Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами

Тип: учебное пособие
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Назначение, краткая характеристика и требования к системам проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами. Обзор компьютерных дистанционных технологий обучения. Возможности системы управления контентом. Мультимедиа компоненты.
Краткое сожержание материала:

6

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева

РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Учебное пособие «системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами и методика применения мультимедийных средств в профессиональной деятельности»

Новомосковск

1. Назначение, краткая характеристика и требования к системам проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами

В российском обществе происходят кардинальные изменения, которые неизбежно влекут за собой перемены в системе профессионального обучения.

Обучение (преподавание+учение) - целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, в результате которого обучающийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личные качества.

Качество профессиональной подготовки зависит от обоснованности и глубины связи трех основных составляющих:

ю Цели обучения (для чего учить).

ю Содержания обучения (чему учить).

ю Принципов организации учебного процесса (как учить).

Качество профессиональной подготовки зависит и от выбора технологии обучения. Наиболее перспективны компьютерные технологии, которые предусматривают:

ю Обучение с использованием авторских курсов преподавателей на «твердых» и электронных носителях.

ю Обучение через сеть Интернет, включая видеоконференции.

Эти технологии можно с успехом применять в сфере очного, заочного и дополнительного образования; в сфере переподготовки и аттестации кадров работников образования; создания компьютерных обучающих комплексов для учащихся школ и ВУЗов; подготовки систем дистанционного обучения.

Задача дистанционного обучения - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым пользователем.

Можно сформулировать базовые принципы, на основе которых создаются системы дистанционного обучения.

ю Во-первых, доступность обучения. Процесс обучения может начинаться когда угодно (когда есть время); длиться сколько угодно (сколько есть времени и сил); он может быть внезапно прекращен или прерван, например срочный телефонный звонок, и может быть продолжен с любого места. При этом могут учитываться субъективные особенности обучаемых пользователей: начальные знания, специфика освоения материала и т. д.

ю Во-вторых, радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия.

Среди форм представления и организации информации в соответствии с требованиями современных технологий интенсификации обучения можно выделить:

ю Использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации: - мультимедиа. Мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления».

ю Нелинейную форму организации материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязи ее различных аспектов. Такой подход позволяет в максимальной степени приблизить процесс передачи знаний к естественному общению и обеспечить адаптивность траектории обучения.

ю Присутствие большого количества справочной информации, причем именно в дополнительной, сопровождающей форме, когда обучаемый видит основной предмет изучения в окружении каких-либо других узлов, т. е. любой вопрос (тема, проблема, аспект, идея, документ) всегда оказывается связанным с другими вопросами. Пользователь может не учитывать эту информацию, но она ему предоставляется, причем именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно его интересующим. В целом такая система заставляет пользователя учитывать, что интересующая его тема может иметь еще какие-то аспекты.

В мировой практике наиболее перспективным способом организации разнородной информации признана гипермедийная технология. Главными ее достоинствами являются, с одной стороны, ориентация на создание информационной среды, объективно отражающей практически любую предметную область, с другой - возможность адекватного представления всей взаимосвязи различных аспектов. Характерным примером ее использования является популярная World Wide Web - гигантская гипермедиа-паутина, которую можно (в контексте задач обучения) рассматривать как интеллектуальную надстройку над информационным банком глобальной сети Интернет.

ю В-третьих, достоверность сертификации знаний. Если раньше это вверялось в руки преподавателей, которые в ходе личной встречи добивались того, чтобы студент привел багаж своих знаний в соответствие с выставляемой оценкой, то в системах дистанционного обучения при сертификации знаний очного контакта, как правило, нет. Поэтому методики сертификации знаний существенно отличаются от методик, используемых при очном обучении. Наиболее распространенными здесь являются методики, основанные на тестировании, которые используются в практике очного образования скорее как дополнительные. Здесь они - основные.

Любые компьютерные технологии обучения предусматривают наличие учебного мультимедийного учебно-методического курса. Наиболее жесткие требования предъявляются к курсу, предназначенному для дистанционного обучения. Он, как правило, состоит из:

ю Информационных ресурсов.

ю Средств общения.

ю Систем тестирования.

ю Системы администрирования.

Важнейшим компонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы, т. к. в них сосредоточена содержательная часть - контент (content). Контент включает:

ю Учебный материал (конспекты лекций, демонстрационные материалы и т. п.).

ю Дополнительные информационные материалы (комментарии преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т. п.).

ю Библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web_ресурсов по теме курса и т. п.).

ю Предметный и / или тематический словарь (глоссарий).

ю Программу обучения (академический календарь) и т. д.

Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого с учебным центром, с преподавателем и с другими обучающимися. Организация эффективных средств общения позволяет не только компенсировать отсутствие непосредственного контакта преподавателей и студентов между собой, но и, по возможности, придает новые качества их общению. Наиболее часто здесь применяют электронную почту e-mail (особенно рассылки), доски объявлений, виртуальные конференции, видео - и аудиотрансляции, виртуальные семинары и обсуждения. Базовые механизмы, за счет которых можно организовать эффективные средства общения, условно разделяют на асинхронные и синхронные, которые получили название offline и online соответственно.

Асинхронные средства не требуют у обменивающихся сторон постоянного соединения. К таким средствам можно отнести: e-mail и построенные на основе e-mail автоматические рассылки (так называемые mail-lists), доски объявлений типа Bulletin Board System (BBS), offline_конференции типа «эхо» FidoNet и т. п. С развитием телекоммуникаций роль таких средств снижается. Однако при низком качестве телекоммуникаций их использование - единственное, что позволяет сделать систему дистанционного обучения эффективнее.

Синхронные средства предполагают одновременные согласованные действия сторон - один говорит, другой слушает в то же самое время. Все online_средства предполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются на сервисах, существующих в сети Интернет.

Система тестирования должна обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дать объективную оценку обучаемого, на основании которой происходит выдача дипломов или сертификатов. Здесь очень важен вопрос о защите данных. Необходимо применять средства идентификации и аутентификации обучаемого. Они затрудняют подмену и искажение результатов тестирования. Система тестирования включает:

ю Средства обработки результатов тестирования.

ю Интерактивные тесты.

ю График прохождения тестов.

Система администрирования обеспечивает доступ к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным анкетам и пр.

На мировом рынке имеется большой выбор программных продуктов, позволяющих обеспечивать весь цикл разработки учебных материалов для мультимедийных учебно-методических курсов и управления процессом дистанционного обучения.

Можно с...

Другие файлы:

Создание дистанционного учебного курса CMS Joomla
Системы создания и управления мультимедийными дистанционными учебными курсами. Настройка и установка на сайт шаблонов системы Joomla, его возможности...

Системы проектирования и управления мультимедийными учебно-методическими курсами
Обучение (преподавание+учение) – целенаправленный, организованный процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, в результате которого обучающийся...

Направления развития организационного проектирования
Эволюция подходов к проектированию системы управления персоналом. Понятие и сущность организационного проектирования. Организационное проектирование с...

Учебно-методическое пособие для курсового проектирования по дисциплине «Системы автоматизированного проектирования модулей рэс» для студентов специальности «Моделирование и компьютерное проектирование рэс» дневной и заочной форм обучения

Менеджмент в электроэнергетике
Сущность понятий "управление", "менеджмент" и "системы управления". Цель как основа проектирования, функционирования и развития системы управления пре...