группы: история возникновения и его социальная сущность

Ташкент 2009

Содержание

Вступление

1. Историческое использование термина

1.1 Первое упоминание слова «сатанизм»

1.2 Сатанизм XIX века

2. Сатанизм ЛаВея

3. Общие черты направлений сатанизма

4. Лица, повлиявшие на сатанинскую философию

5. Символика сатанистов

6. Сатанизм и общество

6.1 Бытовое понимание

6.2 Сатанинская паника

6.3 Псевдосатанизм

6.4 Сатанизм и закон

6.5 Современное использование термина «сатанизм» Московским Патриархатом РПЦ

7. Интересные факты

Вступление

Сатанизм -- новое религиозное движение и мировоззрение, в которых образ Сатаны трактуется как позитивный символ могущества и свободы. На данный момент существует несколько разновидностей сатанизма, наиболее распространенным в XXI веке является Сатанизм ЛаВея, более умеренная форма, рассматривающая Сатану не более чем как символ.

Определения сатанизма варьируют от «идеологии поклонения злу» и «преклонения перед злым началом в жизни» до «инвольтации к эгрегору Сатаны» и «сплава идей и образов, олицетворяющих развитие, многообразие, величие, силу, могущество, творчество, индивидуализм, дерзость, гордость, знание -- всего того, что способствует Жизни и ее развитию».

1. Историческое использование термина

Термин «сатанизм» встречается в литературе, самое раннее, с XVI века, однако в другом значении, что до сих пор способствует возникновению путаницы вокруг его использования. Под этим термином не понималось какое-то определённое философское учение или течение, ибо он использовался лишь в качестве уничижительного слова для обозначения совершенно различных еретических, с точки зрения католической церкви, учений, а также для обвинения Святой инквизицией людей в колдовстве и любой другой нехристианской деятельности. Какие-либо данные о том, что до основанной А.Ш. ЛаВеем в 1966 году Церкви Сатаны существовала какая-либо иная, более старая организация (или культ) сатанистов, объявившая бы о своей философии как сатанизме, отсутствуют. Некоторые авторы связывают сатанизм с древними культами Черного Шивы, Локи и Ангро-Маньи.

1.1 Первое упоминание слова «сатанизм»

Работа Томаса Хардинга «Опровержение книги об апологии англиканской церкви» (1565), в которой рассматривается учение Мартина Лютера, считается старейшим документом, в котором содержится слово «сатанизм»:

Meaning the time when Luther first bringed to Germanie the poisoned cuppe of his heresies, blasphemies, and Satanismes («…о том времени, когда Лютер впервые принёс в Германию этот отравленный букет своих ересей, богохульств и Сатанизмов»). [Harding T. A confutation of a booke (by Bp. Jewel) entitled An apologie of the Church of England. ll, ii, 42 b]

Следует отметить, что Мартин Лютер никогда не связывал свою философию с Сатаной и не декларировал свой интерес к этой теме. Термин «сатанизм» употребляется Хардингом в качестве уничижительного определения учения, противостоящего каноническому христианству.

1.2 Сатанизм XIX века

Тема колдовства, ведьм, богохульства и мифической чёрной мессы привлекала к себе внимание некоторых французских писателей XIX века, что послужило материалом для художественной интерпретации «сатанизма» и деятельности «сатанистов». Одним из наиболее известных примеров подобного описания можно считать роман «Там, внизу» Шарля Гюисманса (1891). Подобные произведения не продвигались далее художественного вымысла, в них отсутствует какое-либо чёткое определение «сатанизма» (к последнему авторы относят всё «гетеродоксальное» -- то есть богохульное и еретическое), а описанные в них явления следует, вероятно, относить как к дьяволопоклонничеству, так и демонизму и декадентству.

2. Сатанизм ЛаВея

Современный сатанизм как философия и основанная на ней религия был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х годах, когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии ЛаВея. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Айн Рэнд, Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин.

Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустя, в 1969 году, публикует «Сатанинскую библию», в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.

Вскоре сатанизм приобретает официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами США религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера -- члена Церкви Сатаны), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны, вызвавшие интерес прессы. Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста, тем самым публично признавая статус сатанизма как одной из практикуемых религий в мире.

