Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Принципы типологизаций религии

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
1 Принципы типологизаций религииИзучая природу и эволюцию религии, мы можем выделить два основных подхода - конкретно-исторический и теоретический. Задачей первого подхода является сбор фактов о прошлом религии, описание и анализ их, выяснение особенностей функционирования религиозных феноменов и конкретных социальных условий. Этим занимается собственно история религии. Второй подход, реализуемый через историософию религии, направлен на выяснение общей логики религиозного процесса, сравнение и классификацию религиозных феноменов, выяснение общих закономерностей, характеризующих эволюцию религии от примитивных форм к развитым религиозным системам мирового масштаба. При анализе эволюции религий необходимо учитывать и то, что религия существует в контексте сложной структуры общества, и трансформации этой системы естественно вызывают изменения и в религии в целом и ее отдельных элементов (культ, организация, вероучения). Таким образом, религия является не только историческим феноменом, но и социальным. Общественно-историческая природа религии выражается не только в том, как сохранились в ее новых формах прежние религиозные проявления, но и в исторической обособленности самого существования религиозных представлений в сознании людей. По мнению большинства религиоведов основные движущие силы эволюции религии находятся в ней самой. И эта эволюция характеризуется такими закономерностями как:
  • трактовка идеи сверхъестественного как абстрактного;
  • религиозный синкретизм (смешение, соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом процессе, например - японский синтоизм);
  • глобализация общественной жизни, глобализующая и религиозный процесс, что ведет к размыванию этнических границ религии (например -мировые религии);
  • этизация и индивидуализация религий (религии все более выступают как сверхъестественным образом санкционированные, моральные системы, акцентирующие внимание на индивидуальной жизни человека и межличностных отношениях);
  • повышение роли субъективного и сознательного факторов, деятельности творцов религии.
  • Изучение эволюции религии, модификации ее отдельных элементов с учетом ее социально-исторической природы предполагает сведение отдельных эмпирических данных в единую целостную теоретическую систему. В связи с этим возникает процесс о принципах типологизации религий (классификационные группы религий, выделяемые по общим для данных религий признакам). Проблема типологизации религий является одной из самых сложных в религиоведении теоретических проблем, поскольку ни один из предложенных принципов классификации не является общепринятым и имеет как свои преимущества, так и недостатки. Нормативные классификации (Ф. Аквинский, Э. Фромм, большая часть теологов) разделяют религии на истинные и ложные. Ф. Аквинский предложил разделять религии на природные, истины которых человеческий разум открывает самостоятельно и религии откровения, опирающиеся на божественную истину. Э Фромм, в зависимости от направленности религии либо на внеположенные ценности, либо на человека, различает религии авторитарные и гуманистические; Классификация, основанная на географическом расположении религиозных общин (в основном в работах по сравнительному религиоведению) имеет статистический характер, не раскрывая при этом сущностные аспекты религии. Чаще всего встречается следующее деление:
  • классические религии Древней Греции и Рима;
  • племенные культы народов Черной Африки;
  • религиозные системы Океании;
  • религии Африки (американских индейцев);
  • религии Индии (джайнизм, ранний буддизм, индуизм, сикхизм);
  • религии Ближнего Востока (зороастризм, языческие культы античности, иудаизм, христианство, ислам);
  • религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, махаяна, буддизм).
  • Этнолингвистический принцип классификации (Ф. Мюллер) основан на идее единства религии, языка и национальности, что привело ученых к сравнительному анализу мифологий. Ф. Мюллер пришел к выводу, что существует три языковых семьи, три расы и религии: семитская, арийская и туранская. Морфологический (эволюционный) подход к классификации религий (Э. Тайлор) основан на идее, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, причем каждая из них имеет четкие характеристики. К таким стадиям религиозной истории Э. Тайлор относит: анимизм, культ предков, фетишизм, идолопоклонство, тотемизм, политеизм и монотеизм. При этом исходной формой религии является анимизм. Феноменологический подход к классификации (Г.Ван дер Леув) основывается на содержательных характеристиках религии, выявляя формальное сходство религиозных структур. Отсюда и сформулированные типы религий: «религии борьбы» (зороастризм), «религии величия и унижения» (ислам), «религии любви» (христианство). Социологический подход к классификации (Р. Белла) основан на степени дифференциации системы религиозных символов. Изучая систему символов, религиозные действия, религиозные организации и социальные последствия Р. Белла выделяют пять этапов: примитивный (исчерпывается ритуалом и мифом), архаический (неолитические религии Африки, Полинезии и религии бронзового века), исторический (иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам), раннесовременный (протестантизм эпохи Реформации и другие схожие движения), современный (сдвиг к пониманию религии как поиску личностных этических принципов). В марксистской традиции выделяют несколько подходов (религии доклассового и религии классового общества; родоплеменные - национально-государственные и мировые религии). Многообразие предложенных классификаций еще раз доказывает сложность и неоднозначность изучаемого феномена - религии, калейдоскоп ее форм и способов функционирования. 2 Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий Проблема научного исследования древнейших этапов религиозного развития и реконструкции первобытных религиозных систем является одной из сложнейших в религиоведении, что связано как с временным отдалением (появление первоначальных религиозных верований датируется периодом верхнего палеолита - 40 тыс. лет до н. э.), так и с отсутствием, практически полным материальных и духовных свидетельств того времени. Несколько проясняют картину археологические находки, имеющие отношение к изучаемому периоду и исследования религиозных верований племен, живущих в наше время и находящихся на стадии первобытного развития. Большинство религиоведов выделяют следующие примитивные религиозные верования: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, земледельческий...
    Другие файлы:

    Религия как социальный феномен
    Предмет и объект социологии религии. Различные подходы к определению религии. Основные социологические теории религии. Социальные проявления и функцио...

    Происхождение и ранние формы религии
    Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. История возникновения религии и путь человеческого богопознания. Родоплеменные...

    Концептуальные идеи социологии религии М. Вебера
    Происхождение и значение религии в обществе. Анализ религии в социологической концепции Макса Вебера. Взаимодействие и влияние религии на общество. Ха...

    Философия религии Люблинской школы
    Автор анализирует философскую концепцию религии представителей Люблинской школы христианской философии (Польша). Раскрываются ее методологические осно...

    Философия религии
    Функции философской науки. Понятие явления религии, его структура и диалектика. Суть вопроса о первичности материи и сознания относительно друг друга....