Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Диалог церквей в Европе

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Диалог церквей в ЕвропеХайнц Иоахим ХельдВторая мировая война превратила Европу в груду развалин, повлекла за собой неизмеримые людские жертвы, нанесла ущерб культурному достоянию, разрушила доверие между людьми, привела к радикальным политическим изменениям. Ужасающие события имели глубокие последствия для всех стран Европы. Но два великих народа европейского континента больше всех пострадали от внутренних и внешних разрушений, вызванных господством насилия и ужасов. Это были подвергшийся нападению со стороны своего немецкого соседа и одержавший победу в тяжелой борьбе русский народ и запятнавший себя виной и позором народ Германии, проигравшей войну. Обе страны вынуждены были начинать строить свои отношения с самого начала.И все же невероятные усилия, потребовавшиеся для восстановления нормальной мирной жизни, не шли в сравнение с моральными требованиями, предъявлявшимися к обоим народам для того, чтобы после периода невероятной враждебности попытаться вновь заложить основы для взаимного примирения. <Холодная война> на много лет отсрочила политическую встречу и разумный диалог между правительствами. И именно Русская Православная Церковь и Евангелическая Церковь оказались первыми, решившимися в атмосфере всеобщего недоверия и страха сделать шаг навстречу друг другу, шаг, на который еще не были способны политики.ПредысторияУже в 1949 году между Церквами был установлен первый контакт с целью выяснения возможности взаимного посещения. В начале 1952 года в Москву по приглашению Патриарха Алексия I направился президент Управления внешних церковных сношений Евангелической Церкви в Германии Мартин Нимёллер. Общественности своей страны, которая с большой надеждой следила за его визитом, он рассказал, что Церковь в России жива. А еще через два года Русскую Православную Церковь смогла посетить целая делегация церковных деятелей из Восточной и Западной Германии под руководством доктора Густава Хайнемана, бывшего тогда президентом правящего органа Евангелической Церкви в Германии - Синода ЕЦГ - и ставшего впоследствии федеральным Президентом ФРГ. Из этого посещения немецкая делегация вынесла твердое желание и впредь поддерживать прочные церковные контакты.Первый визит представителей русского Православия в Германию состоялся в начале апреля 1955 года. По приглашению Евангелической Церкви в Рейнланде в Германию приехала делегация во главе с председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополитом Николаем (Ярушевичем). Состоялось первое церковное знакомство, были прочитаны богословские лекции. Ответный визит последовал в начале осени 1955 года. Немецкой делегацией руководил рейнский презес Генрих Хельд. Сопровождавшие его профессора евангелического богословия выступили с докладами в духовных школах Русской Православной Церкви. Была достигнута договоренность об обмене профессорами, первая группа которых прибыла из России в Западную Германию в июне 1956 года. В ходе этого визита ленинградский профессор Л. Н. Парийский передал своему боннскому коллеге Хансу Иоахиму Иванду каталог вопросов, которые, по его мнению, следовало обсудить в ходе богословского диалога между двумя Церквами.Желание церковного сближения и проведения богословских собеседованийВопреки царившей в тогдашнее время атмосфере политического недоверия, в ходе этих посещений и переговоров говорилось о более хорошем межцерковном понимании и о выяснении спорных богословских вопросов, которые существовали между двумя Церквами. Несомненно, трудно было не заметить, как актуальные политические события оказывали влияние на развитие церковных отношений. Мировой политический кризис вокруг Суэцкого канала и события в Венгрии поздней осенью 1956 года отсрочили ответный визит в Россию немецких профессоров. Только к Пасхе 1958 года удалось организовать поездку в СССР евангелических богословов во главе с вестфальским презесом Эрнстом Вильмом. Встречаясь с верующими во время богослужений, немецкие гости были потрясены готовностью к прощению со стороны тех людей, которым Германия причинила столько зла во время войны.Когда в октябре 1959 года в Германию вновь смогла приехать русская православная делегация, в Евангелической академии в Арнольдсхайне на Таунусе было положено начало официальному диалогу между двумя Церквами. Он получил название <Арнольдсхайнские собеседования>. Это был первый и до сих пор самый продолжительный богословский диалог, проводившийся в наши дни между Православной Церковью и Церковью лютеранской Реформации. Со стороны Русской Православной Церкви собеседования, как правило, проходили под руководством председателей Отдела внешних церковных сношений - митрополитов Никодима (Ротова), Ювеналия (Пояркова) и Филарета (Вахромеева).