3. Общие черты направлений сатанизма

С философско-мировоззренческими основами каждого из перечисленных направлений лучше всего знакомиться непосредственно на указанных ресурсах, тем не менее, следует отметить общие для всех перечисленных движений черты:

· отказ от поклонения чему-либо или кому-либо (иными словами сатанизм не есть «культ зла»)

· необходимость личного развития (сатанизм позиционируется как мировоззрение самостоятельных индивидов -- способных совершать осознанный выбор)

· отход от догм христианской или иной рассматриваемой в качестве традиционной морали (что, тем не менее, не предполагает совершения каких-либо насильственных действий против церкви -- покуда эти действия не представляются наиболее разумным и целесообразным поведением в данной ситуации: сатанист может делать всё что угодно, но далеко не все является разумным; «всё можно, но не всё полезно»).

4. Лица, повлиявшие на сатанинскую философию

Антон Шандор ЛаВей -- основатель Церкви Сатаны и автор «Сатанинской Библии» (1969).

Алистер Кроули -- мистик, именуемый себя «Зверем Апокалипсиса».

сатанизм религиозный патриархат

5. Символика сатанистов

Знак Бафомета -- официальный символ Церкви Сатаны

Перевернутая пентаграмма -- Кулон в виде перевернутой пентаграммы является облегченной версией символа Бафомета и служит в качестве опознавательного знака.

Число Зверя (666), будучи числом, описанным Библией, является тесно ассоциируемым с сатанизмом символом, не несущим, однако, по собственным заявлениям сатанистов, какого-то особого для них значения и используемым ими, скорее, для высмеивания суеверий, которые имеет массовое сознание в отношении данного числа.

Мы не боимся числа 666, равно как и не придаём ему какого-либо определённого значения -- то же самое касается и числа 13. С исторической точки зрения, 666 -- это имя императора Нерона, сокращённое до своего нумерологического значения посредством древнееврейской гематрии. Сатанисты считают это затейливой причудой, не имеющей, однако, никакой реальной ценности, -- за исключением той, что она является свидетельством долгой истории людских попыток приписать значимость тому, что, если говорить объективно, таковой не имеет.

Существует также версия, что мистический смысл, приписываемый числу 666 появился в результате неверной трактовки записи римских цифр. Если записать первые 6 римских цифр -- 500, 100, 50, 10, 5, 1 в ряд по убыванию, то по правилам построения римских чисел мы получим как раз число 666. Т.о. вся шумиха вокруг 666, скорее всего, является продуктом неправильной трактовки фразы «на тела людей начнут наносить римские цифры (или просто цифры -- числа)». Между тем практика клеймения рабов порядковыми номерами действительно в те времена существовала.

Перевёрнутый крест и символика перевёрнутого креста -- часто ассоциируется с сатанизмом, однако, аналогично Числу Зверя, используется сатанистами с целью эпатажа и для обозначения негативного отношения к христианской религии, хотя и является символом апостола Петра.

Двуглавая змея -- специфичная символика используемая сатанистами на территории постсоветского пространства (в частности сатанинскими Орденами «Черный Свет» и «Иерархия Сатаны»).

6. Сатанизм и общество

6.1 Бытовое понимание

Бытовая, или общеупотребительная, трактовка: сатанизм есть религия, основанная на поклонении злу или неким «тёмным силам», культ зла как такового. В соответствии с данной трактовкой, с сатанизмом ассоциируется «тёмная» (то есть направленная на причинение вреда кому-либо...

Другие файлы:

Народные игры: история возникновения, социальная сущность, виды.

Женский гомосексуализм: социальная опасность или нет?
Социальная сущность и история возникновения женского гомосексуализма. Женский гомосексуализм в современном обществе, причины возникновения лесбиянства...

Проблема группы в социальной психологии
Условные и реально существующие группы. Социальная идентичность личности. "Группа" в социально-психологическом понимании. Главные факторы возникновени...

Проблема прогресса в социальной философии
Анализ гипотез возникновения общества. Особенности прогресса и этапов развития общества. Характеристика зарождения социально-исторического сознания и...

Социальная политика как системная социальная технология
Социальная политика - основополагающий компонент государственного управления. Сущность важнейших технологий, применяемых в социальной политике. Страте...