Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Монашество

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Монашество Православная церковь располагает развитым институтом монашества, которое возникло в восточной части христианского мира около III - IV веков (западное монашество сформировалось гораздо позже - не ранее VI века). Его появление связано со стремлением части представителей раннехристианских общин сохранить строгую чистоту христианской жизни: в условиях количественного роста церкви.Наиболее ранней формой монашеской жизни явилось отшельничество - одиночный образ жизни человека, удалившегося от мира. Основоположником отшельнического монашества, считается Антоний Великий (умер в 356 г.).Развитием отшельничества явилась скитская жизнь: совокупность помещений (келий) с живущими в них монахами составляла скит (название - от пустыни Скит в Египте, месте сосредоточения раннего монашества), находящийся под управлением общего духовного руководителя - аввы («отца»).Большие скиты именовались лаврами; позже такое наименование получили наиболее крупные монашеские общины.Самой развитой формой монашества стало общежительное: совместная жизнь монахов в монастырях-киновиях под руководством начальствующего лица - игумена. Основоположниками киновийного (общежительного) монашества считаются Пахомий Великий  (умер в 348 г.) - основатель первых мужских и женских общежительных монастырей в Верхнем Египте, а также Василий Великий (умер в 379 г.) - создатель монашеских общин в Малой Азии.Общежительный монастырь представлял собой общину монахов во главе с игуменом (по-гречески - «предводительствующий»), обладающим дисциплинарно-пастырской и административной властью. Все монахи по отношению к игумену - его духовные дети и ученики, а между собой - братья. Вступление в монахи осуществлялось посредством особого обряда - пострижения (выстрижения пряди волос) с обязательным прохождением испытательного срока - послушания, после чего постриженному давалось новое имя.При вступлении в монахи принимались три основных обета - нестяжание (отказ от владения имуществом), целомудрие (безбрачие) и послушание (беспрекословное повиновение руководителям монастырской общины). Все свое время монахи проводили в молитве, чтении Священного писания, физическом труде в монастырском хозяйстве, переписывании книг и благотворительности.Игумен избирался членами монашеской общины из своей среды и утверждался правящим епископом. Игумены наиболее крупных монастырей с V века получают титулы архимандритов (от греческих слов «власть» и «загородь для скота», означающих «начальствующий над стадом Христовым») - особых доверенных лиц епископа, осуществляющих надзор за монастырями епархии.С VIII - IX веков в восточных церквах утвердилась практика рукоположения епископов только из числа монашествующих. С этого времени в православии обязательным становится безбрачие епископата.Приходские священники (пресвитеры), не являющиеся монахами и состоящие в браке (так называемое «белое» духовенство в отличие от «черного» - монашествующего), в епископы не рукополагаются. Исключение делается для вдовствующих священников, но при условии их обязательного предварительного пострижения в монахи.Особое место в монашеской жизни занимает аскетика - духовная практика, связанная с наложением на себя дополнительных физических и моральных ограничений (строгий пост, отказ от общения, самоизоляция). Высшей ступенью монашеской аскетики является схима - выполнение очень суровых правил жизни при полном удалении от мира.С монашеской аскетикой связано формирование особого духовного направления восточного монашества - исихазма. Его основоположниками явились византийские подвижники и церковные писатели XIV века - Григорий Синаит (умер в 1349, г.) и Григорий Палама (умер в 1359 г.). Они выдвинули учение о Фаворском свете - божественной энергии-благодати, снизошедшей на Христа во время его молитвы на горе Фавор, преобразившей лик и одежду Иисуса.Общепризнанным центром православного монашества является гора Афон - восточный отрог полуострова Халкидики на севере Греции. Монашеская жизнь Афона, существуя с VII века, к началу XX века достигла наивысшего расцвета: в 20 монастырях, 12 скитах и 700 отдельных кельях там проживало около 10 тыс. монахов. В X веке Афанасием Афонским был составлен устав для афонских монастырей, сохраняющийся до сих пор, в частности, предусматривающий запрет на посещение Афона женщинами.С византийских времен Афон обладает территориальной автономией. Высшей властью здесь является протат - коллегиальный орган, состоящий из игуменов всех монастырей. Несмотря на упадок, пережитый афонскими монастырями вследствие политических катаклизмов XX века, Афон сохраняет значение для православного Востока по настоящее время.В церковном отношении афонские монастыри подчинены Константинопольской патриархии. Наряду с ними на горе Афон действуют монастыри других православных церквей: болгарский - «Зограф»; сербский - «Хиландар»; грузинский - «Иверский»; русский - «Святого Пантелеймона» («Руссик»).С Афоном связана деятельность многих видных представителей российского православия - основоположника киевского монашества Антония Печерского (XI век), ученика преподобного Сергия Радонежского Епифания Премудрого (XIV- XV века), подвижников Нила Сорского (XV - XVI века), Паисия Величковского (XVIII век), Серафима Святогорца (XIX век), видного богослова и востоковеда епископа Порфирия (Успенского) (XIX век) и др....
Другие файлы:

Постриженiе въ монашество
Описание: В книге подробно исследуются чины пострижения в монашество по литургическим памятникам Греческой Церкви....

Аскетизм и монашество
В этой небольшой книге, авторы, пытаются кратко и сжато, со ссылками на Святое писание, объяснить верующим, что такое аскетизм и монашество....

Монашество в средние века
Работа Л. П. Карсавина "Монашество в средние века" вышедшая в 1912 г., - первая и до сих пор единственная обзорная книга на русском языке по истории с...

Монашество в Средние века
Описание: Книга "Монашество в Средние века" выдающегося ученого-историка, профессора Санкт-Петербургского университета Льва Карсавина увидела свет поч...

Рыцарство и монашество как образ жизни