Разработка информационной системы медицинского учреждения
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для большинства украинских организаций характерно отсутствие упорядоченной системы ведения делопроизводства, несмотря на то, что именно рациональное и четко организованное делопроизводство, определяющее документационное обеспечение управления организацией, может существенно увеличить эффективность деятельности. С развитием прогресса и компьютерного рынка программного обеспечения, появилась необходимость создания программного продукта способного сократить все человеческие затраты и усилия, а главное оперативно выдавать результат необходимый работнику, а также заменить большие архивы на структурированное хранение в электронном виде. Быстрое и эффективное осуществление сбора, обработки и хранения огромных массивов информации стало главным условием успешного функционирования современных организаций, учреждений и предприятий.
Поток деловой информации не только огромен в количественном отношении, но и удивительно разнообразен по видам ее представления и источникам. Более 70% информации хранится на бумаге в неструктурированном виде. Проблема быстрого, а главное, своевременного поиска нужного документа становится все более трудноразрешимой, при этом возникают случаи потери документов, их дублирования, долгого перемещением от одного исполнителя к другому. По оценкам аналитиков, до 30% рабочего времени сотрудников уходит на создание, поиск и согласование документов, каждый внутренний документ копируется до 20 раз, до 15% документов теряется. Поэтому для любого учреждения повышение эффективности работы с документами - ключевой вопрос. При этом традиционные методы работы с последними становятся малоэффективными. На помощь приходят информационные системы электронного документооборота (ИС), которые позволяют создавать и обрабатывать документы электронными средствами. ИС обеспечивают процесс создания, управления доступом и распространения больших объемов документов в компьютерах и сетях, а также обеспечивают контроль над потоками документов в организации.
Внедрение автоматизированных систем предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а пользователь выполняет часть ручных операций и операций, требующих специальных знаний, опыта либо творческого подхода при подготовке управленческих решений. Поэтому такие системы необходимо рассматривать как усилитель интеллектуальных возможностей человека и универсальное средство обработки информации.
Целью данной дипломной работы является создание информационной системы медицинского учреждения - Коммунального учреждения ”Сумской городской детской клинической больницы Святой Зинаиды”.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить структуру документации медицинского заведения;
- ознакомится с жизненным циклом информационных систем, сформировать требования к информационной системе документооборота, спроектировать систему CASE-методами, сформировать техническое задание на информационную систему
- разработать пользовательский интерфейс и навигацию по системе;
- обеспечить возможность добавление/удаление пользователей, ограничение доступа к определенным задачам;
- разработать шаблоны документов, формирование документов, занесение данных о документах в базу данных;
- обеспечить предварительный просмотр и печать документов;
- разработать поиск данных о документах с учетом критериев поиска используя структурированные SQL-запросы к базе данных, обеспечить возможность открыть найденные документы;
- разработать руководство пользователя.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА
документооборот база данные интерфейс
Общими возможностями информационных систем (ИС) документооборота являются издание документов, управление доступом к ним, их преобразование и безопасность.
Для простоты и наглядности под информацией (или данными) будем понимать документы, которые выступают в качестве собирательного термина. Действительно, все, счем приходится работать сотрудникам любого учреждения (служебныe записки, поручения, финансовые документы, отчеты), - по сути является документами, отличие между которыми состоит только в том, каким приложением они обрабатываются и каковы правила (регламент) их обработки пользователями.
В рамках ИС электронные версии документов могут существовать наряду с бумажными либо вместо них. Система, осуществляющая электронный документооборот, должна обеспечивать возможность легкого перевода документов из бумажной в электронную форму, и быть оснащена средствами защиты документов, соответствующими требованиям законодательства.
Организация работы с документами является важной составной частью процессов управления и принятия соответствующих решений, существенно влияющей на оперативность и качество управления.
Процесс принятия управленческого решения состоит из:
- получения информации;
- ее переработки;
- анализа, подготовки и принятия решения.
Все эти этапы самым тесным образом связаны с документационным обеспечением управления.
Для получения экономического эффекта, прежде всего, важно качество информации, которое определяется не только ее количеством, но и оперативностью, степенью сложности и стоимостью. Если в учреждении отсутствует четкая организация работы с документами, то, как следствие этого, закономерно появление документов низкого качества как в оформлении, так и в полноте и ценности содержащейся в них информации, увеличение сроков их обработки.
