Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Проектирование реляционной базы данных

Тип: курсовая работа
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Проектирование информационной системы бронирования билетов кассы аэропорта. Анализ информационных задач и круга пользователей системы. Составление реляционных отношений. Дополнительные ограничения целостности. Физическое проектирование базы данных.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство РФ по связи и информатизации

Поволжский государственный университет телекоммуникаций

и информатики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ БАЗЫ ДАННЫХ

На тему

«Проектирование реляционной базы данных»

Студент группы 71Э

Ильмукова О.П

Самара 2010г.

Задание с указанием номера варианта

Вариант 25 - Агентство по продаже авиабилетов

Агентство занимается продажей авиабилетов на различные рейсы, ведет учет проданных билетов и учет пассажиров, купивших билеты.

Особенность данной задачи состоит в том, что информация в базе данных может использоваться как пассажирами (например, для получения сведений о расписании и наличии свободных мест на рейс), так и служащими агентства: кассирами и диспетчерами (администраторами).

В системе должен осуществляться поиск следующей информации:

– номер рейсов (номер рейса, тип самолета, пункт отправления, пункт назначения, дата вылета, время вылета, время полета, цена билета);

– информация о свободных местах на рейс (номер рейса), дата вылета, общее количество мест, количество свободных мест);

– информация о пассажирах, заказавших билет (фамилия, имя, отчество, предъявленный документ, его серия и номер рейса, дата вылета).

Введение

В настоящее время ЭВМ широко применяются во многих отраслях деятельности человека. Ни одна фирма не может обойтись в своей работе без применения компьютеров, которые с успехом заменяют рутинную работу, выполнявшуюся ранее в ручную, повышая эффективность работы любой фирмы. Сфера использования ЭВМ в настоящее время настолько широка, что нет такой области, где применение ЭВМ было бы нецелесообразным. Особенно важна роль ЭВМ для развития науки, роста промышленного производства и повышения эффективности управления. В современных условиях компьютерные программы решают самые различные задачи по содержанию и по народнохозяйственному значению.

Программные средства являются непосредственной производительной силой, так как от них в ряде случаев зависят эффективность промышленного производства и качество продукции, создаваемой в технологическом процессе с применением ЭВМ. Характеристики программ влияют на экономические показатели предприятий и отраслей, так как все больше изменяют технологический и технический уровни производств и средств автоматизации. Они определяют технические возможности роботов, АСУ, обеспечивают решение разнообразных функциональных задач обработки информации и управления объектами. Их качество и функциональные возможности интенсивно воздействуют на качественное преобразование промышленного производства и инженерного труда. В то же время они наиболее гибкая и модернизируемая часть систем, обеспечивающая относительно легкую адаптацию к изменяющимся условиям в процессе развития техники и к особенностям конкретного применения.

В настоящее время в различных крупных организациях широко применяются автоматизированные информационные системы (АИС).

Цель курсового проектирования - применение на практике знаний, полученных в процессе изучения курса "Базы данных", и приобретение практических навыков при проектировании и создания информационных систем (ИС), основанных на базах данных.

1. Инфологическое проектирование

1.1. Анализ предметной области

Агентство занимается продажей авиабилетов на различные рейсы, ведет учет проданных билетов и учет пассажиров, купивших билеты. Особенность данной задачи состоит в том, что информация в базе данных может использоваться как пассажирами (например, для получения сведений о расписании и наличии свободных мест на рейс), так и служащими агентства: кассирами и диспетчерами (администраторами).

В соответствии с предметной областью система строится с учетом следующих особенностей:

· один пассажир может летать на нескольких самолетах;

· один самолет может вмещать несколько пассажиров;

· по предварительной записи один пассажир может забронировать один билет;

· один самолет может летать по нескольким рейсам;

· один рейс имеет один пункт назначения;

· скидки могут иметь несколько билетов;

· один билет может иметь одну скидку.

Рассмотрение структуры БД начинается с построения простой модели взаимосвязи объектов. В общих чертах такое моделирование (моделирование сущностей) подразумевает определение следующих элементов: объектов (сущностей), информация о которых будет содержаться в БД; свойств этих объектов (атрибутов); взаимосвязей между ними.

Выделим базовые функции этой предметной области. Список сущностей:

· РЕЙС. Атрибуты - № рейса, пункт отправления, пункт назначения, пассажир, дата вылета, время вылета, дата прибытия, время прибытия, самолет, кол-во мест общих, кол-во мест свободных.

· ПАССАЖИР. Атрибуты - ФИО пассажира, документ, дата вылета, номер рейса.

