Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Предмет и место в системе знаний

Тип: реферат
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Предмет и место в системе знанийЯблоков И.Н. д-р филос. наук Есть такие философские направления, которые не признают существования философии религии в качестве относительно самостоятельной области философского знания, поскольку оно, по мнению представителей этих направлений, не компетентно в решении проблем религии. Такая точка зрения снижает возможности философии в познании многообразных явлений культуры, да и не соответствует истории: исторически философия всегда делала предметом рассмотрения религию.Философия религии не представляла и не представляет собой некоего монообразования, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, соотношения философии религии и доктринального (кредового) вероучительного пласта религий, от предпочтений того или иного мыслителя.Философия религии представала и предстает в разных видах. Как разрозненное множество философских высказываний о религии, принадлежащих различным философским течениям, философам, культурам. В этом виде философия религии выступает как нечто несистематизированное. Сами высказывания могут быть плодотворными, но общая картина философских размышлений о религии воссоздается в результате реконструкции. Ее производит или сам автор или исследователи его творчества. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина, самостоятельное построение, не вплетенное в общефилософский контекст.Философию религии можно рассматривать в контексте четырех областей знания: философии, религиоведения, конкретных наук, делающих религию объектом исследования в определенном аспекте, в соотношении с. теологией.Природа и строение философского знания в целом являются предметом дискуссии. В частности, обсуждается вопрос о единстве философии и возможности членения ее на относительно самостоятельные разделы. Одни полагают, что идея единства не совместима с последним, а позволяет только выделять “срезы” — онтологический, гносеологический, социально-философский и пр. Другие считают, что единство философского знания не исключает, но предполагает его дифференциацию. Вторая точка зрения представляется более плодотворной.В изданных за последние годы многочисленных учебниках и учебных пособиях по философии выделение разделов производится на разной основе. Не включаясь в дискуссию о их правомерности, нельзя не заметить, что в большинстве издании про философию религии как раздел философского знания, к сожалению, забывают. Можно принять точку зрения, согласно которой в философии выделяются относительно самостоятельные разделы: метафизика, онтология, социальная философия, философия истории, философская антропология, гносеология, логика, философия языка, философия религии, эстетика, философия права, философия политики, философия науки, философия культуры. В этом ряду философия религии предстает в качестве полноправного раздела, как одна из специальных философий, имеющая свой предмет, отличный от предметов других областей философского знания.Некоторые авторы полагают, что философия религии появилась вместе с философией как своеобразным способом осмысления мира, прежде всего, в античности. Другие исследователи считают, что философия религии возникает в новое время в ходе секуляризации, освобождения философии от теологии, когда философия перестала быть служанкой теологии. Вторая точка зрения представляется предпочтительней; применительно к более ранним периодам истории уместно говорить о развитии философских знаний о религии. Экспликация философии религии как специальной предметной области философского знания происходит в XVII-XIXвв. благодаря трудам философов Б. Спинозы, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера, философов И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Гартмана, теолога и историка религии К. Тиле, теолога и философа С. Кьеркегора, философа В. С. Соловьева и др.В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-либо субординирующего принципа - натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т. д.От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Ее образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), человеке (антропология), об обществе (социология, историософия ), о познании (гносеология и эпистемология), ценностях (аксиология). Религиозная философия делает объектом рассмотрения и религию, разумеется, на базе своего решения онтологических, антропологических, гносеологических и других проблем. Значит, правомерно различать внерелигиозную, светскую и религиозную философию религии. Некоторые представители последней полагают, что философия религии не может быть внерелигиозной, если хочет быть адекватной своему предмету. Вряд ли такая категоричность правомерна: история показывает, что внерелигиозная (разумеется, высокопрофессиональная) философия религии получала и получает эвристически весомые результаты в познавании, понимании и объяснении религии.В настоящее время в качестве проблемных областей философии религии можно выделить:выявление статуса философии религии в общей системе философских, религиоведческих и иных знаний, определение специфики философского осмысления религии, решение вопроса о философских методах постижения объекта и т. п. (круг метапроблем по отношению к самой философии религии); рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания, закономерностей его развития, места религиоведения в ряду наук (круг метапроблем по отношению к религиоведению как научной дисциплине); анализ различных (многообразных) вариантов раскрытия сущности религии, нахождение принципов подхода к ее определению, наконец, формулирование философского определения понятия религии; выявление онтологических основ религии в бытии Космоса, планеты Земля, человечества, этноса, отдельного человека и т. д., анализ гносеологических предпосылок религии; изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании (своеобразия субъекта, объекта, форм и результатов познания); исследование религиозного мировоззрения, разных типов и видов, религиозных верований, понятий,представлений, суждений, высказываний, структур умозаключений, языка религии, теистических учений о Боге, обоснований его бытия и т.д.; выявление содержания и специфики религиозной философии — религиозной метафизики и онтологии, эпистомологии, историософии, антропологии, этики и т. д. Видимо, можно сказать, что в философии религии исходным и главным является анализ религиозного сознания на основе перечисленных аспектов в единстве с языком религии; изучение религиозных верований (знаний, способов их присвоения, индиви-дуации), суждений (догматов, вероучительных положений), понятий, а также отличий этих компонентов религиозного сознания от веры, верований, понятий в других формах сознания. В то же время важно рассмотреть как религиозное сознание выражается в практике религиозных людей. В связи с. этим немаловажной задачей является раскрытие семантики естественных и искусственных языков в религии, а также символики культа, религиозного искусства, архитектуры, пространства и времени.Обозначенные предметные области входят в современную философию религии. В истории же философия включала и такие знания о религии, которые с современной точки зрения не имели философского статуса, — исторические, психологические, географические, лингвистические и пр. Лишь по мере предметного самоопределения философии в целом и философии религии, в частности, удалось сформулировать указанные предметные области. Что же касается другого рода знаний, то они нашли свое место либо в иных разделах религиоведения, либо, в...
Другие файлы:

Теория организации ее предмет и место в системе научных знаний

Предмет и задачи юридической психологии
Методологические основы и структура современной юридической психологии. Основные категории юридической психологии. Место юридической психологии в сист...

Философия информации
Проблемы определения термина "информация". Математические, семантические, философские взгляды, формирующие концепции теории информации. Объект и предм...

Предмет и методика налогового права
Налоговые отношения как предмет налогового права. Место налогового права в правовой системе России. Публичные цели налогово-правового регулирования. П...

Психология как наука и область гуманитарной практики. Объект и предмет психологии
Место психологии в системе наук. Методы получения знаний в житейской и научной психологии: наблюдение, размышление, эксперимент. Отрасли психологии: д...