Проектирование процессора
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
В настоящее время существуют две тенденции в проектировании средств вычислительной техники: во-первых, разработка устройств специализированных ЭВМ на основе микропроцессорных средств, во-вторых, реализация ЭВМ с использованием СБИС программируемых логических матриц, матриц программируемых логических элементов, программируемых логических интегральных схем (ПЛИС) и базовых матричных кристаллов. Построение ЭВМ на СБИС связано не только с комплексированием микропроцессорных средств в систему, что отражает первую тенденцию проектирования, но и с применением современных методов логического синтеза арифметико-логических и управляющих устройств, размещаемых на СБИС, а также методов оценки результатов проектирования. В связи с этим подготовка инженеров - системотехников по специальности ЭВМ включает вопросы изучения методики системотехнического и логического проектирования ЭВМ и самостоятельную разработку устройств машины в рамках дисциплины «Организация ЭВМ, комплексов и систем».
1. Цель курсового проектирования
Целью курсового проектирования является освоение методики проектирования и разработки операционных и управляющих устройств ЭВМ, а также подготовки технической документации на эти устройства.
2. Задание на курсовое проектирование
вычислительный алгоритм логический операционный
Таблица 1 - Задание на курсовое проектирование
Характеристика команд |
АЛУ |
ЗУ |
УУ |
Характеристика данных |
||||
Адресность |
Формат |
Способ адресации |
Разрядность |
Разрядность |
Емкость |
Тип УА |
Разрядность |
|
2 |
AR, AS |
П К О |
32 |
16 |
16 |
ПЛИС |
8 |
Список операций, выполняемых устройством, должен быть следующим:
арифметические операции:
сложение;
вычитание;
умножение;
деление;
логические операции:
дизъюнкция;
конъюнкция;
сложение по модулю два;
условный переход по значению >0;
условный переход по значению <0;
условный переход по значению =0;
условный переход по переполнению;
безусловный переход;
вызов подпрограммы;
возврат из подпрограммы;
операции с запоминающим устройством:
запись в запоминающее устройство;
чтение из запоминающего устройства;
операции со стеком:
запись;
чтение;
сложение со стеком;
вычитание из стека;
операции с внешними устройствами:
запись во внешнее устройство;
чтение из внешнего устройства;
системные операции:
останов;
разрешение прерывания;
запрещение прерывания;
возврат из прерывания;
загрузка регистра базы;
загрузка указателя стека.
3. Разработка структурной схемы вычислительного устройства
В курсовом проекте необходимо разработать процессор и организацию его взаимодействия с запоминающими и внешними устройствами. Структурная схема вычислительного устройства представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структурная схема вычислительного устройства
ОЗУ - оперативно запоминающее устройство;
Pг - блок регистров и логических схем;
АЛУ - арифметико-логическое устройство;
УУ - устройство управления;
БС - блок согласования разрядности шин;
ША - шина адреса;
ШД - шина данных;
ШУ - шина управления;
ШС - шина состояния;
ВУ - внешнее устройство.
4. Выбор системы команд и определение форматов команд вычислительного устройства
Определим разрядности основных шин и блоков, регистров, а так же разрядности команд и данных и количество регистров, обеспечивающих выполнение заданного набора операций.
Разрядность шины данных (ШД) определяется из варианта задания. В нашем случае разрядность ШД равна 8, т.е. ШД (7-0). Для определения разрядности шины адреса (ША) используем заданные в таблице 1 параметры запоминающего устройства: разрядность слова и емкость. Определим количество ячеек памяти: , для того, чтоб адресовать все ячейки ОЗУ необходима разрядность ША равная 10, т.к. 210 =1024. Получаем ША (9-0).
Чтобы найти разрядность шины управления (ШУ) надо определить формат команд. Для кодирования операций нам понадобится поле кода операций (КОП). Так как количество операций, которые необходимо реализовать в разрабатываемом устройстве 28, нам понадобиться 5 двоичных разрядов для двоичного кодирования.
После выбора количества разрядов КОП необходимо закодировать все операции системы команд представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Кодирование команд
№ п/п |
Код операции |
Тип операции |
Мнемоника операции |
|
1 |
00000 |
Сложение |
add |
|
2 |
00001 |
Вычитание |
sub |
|
3 |
00010 |
Умножение |
mul |
|
4 |
00011 |
Деление |
div |
|
5 |
00100 |
ИЛИ |
or |
|
6 |
00101 |
И |
and |
|
7 |
00110 |
ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ |
xor |
|
8 |
00111 |
Условный переход, если >0 |
jns |
|
9 |
01000 |
Условный переход, если <0 |
js |
|
10 |
01001 |
Условный переход, если =0 |
jz |
|
11 |
01010 |
Условный переход по переполнению |
jo |
|
12 |
01011 |
Безусловный переход |
jmp |
|
13 |
01100 |
Переход к подпрограмме |
call |
|
14 |
01101 |
Выход из подпрограммы |
ret |
|
15 |
01110 |
Запись в ЗУ |
stm |
|
16 |
01111 |
Чтение из ЗУ |
ldm |
|
17 |
10000 |
Другие файлы:
Проектирование процессора IBM совместимых команд Проектирование процессора ЭВМ Технологии многоядерности центрального процессора Проектирование процессора с плавающей точкой Процессоры Blackfin и DSPфирмы Analog Devices |