С 1959 по 1992 год, поочередно в обеих странах, было проведено двадцать богословских встреч. Эти двадцать диалогов включают в себя также семь встреч между Русской Православной Церковью и образованным в 1968 году в Германской Демократической Республике Союзом Евангелических Церквей ГДР. Начало встречам с богословами из ГДР было положено в 1974 году в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске (ныне - Сергиев Посад). Они оказались чрезвычайно плодотворными, продемонстрировав искреннюю человеческую близость между участниками, несшими церковное свидетельство в условиях социалистического общества (<Загорские собеседования>).Знакомство друг с другом во время богослуженийДля налаживания взаимопонимания в ходе всех собеседований большое значение имело взаимное посещение делегациями православных и евангелических богослужений. Ведь по-настоящему приблизиться к пониманию Церкви и ее богословия можно лишь познакомившись с ее молитвенной жизнью, ибо молитва служит источником любого богословского знания. Так православным наблюдателям, присутствовавшим на евангелическом лютеранском евхаристическом богослужении во время богословских собеседований в Киеве, с особой силой открылась близость обеих Церквей. Причем дело не только в одной и той же Библии, которой питается вера. Скорее всего, это одна и та же традиция совершения молитв и вознесения хвалы Богу, сохранившаяся в наших богослужениях со времен древней неразделенной Церкви.Именно поэтому при подведении итогов диалога в 1995 году представители обеих Церквей могли констатировать, что им удалось достичь действительного согласия как в вопросе о своей нерушимой связи со Священным Писанием, призванным служить мерилом учения и жизни Церкви, так и в признании большого значения церковного Предания.Вера и добрые делаВ ходе собеседований выяснилось, что наши Церкви пользуются разным богословским языком. Если мы хотим понять друг друга, мы должны узнать содержание терминов, используемых нашими партнерами по собеседованию, и сравнить его с тем, что вкладываем в эти же слова мы сами. Самое сложное, но вместе с тем и самое необходимое в диалоге - это умение поставить себя на место другого и постараться проникнуться его мыслями.Процесс познания друг друга начинается уже со слова <вера>, играющего главную роль в евангелическом богословии и благочестии. Под <верой> подразумевается не просто понимание и доверие. <Вера> для евангелического христианина служит воплощением живых, примиренных отношений с Триединым Богом, Который дарует нам силу Своего Духа, призывает нас и наделяет нас способностью быть Его соработниками в делании добра. Такой подход может объяснить православным действительный смысл учения Реформации об оправдании только верой. В любом случае, две Церкви достигли действительного согласия в том, что вера во Христа проявляется посредством жизни во Христе. Вера постоянно действует через любовь.Поэтому в ходе собеседований оказалось несложным найти общий язык в вопросе о большом значении добрых дел в жизни христианина. Это вытекает уже из широкой благотворительной деятельности, осуществляемой в Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии как отдельными лицами, так и церковными группами и организациями. Делегации смогли воочию убедиться в этом в ходе своих визитов.Святость и святыеНе возникло расхождения во мнениях также и в том, что мы, христиане, благодаря Таинству Святого Крещения получаем дар новой жизни в Боге и становимся на путь деятельного следования Христу. Полученное нами с Крещением призвание к святости направляет нас на каждодневную, непрерывную борьбу с грехом. И хотя греховность остается присущей нам до конца наших дней, путем действия Духа Святого в верующих происходит непрерывное обновление в смысле о...
Другие файлы:

Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки
Реформация в Европе, возникновение церквей. Английские революции XVII в. Европейский абсолютизм нового времени. Война за независимость английских коло...

Диалог как творческое взаимодействие
Организация диалога в образовательном процессе. Диалог как первичная форма речевой коммуникации. Специфика учебного диалога. Сотворчество учителя и уч...

Из истории саратовских церквей
Краткий иллюстрированный справочник по истории саратовских церквей. Включает интересные данные о соборах, церквах и монастырях. В книгу вошли также св...

Православная Церковь в Восточной Европе. XX век
Цель настоящей книги – познакомить широкую читательскую аудиторию с историей и современным положением Православных Церквей Восточной Евр...

Historical Dictionary of the Reformed Churches (Historical Dictionaries of Religions, Philosophies and Movements)
Описание: Традиционные реформатские церкви родилась во время протестантской реформации в Европе. Разнообразие в пределах этого семейства церквей. ин...