Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Роль религии в истории человечества

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Содержание1. Религия и проблемы социальной экологии. История религий2. Религии разных эпох. Политеизм3. Монотеизм4. Мировые религии5. Религия в жизни человечества6. Религия и здоровьеБиблиографический список1. Религия и проблемы социальной экологии. История религийЛюбая религия создана человеком, направлена на него и призвана обеспечить его благополучие и защитить от внутренних сомнений и стрессовых реакций, а также предупредить об опасности внешних воздействий. Разные религии в различные эпохи решают перечисленные проблемы по-своему, используют характерный только для них арсенал средств и методов. Истинно верующий человек черпает из религии духовное благо, она вселяет в него надежду, утешение, уверенность. Очень важно и то, что религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.Религия основана на вере в существование высших, сверхъестественных сил, в их влиянии на жизнь людей, в существование человека после смерти. Религия является специфическим отражением людьми проявлений природных и общественных сил. Следовательно, религия – это известная деятельность воли, направленная к этим силам. Наряду с теоретической деятельностью ума и эмоциональными реакциями людей существует и определённая практическая деятельность, выражающаяся в осуществлении культа, без которого религия остаётся односторонне-субъективной.Во всех религиях (кроме буддизма) существует представление о боге или о богах как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях, свойственных всем религиям и составляющих существенную черту религии вообще, частные представления о боге или о богах отличаются в различных цивилизациях.Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) подчёркивал, что любая религия непременно должна содержать три идеи: во-первых, мысль о сотворении мира и, следовательно, о Боге-Творце, во-вторых, представление о свободе воли и, в-третьих, учение о бессмертии души. Он писал, что, руководствуясь мышлением, мы должны признать существо Божие только идеалом, в котором мы соединяем все совершенства и которому приписываем действительное бытие только потому, что нуждаемся в абсолютном начале при исследовании явлений мира [4, с. 187].История религий является составной частью истории общества. Во всех социально-экономических формациях прошлого существовали социальные факторы, которые влияли на развитие религиозного сознания людей. Среди этих факторов были: низкий уровень производства, сопровождавшийся в той или иной степени бессилием человека перед природой, эксплуатация человека человеком, социальное расслоение общества и пр. Эти факторы не только порождали религию, но и формировали её облик, придавая ей конкретный, вполне определённый вид. До тех пор, пока существуют в обществе социальные корни религии, она не исчезнет. Однако вместе с изменениями, совершающимися в социальной обстановке, изменяется и религия, новые корни питают новые религиозные представления. Общественные перемены приводят в движение религиозное сознание, вызывают его перестройку, одна форма религии заменяется другой, находящейся в большем соответствии с вновь сложившимися социальными условиями.Специалисты считают, что религия возникла в эпоху верхнего палеолита на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. Наличие религиозных верований подтверждается также верхнепалеолитическими погребениями, которые отличаются от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это свидетельствует о зарождении представлений о посмертном существовании – о «мире мертвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. При этом общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего нет в реальности. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений. В первобытных религиозных верованиях запечатлено сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями религии были магия, тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм.Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, – фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении с помощью колдовских обрядов, заклинаний. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа – «духов». Постепенно у людей возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу», этот вид религиозного сознания получил название «анимизм». Человек начал верить в наличие двух миров – реально существующего и потустороннего. Так, народы Севера считали, что их умершие родственники живут в «верхнем мире» и отсюда выражение «верхние люди». Смерть человека рассматривалась ими как простое путешествие к верхним людям, как встреча с умершими родственниками.В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли религии классового общества. По мере социального расслоения общества складывалась иерархия и в мире «духов». С развитием земледелия все более важную роль стали играть «духи» растительного мира, культ умирающих и воскресающих богов, ритуалы, связанные с сезонными явлениями в природе (проводы зимы, осенний праздник урожая и т.п.). С развитием патриархальной семьи родовой культ предков превратился в культ предков семьи, культ домашних богов. Тайные верования и культы были закреплены сначала в устной традиции в виде мифов, затем появились письменные памятники религии – священные книги.С разделением общества на классы и зарождением государственности возникли политеистические религии раннего классового общества. Выделилась особая социальная прослойка профессиональных жрецов и служителей культа, историческими предшественниками которых в первобытной религии были колдуны, знахари, заклинатели, гадатели, шаманы.Развилась система жертвоприношений, усложнились и приобрели большую социальную значимость религиозные культы, появились предназначенные для жертвоприношений и богослужений святилища (храмы), возникла система религиозного обучения и образования. Религия стала одним из институтов классового общества, защищавшим привилегии и власть вождя (князя) и приближённых к нему людей. С появлением профессионального жречества эта её функция ещё усилилась. Одновременно религия играла важную роль в организации и сплочении народных масс.В племенных культах доклассового общества боги выступали прежде всего как воплощение сил природы, а также моральных предписаний. В религиях рабовладельческого общества боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил.На дальнейшей ступени развития общества возник монотеизм – религия, при которой вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога.В религиях раннего классового общества сохранялись и многие традиционные культы, возникшие в родовом обществе: тотемистически окрашенные культы животных и растений, культ предков и...
Другие файлы:

Ранние религии: понятие, происхождение и характерные особенности
Религиозные представления на начальных этапах развития человечества. Длительный безрелигиозный период в истории жизни человечества. Бессилие первобыт...

Место и роль религии в духовном опыте человека и человечества
Оценка роли, возможности и перспективы религии в современном обществе. История возникновения и эволюции религии, ее место и роль в духовном опыте чело...

Иудаизм
Эта книга из серии «Современные религии» рассказывает об иудейской религии, распространенной в разных странах мира. Ее автор, известный советский исто...

Об атеизме и религии
В предлагаемый сборник вошли материалы, впервые публикуемые или печатавшиеся в изданиях, давно ставших библиографической редкостью. Здесь помещены мат...

Истории религии Месопотамии в книге Т. Якобсена "Сокровища тьмы: История месопотамской религии"
Определение в книге типологии шумерской религии и ее места среди древних мировых религий. Эволюция религиозных взглядов жителей Двуречья. Отношение че...