Разработка подсистемы учёта и поиска электронной литературы
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Работа с учебной литературой сопряжена с рядом трудностей. По мере увеличения фонд библиотеки становится все менее обозримым, и задача управления фондом, контроля за его состоянием выдвигается на первый план. Распределение учебной литературы для выдачи, особенно если одни те же издания используются одновременно по разным дисциплинам и специальностям, требует массу времени и напряжения. Единственный способ решения данной задачи - обращение к средствам вычислительной техники.
Электронной книгой (документом) называют цифровую версию печатного издания, "которая может отображаться и храниться на специальных устройствах для их чтения, равно как на обычных ПК". Такие версии создаются в качестве "сохранных копий" уже существующих бумажных книг и становятся частью электронных библиотек, множество которых можно найти сейчас в Интернете. Существуют, однако, книги, изначально создающиеся в цифровом формате.
Многие технологии, обеспечивающие работу электронных библиотек (ЭБ), еще находятся в стадии освоения; до сих пор нет однозначного определения ЭБ - многие библиотекари готовы назвать электронной библиотекой как один CD-ROM, так и Интернет в целом, и, кстати, это не так уж неверно. Первоначально понятие электронных библиотек напугало библиотекарей и многие стали увязывать появление и развитие ЭБ с постепенным исчезновением печатных документов и с будущим крахом бумажных изданий. Конечно, ЭБ никогда не упразднят печатный фонд, более того, они его дополняют, сохраняют и развивают. Для конкретных библиотек ЭБ - одновременно и часть фонда, и новый элемент информационных технологий, вот почему простому библиотекарю иногда бывает сложно это понять. Но с каждым годом понимание усиливается; сегодня в проекты электронных библиотек вовлечено множество библиотек. Пришло понимание, что ЭБ, как и Интернет существенно расширяют спектр обслуживания для пользователей библиотек и создают предпосылки для нового, качественного преобразования библиотек в общественные центры информационного общества. Наряду со все еще остающимися рутинными процессами и бюджетными проблемами, библиотеки находят свой интерес, видят свою перспективу и перспективу для своих пользователей.
Целью написания данного курсового проекта является создание подсистемы учета и поиска электронной литературы. Эта система должна обеспечивать возможность удобного поиска и получения экземпляра электронной литературы, а также возможность редактирования базы литературы некоторыми привилегированными пользователями (преподавателями, библиотекарями).
1. Формирование требований к подсистеме учёта и поиска электронной литературы
1.1 Описание пользователей
1.1.1 Сведения о пользователях
У системы два основных типа пользователя: студент и преподаватель. Студент осуществляет поиск литературы. Преподаватель (либо сотрудник библиотеки) добавляет электронную литературу в базу данных и вводит основную информацию, необходимую для поиска.
1.1.2 Пользовательская среда
Операционная система: Microsoft Windows 2000/МЕ/ХР/Vista.
1.1.3 Профили пользователей
Профили пользователей и их описание приведено в таблице 1.
электронный литература поиск программный
Таблица 1 - Профили пользователей
Типичный представитель |
Студент |
|
Описание |
Пользователь системы, наделенный правами на поиск и скачивание электронной литературы |
|
Тип |
Пользователь |
|
Ответственности |
- |
|
Критерий успеха |
Получение информации о электронной литературе, удовлетворяющей указанным критериям поиска |
|
Типичный представитель |
Преподаватель |
|
Описание |
Пользователь системы, наделенный правами на добавление (удаление) электронной литературы к имеющемуся набору и на ввод основной информации для успешного поиска литературы другими пользователями |
|
Тип |
Пользователь |
|
Ответственности |
Обеспечение успешного поиска литературы путём ввода необходимой для этого информации о размещаемой электронной литературе |
|
Критерий успеха |
добавление электронной литературы к имеющемуся набору |
1.1.4 Ключевые потребности пользователей
Студент затрачивает большое количество времени на то, чтобы получить экземпляр электронной литературы, а преподаватели - на то, чтобы предоставить студентам экземпляр электронной литературы. Необходима система, которая бы ускорила данный процесс и сделала бы его дистанционным.
1.2 Краткий обзор изделия
1.2.1 Контекст использования системы
Система является законченной независимой разработкой, однако благодаря использованию стандарта организации базы данных MARC возможно совместное использование данной системы с системой MARC SQL, применяемой во многих библиотеках.
1.2.2 Сводка возможностей
Требуемые возможности подсистемы приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Возможности подсистемы
Выгоды заказчика |
Поддерживающие возможности |
|
Упрощение поиска литературы |
Возможность дистанционного поиска литературы по нескольким критериям |
|
Ускорение обращения информации |
Система позволит ускорить процесс получения экземпляров электронной литературы |
|
Отказ от излишних коммуникаций |
Система позволяет пользователям выполнять свою часть процесса распространения электронной литературы самостоятельно, не отвлекая других участников процесса и не требуя их прямой коммуникации |
1.2.3 Предположения и зависимости
Система будет использоваться в библиотеке и должна использовать стандарт (формат) используемой в библиотеке базы данных MARC.
1.3 Возможности продукта
1.3.1 Подбор литературы
Возможность поиска по ряду критериев и получения экземпляра электронной литературы.
1.3.2 Редактирование набора литературы
Возможность добавления (удаления) электронной литературы к имеющемуся массиву.
1.4 Ограничения
Система должна использовать СУБД «клиент-сервер» и стандарт организации баз данных MARC.
1.5 Другие требования к изделию
1.5.1 Применяемые стандарты
Разрабатываемая подсистема учёта и поиска электронной литературы будет ориентирована на стандарт организации баз данных MARC (MAchine Readable Cataloging), так как он в настоящее время широко распространён среди библиотек высших учебных заведений. Система должна соответствовать всем стандартам Web-интерфейса.
1.5.2 Системные требования
Сервер: процессор с тактовой частотой 850 МГц или выше, 256 МБ оперативной памяти, жёсткий диск 40 ГБ, ОС Microsoft Windows 2000/МЕ/ХР/Vista, СУБД Microsoft SQL Server 2000 или выше, IIS сервер,.NET Framework 1.1 или выше.
Клиент: Любое устройство, на котором установлен браузер и способное использовать протокол HTTP (компьютер, некоторые модели мобильных телефонов).
1.5.3 Эксплуатационные требования
Система должна быть способна поддерживать множество одновременных запросов пользователей, связанных с общей базой данных.
1.6 Требования на входные данные
Стандарт MARC - это единый обменный машинный формат, предназначенный для представления информации, содержащейся в библиографической записи. Стандарт MARC предполагает гибкую организацию базы данных. Требования на входные данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Входные данные
Источник данных |
Параметр |
Тип данных |
Ограничения |
|
Другие файлы:
Разработка подсистемы АСУ "Учёт средств вычислительной техники" для ГОУ ВПО "Северо-Кавказский государственный технический университет" Разработка и создание подсистемы защиты для автоматизированной системы "Квартплата-Исток" Разработка подсистемы АСУ "Учёт средств вычислительной техники" для ГОУ ВПО "Северо-Кавказский государственный технический университет" Повышение эффективности работы с системой электронной отчетности Разработка информационной подсистемы "InventoryManagement", для управления запасами ООО "Регата–Ставрополь" |