Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Религиозное сознание и средства массовой информации

Тип: доклад
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Религиозное сознание и средства массовой информации     Информация, как одно из непременных составляющих человеческой цивилизации и культуры, существует столько времени, сколько существует на земле человек. И первым ее, если так можно выразиться, "техническим средством" стал человеческий язык. Поскольку язык представляет собой воплощение мысли, то позволительно будет назвать информацию существенной частью человеческого мышления и одновременно способом передачи от личности к личности, от общества к обществу, от поколения к поколению многообразных сведений и разностороннего опыта, в том числе религиозного. В дописьменную эпоху устная речь - слух, весть о событиях ближних и дальних в пространстве и во времени были главным видом и средством информации.      Изобретение письменности существенно изменило и расширило информационные возможности. Древние слова "весть", "вести", "вещание" из времен дописьменного языческого существования славянства, сохранились и были использованы уже в языке кирилло-мефодиевских переводов Евангелия и богослужебных книг. Русский народ получил письменность одновременно с Крещением и с пониманием того, что Евангелие и есть в переводе с греческого "Благая весть", свидетельство о Спасителе мира - информация, изменившая судьбы миллионов людей.      Современные исследователи отмечают, что в древнерусской литературе представлены в основном жанры документально-информативные, сообщающие факты: летописи с их ежегодным "обзором событий", жития - биографические сказания о святых, хождения и т.д.      Однако в Новое время взаимоотношения религиозного сознания и средств информации изменились и осложнились. Секуляризация русского общества в XVIII-XIX веках привела к появлению информации антиклерикальной, а со временем прямо антирелигиозной. Изобретение новейших технических средств, газеты и журналы с их массовыми тиражами, радио и в особенной степени телевидение в последние несколько десятилетий существенно уплотнили так называемое "информационное поле". К концу столетия оно стало настолько активным, агрессивным и "пестрым" по содержанию и целям, что у значительной части человечества появилась новая задача - создания средств защиты от излишних и нежелательных информационных потоков. Действительно, то, что сейчас льется с телевизионных экранов, из радиоприемников, со страниц огромного количества газет и журналов, в большинстве своем отнюдь не направлено на укрепление религиозных, культурных, нравственных и национальных ценностей и традиций. Разрушительные тенденции, особенно видны на телевидении, - по той простой причине, что светящийся экран, вошел сейчас под кровлю едва ли не каждого дома, занимая в нем все большее и большее место.      О телевидении, о его отношении к православному сознанию, к жизни Церкви и ее культуре и хотелось бы поговорить.      Разумеется, телевидение - это не только то, что зритель видит на экране. За экраном находится большое "подводное царство" с огромными деньгами и самыми разными интересами. И среди тех немногих внутренних сил, которые призваны противостоять на телевидении нравственному и художественному распаду, должно было бы явиться прежде всего православное телевидение. В России, где проживает огромное количество православных, Церковь, к сожалению, пока не имеет возможности иметь свой канал телевизионного вещания. Но, разбросанное по разным программам, выходящее в мало удобное эфирное время, очень неровное по интеллектуальному и художественному уровню передач - православное телевидение, тем не менее, все же существует.      У него очень много проблем. Перечислю хотя бы некоторые. Одна из них, как это ни парадоксально, - неприятие или игнорирование этих передач со стороны части православной интеллигенции, духовенства и мирян. Есть в православной среде принципиальные противники любой формы телевизионного вещания как априори греховного по своей сути. Однако не сами по себе техногенные информационные средства, но люди, стоящие за ними, ответственны за то, что появляется на экране. Сами же технологии - будь то книгопечатание или Интернет - нейтральны по отношению к добру и злу. Априори негативный взгляд не выдерживает серьезной критики и напоминает, например, неприятие книгопечатания в Москве в XVI веке как дела нечестивого или героиню Александра Николаевича Островского из пьесы "Гроза" и ее сравнение паровоза с бесом, с подробным рассказом о том, как он перебирает лапами во время движения.      В последнее десятилетие возникла еще одна проблема. Начавшийся с перестройкой и гласностью интерес и даже определенная мода на церковную тематику совпали с набравшим силу и обрушившимся на беззащитные головы постсоветских российских зрителей грязным потоком зарубежной и новой отечественной продукции - порнографии, насилия, мещанской безвкусицы и дешевой "развлекаловки", что сделало пребывание в приличной семье телевизора и морально заразным, и социально опасным. Как раз в это время во многих православных домах, особенно там, где есть дети, просто перестали держать телевизор.      