· БИЛЕТЫ. Атрибуты - рейс, класс, место, стоимость билета, скидка, продан.

· СКИДКИ. Атрибуты - название, величина, информация.

· САМОЛЕТЫ. Атрибуты - тип, информация;

· ПУНКТ. Атрибуты - пункт отправления, пункт назначения.

Каждый пункт этого списка описывает отдельное свойство или атрибут рассматриваемой сущности и является потенциальным столбцом в БД.

1.2 Анализ информационных задач и круга пользователей системы

Система создаётся для обслуживания следующих групп пользователей:

· администрация;

· кассиры;

· пассажиры;

Определим границы информационной поддержки пользователей:

1) Функциональные возможности:

· ведение БД (запись, чтение, модификация, удаление в архив);

· обеспечение логической непротиворечивости БД;

· обеспечение защиты данных от несанкционированного или случайного доступа (определение прав доступа);

· реализация наиболее часто встречающихся запросов в готовом виде;

· предоставление возможности сформировать произвольный запрос на языке манипулирования данными.

2) Готовые запросы:

· расписание рейсов (номер рейса, тип самолета, пункт назначения, дата вылета, время вылета, цена билета);

· продажа билетов;

· информация о пассажирах;

· уменьшение количества мест;

1.3 Составление реляционных отношений

В наших отношениях не хватает атрибутов, по которым можно однозначно определять записи, нет очевидных кандидатов в первичные ключи, поэтому введем в отношение РЕЙС атрибут ID рейса, в отношение ПАССАЖИР - атрибут ID пассажира, в отношение ПУНКТ - атрибут ID пункта, в отношение САМОЛЕТ - атрибут ID самолета, в отношение, БИЛЕТ атрибут № билета, в отношение СКИДКА - атрибут ID скидки. Такие атрибуты называются суррогатными ключами.

В итоге мы получили следующую схему отношений:

Пункты (ID, Название, Информация);

Самолеты (ID, Тип, Информация);

Пассажир (ID, Фамилия, Имя, Отчество, Вид документа, Серия, Номер, Номер рейса, Дата вылета);

Скидки (ID, Название, Величина, Информация);

Рейсы (ID, N рейса, Пункт отправления, Пункт назначения, Пассажир, Дата вылета, Время вылета, Дата прибытия, Время прибытия, Самолет, Кол-во мест общее, Кол-во мест свободных);

Билеты (N билета, Рейс, Класс, Место, Стоимость билета, Скидка, Продан).

Курсивом отмечены внешние ключи отношений.

Размещено на

Размещено на

Рис. 1. Диаграмма сущность-связь БД Аэропорт

Размещено на

Размещено на

Рис. 2. Уточненная диаграмма сущность-связь БД Аэропорт

После определения первичных ключей необходимо определить связи между сущностями. Пункт назначения может принимать несколько рейсов, в то же время один рейс следует в один пункт назначения, следовательно, между объектами ПУНКТ и РЕЙС связь М:1. Также один пассажир может лететь только одним рейсом, но он может быть упомянут во многих рейсах, следовательно между объектами ПАССАЖИР и РЕЙСЫ связь М:1. Один самолет может совершать полеты много раз, но в одном полете указывается только один рейс, следовательно, между объектами САМОЛЕТ и РЕЙС связь 1:М. Один билет может быть продан на несколько рейсов, но в одном билете может указываться только один рейс, следовательно между объектами РЕЙС и БИЛЕТ связь 1:М. Одна скидка может быть указана, но в одном билете может быть только одна скидка, следовательно между объектами БИЛЕТ и СКИДКИ связь 1:М. В таблице 1 приведено опи...

Другие файлы:

Проектирование реляционной базы данных
Разработка схемы реляционной базы данных, содержащей информацию об автомобильных брендах, автозаводах и выпускаемых марках автомобилей. Реализация раз...

Создание базы данных для паспортно-визовой службы
Построение концептуальной модели, процесс моделирования смыслового наполнения базы данных. Основные компоненты концептуальной модели. Построение реляц...

Разработка концептуальной схемы реляционной базы данных "Продажа керамической плитки"
Проектирование автоматизированной информационной системы, позволяющей оформлять заказы на продажу керамической плитки. Разработка реляционной модели д...

Проектирование сетевой базы данных "Библиотека"
Проектирование реляционной базы данных: описaние сущностей и связей, ER-диaгрaммa. Рaзрaботкa предстaвлений для отобрaжения результaтов выборки и мехa...

Управление списками разрешённых направлений
Анализ предметной области. Проектирование базы данных и ее реализация. Проектирование правил целостности базы данных. Анализ реляционной модели. Приме...