Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Технология разработки программного продукта

Тип: курсовая работа
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Создание электронного учебника "Визуальные и не визуальные компоненты Delphi". Основные требования к организации интерфейса. Логическая структура и технические средства. Аппаратно–программный комплекс. Применение программы, тестирование и отладка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Понятие компонента является фундаментальным для Delphi. Без компонентов все преимущества визуальной разработки приложения исчезают и говорить становится не о чем. Поэтому соберите все силы и внимательно прочитайте этот раздел, пытаясь усвоить не только формальную сторону вопроса, но и саму суть понятия компонента.

Существует два взгляда на компоненты.

Взгляд снаружи, точнее -- из визуальной среды разработки. С этой точки зрения компоненты -- это самодостаточные строительные блоки, которые вы берете из Палитры Компонентов и переносите на форму для создания собственно приложения. Примеры компонентов вам известны: это кнопки, метки, строки редакторов и т. д.

Существует еще и взгляд изнутри, т. е. взгляд из программы на языке Object Pascal. С этой точки зрения компоненты -- это классы, порожденные прямо или косвенно от класса TComponent и имеющие опубликованные (published) свойства. Экземпляры компонентов -- это объекты этих классов, существующие в качестве полей формы. Среди опубликованных свойств компонентов обязательно присутствует имя (Name), под которым экземпляр компонента представляется в Инспекторе Объектов.

Объединение этих двух точек зрения дает цельное представление о том, что такое компоненты. При работе с компонентами из визуальной среды вы всегда видите их лицевую сторону. Однако как только вы начинаете писать обработчики событий и управлять компонентами программно, вы соприкасаетесь с программной стороной компонентов, суть которой -- объекты. Таким образом, Delphi обеспечивает симбиоз визуального и объектно-ориентированного программирования.

При анализе структуры компонента обнаруживается, что его природа троична и лучше всего описывается формулой:

Компонент =состояние (свойства)+ действия (методы)+ обратные связи (события)

Состояние компонента описывается его свойствами. Свойства -- это атрибуты компонента, которые определяют, как компонент отображается на экране и как функционирует. Свойства бывают изменяемые (для чтения и записи) и неизменяемые (только для чтения). В зависимости от времени установки свойства подразделяются на свойства времени проектирования (design time) и свойства времени выполнения (run-time). Первые устанавливаются для каждого компонента в Инспекторе Объектов и определяют начальное состояние компонента. Во время выполнения приложения эти свойства могут быть изменены операторами программы, соответственно изменится вид и поведение компонента. Вторая группа -- это свойства, которые не отражены в окне Инспектора Объектов и управлять которыми можно только из программы. С точки зрения языка Object Pascal суть различия между свойствами времени проектирования и свойствами времени выполнения совсем проста -- первые объявлены в своем классе в секции published, а вторые -- в секции public.

Действия, выполняемые компонентом, -- это его методы. Вызовы методов компонента помещаются в исходный код программы и происходят только во время выполнения приложения. Методы не имеют под собой визуальной основы.

Обратные связи компонента -- это его события. События обеспечивают интерактивность компонентов, благодаря им приложение на Delphi строится как программный автомат. В Object Pascal нет специальных языковых средств для представления событий, да они и не нужны, поскольку события реализуются с помощью свойств, содержащих указатели на методы.

Все множество компонентов подразделяется на две группы: визуальные и невизуальные компоненты.

Визуальные компоненты (visual components) -- это управляющие элементы пользовательского интерфейса (controls), т. е. кнопки, метки, блоки списков и др. Они видны на экране и выглядят одинаково на стадии проектирования и во время работы приложения. В этом их главное достоинство.

Невизуальные компоненты (nonvisual components) -- это, так сказать, бойцы невидимого фронта, они работают, но сами на экране не видны. К невизуальным компонентам относятся таймер, компоненты доступа к базам данным и др. На стадии проектирования невизуальный компонент представляется на форме небольшим значком. Его свойства устанавливаются в Инспекторе Объектов. Некоторые компоненты хотя и являются невизуальными, могут что-нибудь отображать на экране. Например, невизуальный компонент MainMenu отображает на форме строку главного меню, а невизуальный компонент OpenDialog -- стандартное диалоговое окно выбора файла.

Для изучения компонентов Delphi используется большое количество книг, например: книга Фараонова [1] и Культина [2].

1. Постановка задачи

Задача курсового проекта - должна включать разработать электронный учебник «Визуальные и не визуальные компоненты Delphi», позволяющий получить теоретические навыки, освоить программу на примерах и пройти тестирование.