Но одновременно в эфире впервые возникают передачи о жизни Церкви, ее истории и культуре. На телеэкране появляются епископы и священники, которые могут свободно говорить слово правды о вере Христовой. Десяткам миллионов людей открылась красота и сила православного богослужения. Появилась невиданная по размаху возможность церковного миссионерства и просвещения. Во многом именно благодаря телевидению -правда, не без некоторых политических издержек, быстро изменился сам климат в отношении общества к верующим соотечественникам. Итак, ситуация раздвоилась: иерархи Русской Церкви благословляли возникавшие одна за одной православные передачи, а часть паствы выбрасывала на городские помойки, как заразные предметы, телевизионные приемники. Но думается, что столь радикально негативная позиция по отношению к телевидению характерна в основном для больших городов, где Православие и культура являются неотъемлемой частью бытовой жизни города с его храмами, музеями, концертными залами. А в провинции вопрос о духовной и культурной пище стоит значительно острее и ее нехватку вполне мог бы компенсировать именно телеэкран. Однако, что касается религиозного просвещения и воспитания - тут возможности телевидения используются до обидного мало.      Потоки же нежелательной информации необходимо решительно обрывать с помощью пульта управления. Думается, есть вынужденный резон научиться выбирать зерна нужного и насущного из шелухи и плевел и в наших отношениях с телевизором, а также научить этому наших детей.      Между тем, когда прошла эйфория новизны, перед православными программами телевидения жизнь поставила немало вопросов. Идея созданиея отдельного православного телевизионного канала возникла и тотчас заглохла по прозаической причине нехватки средств. Действительно, отдельный канал требует немыслимых затрат, которые могут быть восполнены или рекламой, или государственного масштаба финансированием. Есть еще третий вариант - сделать такой канал платным и, возможно, нашлось бы много желающих стать его абонентами, но по целому ряду причин и этот вариант пока не проходит. Вероятно, какое-то время нам придется смотреть все, что относится к Православию по разным программам, и, к сожалению, в очень небольшом количестве.      Каким же видится существующее православное телевидение на данный момент и в ретроспективе его недолгой истории? В чем его сила и слабость, каковы ближайшие его задачи и каковы перспективы использования телевидения в деле церковного просвещения?      В телевидении, как коллективном виде творчества, результат зависит от согласованных усилий немалого количества людей - сценариста, режиссера, оператора как основных создателей передачи, от уровня работы звукорежиссера и даже от инженерного обслуживания монтажа. В применении к православной передаче, отношение к Церкви и причастность к ней тех или иных участников творческого процесса, не подменяя их профессиональных качеств, являются, по моему убеждению, важным, а подчас и решающим фактором творческой удачи или неудачи. С другой стороны, никакое личное благочестие не может заменить и не заменяет знания, талант, профессиональный опыт. В данном случае творческий процесс напрямую связан с проблемой сочетания профессионального мастерства и православного сознания.      Неприемлема также, на мой взгляд, встречающаяся в православной среде крайность - умиление и одобрение авансом любой передачи только за то, что она "про Церковь".      Приступая к анализу некоторых телевизионных циклов, истории их становления, не претендуя на полноту картины, опираясь также на собственный режиссерский опыт при создании передач на церковную тематику в рамках цикла "Голос из провинции" (ВГТРК, 1993-1995 гг.), хочу сказать о том, что из увиденного особенно запомнилось в достоинствах своих и недостатках.      Для удобства дальнейшего изложения позволю себе уточнить терминологию и разделить этого рода передачи на три типа: первый - передачи "о Православии", второй - передачи "для православных" и, наконец, третий - "православные передачи". При кажущейся близости и возможных полных или частичных совпадениях выделенных типов, их названия, на мой взгляд, способны отразить совершенно различные реальности.      Передачи "о Православии" могут быть сделаны и делались абсолютно посторонними этой религии людьми. При добросовестно...
Другие файлы:

Религиозное сознание
Предпосылки и условия возникновения религиозного сознания. Становление и эволюция представлений о сверхъестественном. Религиозное сознание: объект отр...

Средства массовой информации и ребенок
Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМ...

Средства массовой информации в системе социального воспитания
Представление о современных средствах массовой информации, их виды, функции и основная аудитория. Влияние телевидения на общественное сознание. Взаимо...

Региональное политическое сознание и средства массовой коммуникации
Российское политическое сознание на рубеже XX-XXI веков. Региональный политический процесс и его специфика. Тенденции регионального политического проц...

Медиа-терроризм. Терроризм и средства массовой информации
Книга одна из первых отечественных изданий о медиа-терроризме, который является ведущей, определяющей формой современного терроризма. Терроризм 21 век...