Это приводит к ухудшению качества управления и увеличению сроков принятия решений и числу неверных решений.
Надежность и качество управления зависят от качества и достоверности, оперативности приема-передачи информации, правильной постановки справочно- информационной службы, четкой организации поиска, хранения и использования документов.
Основными задачами документационного обеспечения управления являются:
- сокращение информационных потоков до оптимального минимума;
- обеспечение упрощения и удешевления процессов сбора, обработки и передачи информации с помощью новейших технологий автоматизации этих процессов.
Таким образом, как видим, для любой организации жизненно важно постоянно совершенствовать документационное обеспечение управления, так как это влияет на качество принятия управленческих решений.
К сожалению, в настоящее время документационное обеспечение деятельности украинских учреждений осуществляется, в основном, стихийно.
С ростом масштабов учреждения, возлагаемых на него функций и численности его сотрудников вопрос об эффективности документационного обеспечения управления становится все более актуальным. Основные проблемы, возникающие при этом, выглядят примерно так: руководство теряет целостную картину происходящего. Результатом является фактическая неуправляемость организации, которая выражается в том, что руководители не могут ответить даже на общие вопросы по документам и исполнителям. В итоге формируется целый комплекс проблем, предприятие перестает расти интенсивно. Это вызывает ощущение недостатка в ресурсах: людских, технических, коммуникационных и т.д.. Приходится расширять штат, вкладывать деньги в оборудование новых рабочих мест, помещения, коммуникации, обучение новых сотрудников. При этом следующие проблемы увеличиваются:
происходит потеря документов;
задержки прохождения и исполнения;
избыточность документооборота;
противоречивость принимаемых решений;
бесконтрольность исполнителей;
невозможность восстановления истории работы с документами.
Осознав важность совершенствования документационного обеспечения управления, организации начинают делать массу ошибок, пытаясь его автоматизировать, создать электронный документооборот.
Под управлением электронным документооборотом в общем случае принято понимать организацию движения документов между подразделениями, группами пользователей или пользователями. При этом продвижением документов понимается не их физическое перемещение, а передачу прав на их использование с уведомлением конкретных пользователей и контролем за их исполнением. Главное назначение систем электронного документооборота - это организация хранения электронных документов, а также работы с ними. В системах электронного документооборота также реализован санкционированный доступ к документам, отслеживаются произведенные в них изменения и контролируются все их версии и подверсии.
В больнице, как учреждении, документооборот поддерживает делопроизводственные операции. В этом случае деловые процедуры медицинского учреждения состоять исключительно из делопроизводственных операций. Отсюда и вытекает основное отличие делопроизводства от деловых процедур, состоящее в их функциональной разнице: делопроизводство отвечает за документационное обеспечение управления учреждением.
Важной чертой делопроизводства медицинского учреждения является влияние законодательства, требующее четкого документального подтверждения всех шагов практически в любых областях деятельности учреждения.
Соответственно разрабатываемая информационная система должна...
Разработка автоматизированной информационной системы медицинского секретариата и отдела приема пациентов
Задачи работы медицинского секретариата и отдела приема пациентов. Требования к информационной системе, архитектура ее технических средств. Разработка...
Разработка информационной системы управления данными для медицинского центра СевКавГТУ, г. Ставрополь
Назначение и цели создания информационной системы. Характеристика объекта автоматизации. Реализация информационной системы "Medic", серверной части пр...
Разработка автоматизированной информационной системы по оформлению и учету историй болезней пациентов в больнице
Разработка информационной системы для отдела учета приема пациентов и медицинского секретариата. Описание исходной (входной) информации и пользователь...
Разработка проекта совершенствования электронного документооборота медицинского учреждения (на примере ДГКБ №5 им. Н.Ф. Филатова)
Значение документационного обеспечения в управленческой деятельности. Унификация и стандартизация документов как основа электронного документооборота....
Диагностика и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности организации (на примере МБУ "ЦРБ Куйбышевского района РО")
Анализ численности персонала, эффективности использования трудовых и оборотных ресурсов медицинского учреждения. Факторы PEST-анализа и построение мат...