Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Проблема толерантности в философии права В. С. Соловьева

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Проблема толерантности в философии права В. С. СоловьеваНазаренко О. В. (г. Краснодар)В последнее время поиски толерантности стали одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире проблем.Установление толерантных принципов в сфере межэтнических отношений — наиболее острая проблема. В разные эпохи она приобретала специфические оттенки, и региональные особенности. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения.Обращает на себя внимание тот факт, что в истории России проблема толерантности всегда находилась в сфере влияния государства и Православной церкви, она понималась, прежде всего, как терпимость по отношению к другой религии, другой культуре. Эта тенденция нашла свое отражение в социально-правовых концепциях русских философов, таких как П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, П.Б. Вышеславцев, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и др. Специфической чертой русской философии является приоритет православных ценностей над правовыми, и их влияние на формирование российской государственности. В частности, один из основоположников российской правовой теории К.А. Неволин, непосредственно исходил из базовых категорий православия.Важно отметить, что еще до возникновения теории права Православная церковь заложила основы национального самосознания, предопределившие специфику правосознания в России. Общепризнанна роль митрополита Иллариона (XII в.), создателя «Слова о Законе и Благодати», которое можно считать программным для русского национального самосознания. Предвосхищая выводы теоретиков философии права XIX-XX вв. он учил, что основой русского самосознания (следовательно, и основой права) должен быть не простой формализм закона, а благо бытия, исходящее от Бога, — благодать.Вся история развития российского общества, вплоть до революции 1917 года, развивалась сквозь призму православия, и проблема терпимости по отношению к другим конфессиям, культурам, этносам решалась и контролировалась государством и Церковью.В России эта проблема всегда была актуальной в связи с особым географическим расположением и обширным этническим составом России. Не теряет она своей актуальности и в наши дни. Как уже было отмечено, в истории России всегда имело значение соотношение религии и государства, религии и права, в связи с ее поликонфессиональностью. Уже само перечисление конфессий — буддизм, православие, ислам, наводит на мысль о не случайном образовании в России своеобразной правовой семьи. В конфессиональной основе российской культуры есть черты, предрасполагающие к диалогичности. Но, не смотря на присутствие множества конфессий, Россия общепризнанно считается именно православной державой и в вопросах взаимоотношений конфессий последнее слово всегда оставалось за православной церковью и государством. Проблема толерантности, в современном ее понимании, распространяется далеко за пределы взаимоотношений религиозных объединений. В этой связи интересен вывод протоирея Владимира Мустафина о том, что «в основе подлинной нравственности вовсе не обязательно лежит христианское вероучение, так как христианские нравственные основы имеют много общего с нравственным учением других религий"1. Особенно важно это применительно к существующим в России конфессиям, так как влияние конфессиональных установок и ценностей отражается не только на философско-мировоззренческих особенностях этноса, но и на его психологии, в том числе и на правосознании, на способности сосуществовать в едином обществе с другими нациями.В современном российском обществе проблема толерантности приобрела несколько иной характер, да и само понятие терпимости распространяется на более широкие сферы общества. Согласно Декларации принципов терпимости «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный дол...
Другие файлы:

Понятие толерантности
Сущность и история появления толерантности. Понятие толерантности согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСК...

Жизнь души или Размышления о философии В.С. Соловьева
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТРЕФЕРАТпо философии на тему: 2" Ж И З Н Ь Д У Ш И 3ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФИЛОСОФИИ 3В.С.СОЛОВЬЕВА".КРАС...

Основы философии
Мировоззрение и его структура. Общая характеристика русской философии. Проблема бытия в философии средних веков. Современная философия науки. Регуляти...

Содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Понятие "толерантность" в философском контексте. Формирование толерантности как педагогическая проблема. Специфика старшего дошкольного возраста. Орга...

Категорический императив нравственности и права
Книга доктора философских наук, профессора Эриха Юрьевича Соловьева, главного научного сотрудника Института философии РАН, посвящена морально-правовом...