Электронный учебник состоит из следующих разделов:

- теоретическая часть: включает в себя материал, необходимый для освоения некоторых компонентов Delphi;

- эмуляция, которая позволяет на наглядных примерах изучить возможности программы. Эмуляция включает два примера работы.

К программе нужно оформить пояснительную записку, включающую в себя описание программы, обоснование данной темы, а так же разделы теория и практика, содержащие HTML документы и раздел эмуляция.

Требования к программе:

- в программе необходимо использовать дополнительные компоненты из библиотеки скинов Alphaskins(sbutton, slable, sTreeView, и другие);

- для улучшения чтения информации предусмотреть размещение компонента Webbrowser с отображением HTML - файлов;

В качестве основного языка программирования использовать Delphi. Для представления теоретического и практического материала использовалась программа из пакета MS Office - FrontPage2007.

2. Вычислительная система

2.1 Программные средства

Заданием по курсовому проекту было разработать программу на языке программирования Delphi. Программа рассматривалась в рамках изучения курса «Технология разработки программного продукта».

Программу можно реализовать с использованием различных программных средств, например c помощью языка HTML можно создавать и обрабатывать формы, управлять шрифтами, отображать информацию в виде таблиц. HTML является языком браузера. HTML - это язык, предназначенный для разметки Web страниц на которых предоставляеться инвормация в Internet.

Для реализации тестирования существуют свои компоненты. Основное достоинство создания учебника в html - это отсутствие необходимости подгона размеров страниц под разрешение экрана. Минусом является небольшой выбор компонентов;

В программе будут использоваться следующие основные компоненты: sButton, sGroupBox, sEdit, MediaPlayer, image, sTreeView, Timer, WebBrowser, sPanel, sSpeedButton, sMemo, MainMenu .

Для лучшего оформления интерфейса использовалась библиотека скинов Alphaskins.

2.2 Технические средства

Для тестирования можно использовать две формы построения, это:

- открытая форма, когда по условию задания пользователь должен дать произвольный ответ на вопрос;

- закрытая форма, когда пользователю предлагается на выбор несколько вариантов ответов.

Отличие этих форм заключается в использование различных компонентов в среде Delphi. Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.

Виды тестирования:

- множественный выбор - пользователю необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка;

- альтернативный выбор - пользователь должен ответить «да» или «нет»;

- установление соответствия - пользователю предлагается установить соответствие элементов двух списков;

- выбор картинок - пользователь должен выбрать одну из нескольких изображений;

- свободное изложение - пользователь должен самостоятельно дать ответ на оставленный вопрос (нет не каких вариантов ответа);

- дополнение - пользователь должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений.

В курсовом проекте используется стандартное тестирование. В нем пользователю предлагается выбрать один из четырёх ответов.

При окончании прохождения теста пользователю выводиться оценка. При выборе правильного ответа в sGroupBox переменная целого типа увеличивается на единицу. При нажатия на кнопку «далее» происходит смена вопроса и значения в sGroupBox. Тестирование реализуется с помощью оператора условного перехода IF.

Минимальные системные требования подобраны для Windows XP. Для нормальной работы программы на жёстком диске необходимо 750 МБ свободного пространства. Для программного продукта необходимо 128 МБ ОЗУ, потому что в программе содержится большое количество графических изображений и текстовых документов. Поскольку в программе присутствуют графические файлы, то необходима видеокарта с размером ОЗУ 32 МБ

2.3...

Другие файлы:

Анализ рыночной новизны программного продукта банка
Характеристика программного продукта и стадии их разработки. Определение трудоемкости разработки. Расчет состава группы исполнителей. Построение сетев...

Разработка программного продукта, автоматизирующего бизнес-процессы бухгалтера-учетчика финансово-расчетных операций
Анализ требований к программному продукту. Требования к информационной и программной совместимости. Проектирование архитектуры программного продукта....

Этапы разработки программного продукта
Технологии разработки программного обеспечения. Процедура постановки задачи, определения требований. Последовательность действий логической, разветвле...

Расчет экономических показателей программного продукта
Обоснование сметной стоимости программного продукта. Трудоемкость разработки ПП. Затраты на материалы и покупные комплектующие изделия, оплату труда и...

Технико-экономический анализ и обоснование рыночной новизны программного продукта
Характеристика программного продукта и стадий разработки. Расчет затрат на разработку и договорной цены, эксплуатационных расходов, связанных с исполь...