Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Астральные мифы

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Астральные мифыАстральные мифы - мифы о созвездиях, звёздах, планетах (в более широком смысле - также лунарные мифы и солярные мифы). Это понятие более широкое, чем астролатрия, т.к. только часть астральных мифов носит религиозный характер. В типологически ранней группе А.м. звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах идёт речь об охоте на животных. Очень характерный в этом плане пример - представления эвенков. В их мифологии небо - это тайга верхнего мира, в котором живёт космический лось Хэглун, каждый вечер похищающий и уносящий в чащу Солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются, как ноги Хэглуна, а три звезды ковша этого созвездия - как охотник (или три охотника), иногда - как мифический медведь Манги, охотящийся за лосем. Малая Медведица в одном из вариантом эвенкийского А.м. предстаёт как лосёнок, Млечный Путь - как след лыж охотника-медведя, объевшегося мясом лося. Согласно представлениям бушменов (Южная Африка), одна девушка, обладавшая магической силой, при наступлении половой зрелости взглянула на львов, и они превратились в звёзды. Характерная черта А.м. - наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. В А.м. индейцев Южной Америки одно из созвездий предстаёт как Тапир, другое (Орион или Плеяды) - как части тела расчленённого героя. Варианты этих мифов различаются тем, какая часть тела с каким созвездием (или звёздой) соотносится. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12 или 10) созвездий посредством А.м., в которых выступает такое же число животных. В легендах южноамериканских индейцев (в Гайане) каждое из созвездий воплощает душу одного из животных. В основных чертах эта система близка системе, существовавшей в Древнем Вавилоне, где на ней было основано выделение 12 знаков Зодиака, позднее перенятое греческой традицией и продолженное в других европейских традициях. Эти системы обнаруживают сходство с древнекитайскими и другими восточноазиатскими - с одной стороны, американскими индейскими - с другой. Во всех этих системах, которые могут быть либо результатом независимого параллельного развития, либо следствием диффузии одного и того же комплекса идей (что предполагается по отношению к древнекитайскому циклу из 12 животных, сложившемуся, по-видимому, под влиянием западноазиатского), на основе А.м. была построена закономерная картина движения небесных светил, описывавшихся посредством символов-животных. В шумеро-аккадской мифологии каждому богу соответствовало своё небесное светило (планета). Особое значение придавалось планете Венера, она почиталась всеми семитами в качестве божества, связанного, в частности, с плодородием и любовью (см. Инанна, Астар, Иштар, Астарта). Культ семитского божества Астара оказал влияние на другие народы того же культурного круга, о чём свидетельствует и проникновение семитского слова в соседние языки (в частности, индоевропейские: хеттское haster - "звезда", греч. aster - "звезда", astron - "созвездие"). В шумерской клинописи знак, изображавший звезду, приобрёл значение "небо", "бог" (читалось an, dingir; ср. шумерский бог неба Ан). Заимствования другими народами Евразии шумеро-аккадской терминологии, связанной с А.м., и символики знаков Зодиака показывает, что шумеро-аккадские А.м., связанные с систематизированными наблюдениями за небесными светилами и с целым комплексом почитания звёзд, оказали большое влияние на культуру других народов. Вместе с тем, культ звёзд развивался и самостоятельно в различных регионах мира. Так, в Древней Корее существовала вера в священные звёзды, с которыми связывались судьбы людей. Крупные звёзды считались символами великанов, героев, мудрецов, а мелкие - символами простых смертных. В средние века особенно почитались духи звёзд Ноинсон (кит. Шоу-син) и Тхэбэксон (кит. Тай-бо), созвездия Большая Медведица (Пукту чхиль сонсин) и Южной Полярной звезды (Намгык). У чукчей к числу небесных (верхних) существ относятся 22 "направления", в т.ч. зенит, полдень, Солнце, надир (отождествлённый с тьмой и полуночью), Полярная звезда. Звёзды и созвездия у палеоазиатских народов (чукотско-камчатской группы) часто представляются людьми: Арктур - это предводитель звёзд, Альтаир - одно существо, которое раньше было родоначальником племени, Орион - горбатый стрелок из лука, а созвездие Льва - его жена; Солнце - богатый ездок на белых оленях, а Луна - солнце злых духов. В А.м. выделяется ряд мотивов, имевших широкое распространение по всей Евразии. К ним принадлежит мотив звезды (или созвездия) как собаки, которая посажена на цепь, но с цепи силится сорваться, что может быть опасно для всего мироздания (этот А.м. известен в славянском и восточноазиатском вариантах; соответствующее название звезды - Собачий Хвост или Собака - известно в Риме и Древней Индии и, по-видимому, является общеиндоевропейским). Чрезвычайно широкое распространение имеет образ Большой Медведицы как колесницы (или повозки), встречающийся как в шумеро-аккадской мифологии и во всех древних традициях, продолжающих индоевропейскую мифологию
Другие файлы:

Астральные культы Причерноморья
Космогонические идеи в астральных культах. Астральные культы на территории Причерноморья. Культы и святилища астральных божеств: Аполлона, Афродиты, М...

Миф как явление культуры
Изучение мифологического материала. Культурологические концепции. Функции мифа. Современные мифы и их роль в культуре. Эсхатологические, антропогониче...

Астральные свойства минералов
Книга "Астральные свойства минералов" является логическим продолжением "Магии самоцветов". Последние научные исследования и открытия (в частности в об...

Мифы древнего Казахстана
Мифы древнего Казахстана - красочно иллюстрированная книга, в которой собраны и доступно изложены мифы народов-кочевников, обитавших в древности на те...

Мифы о Беларуси
Беларусы - единственный в мире народ, представления которых о самих себе полны мифов и заблуждений, подчас весьма странных и даже нелепых. Какую сферу...