Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Онтологическая проблематика в буддизме

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
СодержаниеВведениеГлава 1. Общая характеристика онтологической проблематики в буддизме1.1 Основные категории буддизма «дхарма» и «карма»1.2 Буддийские представления о бытии как взаимодействии элементовГлава 2. Особенности понимания буддизма в работах отечественных ученых2.1 Анализ буддизма в трудах Ф.И. Щербатского2.2 Анализ буддизма в трудах учеников и последователей Ф.И. Щербатского2.3 Буддизм как онтоэтическое учениеЗаключениеСписок использованной литературыВведениеАктуальность темыВосток… Он всегда привлекал, манил к себе неразгаданностью, таинственностью, самобытностью.Чаще всего Восток изучается с точки зрения взаимодействия с Западной культурой. Проблема существования антагонистической пары Восток-Запад, их различия и сходства, притяжения и отталкивания, их культурного взаимодействия приобретает особую остроту и актуальность в последнее время, время военного и политического противостояния.Увлечение Запада Востоком началось очень давно – с древних торговых связей, кажущихся уже вечными. По мнению многих исследователей именно крестовые походы положили начало превращению европейского рыцарства из шайки кровожадных псов в изысканнейшую часть общества. До этого отношение к восточным странам строилось по модели мифа или сказки. .Затем Восток обрел статус географической и культурной реальности. Он стал более близким, но все еще чудесным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам приобрел характер модного увлечения. Тончайшие фарфор и ткани, сказочные ширмы и веера, наряды и лаковые кабинеты, китайские дворцы и сады — Запад как большой ребенок играл в фантастичный, театрализованный восточный мир, олицетворявший негу и роскошь. Это был первый шаг на пути к разрушению великого мифа о европоцентричности мира.Таким образом, культура Востока постепенно проникает в жизнь Запада: в его быт, в его искусство, и конечно же в его образ жизни. Европа перестает осознавать себя центром, осью, вокруг которой вращается весь остальной мир.Выдающийся русский востоковед О.О.Розенберг говорил, что «ключ к восточной душе» - буддизм, подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов. Действительно, возможно ли строить взаимоотношения с каким-либо народом, будучи незнакомым, с его традициями, мировоззрениями, философией? А стремление к налаживанию международных отношений – залог успеха внешней политики любого государства.Культура, искусство Востока неразрывно связано с философией, народов, населяющих его. А мировоззрения того или иного народа в большинстве своем обусловлены той религиозной моделью, носителями которой они являются. Со временем самой распространенной из них становится буддизм.Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета». Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийская архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи.Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.Вместе с буддизмом в Японию пришла китайская «азбука».Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания.Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде всего следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство, причем художники исходят из принципа «природа – мера красоты» в противоположность европейскому «человек – мера красоты».Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.Французский историк Жюль Мишле писал в 1864 году: «На Западе такая теснота! Греция с наперсток – дышать нечем. Иудея высохла, я задыхаюсь. О, дайте мне, дайте надышаться с азийских высот воздухом глубин Востока!»В начале XX века наука испытывает кризис. Проникнув в глубины бытия ученые столкнулись с явлениями микромира не поддающимися обычной логике. Возникли идеи об исчезновении материи. К тому же физические картины кажутся отвлеченными и далекими от реального мира. Поэтому передовые ученые: Эйнштейн, Бор, Шредингер и др. находят опору в древних философских учениях Востока, в частности в буддизме. Они обнаруживают множество параллелей в современной физике и в буддизме, которые не только укрепляют их уверенность в правильности своих теорий, но и одухотворяют эти теории, позволяют приблизить их к повседневной жизни. Эйнштейн называл буддизм единственной религией совместимой с современной наукой.Буддизм оказал влияние и на становление современного психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм).Главное же влияние Буддизма на культуру, именно в сохранении и развитии вечных идеалов человечества: Истины, Любви и...
Другие файлы:

Космоцентризм и онтологическая проблематика в античной философии

Мир сверхъестественного в древнем буддизме
Многослойное строение Вселенной в буддийской догматике. Сверхъестественный мир в буддизме как мир закономерностей. Значение и сущность веры в богов в...

Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям
Словарь содержит 293 статьи о буддизме и других учениях, которые формировались в русле религиозно-философских традиций древней Индии. Представлены тра...

Священные писания в буддизме. Праздники в исламе. Православная церковь
Анализ священного писания в буддизме, Четыре Благородные Истины как его базовые идеи. Праздники, отмечаемые мусульманами. Основные представления сканд...

Онтологическая неопределенность Cogito