Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Атеисты и верующие: взгляд на смерть

Тип: статья
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Атеисты и верующие: взгляд на смерть.Lady Evil, Flora, Berserk.1. Краткое описание проекта.Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у пользователей религиозно-философских ресурсов сети Интернет в зависимости от их мировоззрения.Проблема: Насколько мировоззрение может влиять на образ жизни человека и как варьируется понимание смерти у представителей различных религиозных и нерелигиозных течений.Актуальность: Рост эсхатологических настроений в обществе в связи с появлением новых информационных технологий, увеличением количества стрессовых ситуаций и смещением жизненных ориентиров населения.Цель: Выявить тенденции развития духовной жизни пользователей сети Интернет.Задачи:Выявить понимание смерти у посетителей религиозно-философских ресурсов сети Интернет; Обнаружить зависимость представлений о загробной жизни от мировоззрения респондента; Выявить отношение к смерти у приверженцев различных религиозно-философских систем; Сопоставить субъективные оценки респондентов с официальной точкой зрения, принятой в рамках данного мировоззрения. Объект исследования: Посетители религиозно-философских ресурсов сети Интернет, интересующиеся вопросами мировоззрения и уверенно относящие себя к различным религиозным и атеистическим течениям. Предмет исследования: Влияние мировоззрения на отношение к жизни и смерти.Гипотеза: Мировоззрение влияет на отношение к жизни и смерти, следствием чего являются различия в мотивации поведения индивидов с различными религиозно-философскими убеждениями.Метод: Интернет-опрос при помощи анкеты. Респонденту предлагается для заполнения html-форма, содержащая ряд вопросов, имеющих целью выявить особенности мировоззрения респондента и его субъективные взгляды на проблему. Выбор такого способа сбора данных объясняется наличием следующих факторов: экономия времени, денег, человеческих ресурсов, высокое качество собираемых данных, возможность индивидуальной обратной связи, отсутствие влияния интервьюера на респондента, относительная анонимность, располагающая к более откровенным ответам (вместо имен используются псевдонимы – ники; интервьюеры также используют ники), возможность для респондента самостоятельно выбрать время для заполнения анкеты. Всё это дает возможность получать более развернутые ответы при проведении опроса.Источники информации: Конспект лекций по предмету "Общая социология" преподавателя Фёдоровой О.К.; периодические издания "Социс (Социологические исследования)", "Вопросы социологии", "Вопросы психологии", "Вопросы философии", "Психологический журнал" и др., а также религиозно-философские ресурсы сети Интернет.2. Полное описание проектаПроблемная ситуация. Постановка проблемы.В связи с нестабильностью современной жизни растет количество тоталитарных религиозных сект, участились случаи суицидов. Зачастую люди не осознают, какие идеи и какое мировоззрение характерны для тех религиозных течений, к которым они себя причисляют. В связи с этим нередко их поведение не может быть адекватным мировоззрению, к которому они номинально относятся.Степень изученности проблемы.С момента появления Homo Sapiens проблема смерти и жизни после смерти волновала человечество. Об это можно судить по найденным древним захоронениям, по данным фольклористов, изучающих мифологию различных народов. С появлением монотеизма мифологические представления сменились представлением о рае и аде, бессмертии души и о посмертном воздаянии.С другой стороны, прогресс человеческого общества сопровождался появлением инакомыслия, возникновением течений, оппозиционных официальной церкви, в том числе и атеистических. В социологии проблема отношения людей к смерти изучена слабо. Одной из причин является то, что считается неэтичным задавать людям вопросы, связанные со смертью. Вопрос о жизни и смерти относится, скорее, к разряду философских и теологических. Тем не менее, в ХХ веке были предприняты попытки исследования отношения людей к смерти. Например, У. Шибл (W. Schibles) в своей работе "Death. An Interdisciplinary Analysis" (Wisconsin, 1974) приводит примеры опросников, позволяющих выявить отношение людей к смерти. В России тесты Шибла были использованы при проведении исследования отношения к смерти молодежи (май 1997 года, Тверской государственный технический университет), о котором пишет И.Н. Лаврикова в своей работе "Молодежь: отношение к смерти".[1] В частности, она пишет: "Был проведен социологический опрос, который стал источником любопытной информации, укрепившей меня во мнении, что отношение к смерти – верный индикатор отношения к жизни как конкретно-единичного человека, так и общества в целом."[1]Лавриковой были получены следующие данные. На вопрос "Что такое смерть?" были получены следующие ответы:"Переход в более совершенный мир" - 19,3%; "Процесс отделения души от тела" - 18%; "Прекращение биологического существования" - 12%; "Подведение итогов жизни" - 7,3%; Кроме того, среди ответов были и такие: "начало вечной жизни", "свобода", "жизнь после жизни".Согласно статистике, американские студенты чаще всего отвечают: "остановка функций человеческого тела, прекращение существования", "конец всего", "начало и конец одновременно". [1]В наличии души уверены 87,3% опрашиваемых, в бессмертие верят 36,7%, не верят - 44,7%, а 2% верят в бессмертие в детях и внуках. [1]Теоретическая интерпретация.Для начала обозначим мотивы, заставляющие людей задумываться над вопросами жизни и смерти. Мотивация респондентов: страх перед неизвестным, любопытство, подражание авторитетам, влияние окружения, попытки самоопределения и самоутверждения. На мотивацию влияет и социальный статус респондента, а также особенности его мировоззрения.Социальный статус - устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными правами, обязанностями и ожиданиями. Статус эквивалентен роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение. [2]Понятие социального статуса тесно связано с понятием социального института.Социальный институт – это относительно стабильная интегрированная совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют сферами социальной жизни (образование и культура, управление и право, религия, производство, и экономика, семья). Они нужны для удовлетворения потребностей человека и общества. Социальные институты подразумевают определенные нормы и санкции, а также включают в себя социальные организации.Проблематика нашего исследования связана с таким социальным институтом, как религия, поэтому мы рассматриваем только два социальных статуса – мирянин и служитель культа. Социальные ценности - значимость явлений и предметов в реальной деятельности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле – это нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктом общественного сознания. Ценности выстраиваются в определенную иерархическую систему, которая имеет ко...
Другие файлы:

Беседы с мастером ХОРА. Или Я - или весь Мир
"Или Я - или весь Мир. Это и вопрос, и ответ одновременно. Это, по сути, дзенский коан. Эта книга с самого начала необычна. Что такое Божественная спр...

Происхождение религиозных праздников и их вред
Описание: Что плохого в отправлении религиозных праздников и обрядов? — спрашивают верующие. — Люди одеваются в лучшие платья, идут в церковь. А там к...

Болезнь и смерть - зло или благо
Болезнь и смерть — зло или благо? (Взгляд науки и религии).— М.: Политиздат, 1983.— 93 с.— (Беседы о мире и человеке). Здоровье и физические недуги, ж...

Правда о штрафбатах
Штрафбат. У любого современного человека это название вызывает шок и ужас. Слова «штрафбат», «смерть», «унижение» и «бесчестье» для многих стали синон...

А смерть подождет
Что делать, если в лучших подругах у тебя смерть, а песня, спетая в твоем исполнении, является самым действенным способом убийства? Конечно же отправи...