Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Построение моделей учебных бизнес-процессов для проведения деловых игр

Тип: курсовая работа
Категория: ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Скачать
Купить
Разработка языка для моделирования учебных бизнес-процессов в рамках проекта "Студия компетентностных деловых игр", требования к ним. Практическая реализация разработанного языка на DSM-платформе MetaEdit+. Создание визуальных представлений объектов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Факультет бизнес-информатики

Курсовая работа

Построение моделей учебных бизнес-процессов для проведения деловых игр

Аннотация

Данный отчет содержит подробное описание разработки языка для моделирования учебных бизнес-процессов в рамках проекта по разработке «Студии компетентностных деловых игр». Для создания языка использовалась DSM-платформа MetaEdit+. Отчет состоит из двух глав.

Глава 1 содержит выявленные особенности учебных бизнес процессов, требования к ним, описание процесса перехода от реального бизнес-процесса к учебному, а также описание самой разработки языка для моделирования учебных бизнес-процессов.

Глава 2 содержит описание практической реализации разработанного языка на DSM-платформе MetaEdit+, поэтапную разработку метамодели языка, визуальное представление его элементов, а также визуальное описание учебного бизнес-процесса с помощью

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Анализ учебных бизнес-процессов
    • 1.1 Особенности учебных бизнес-процессов
    • 1.2 Требования к учебному бизнес-процессу
    • 1.3 Переход от реального бизнес-процесса к учебному
    • 1.4 Разработка языка описания учебных бизнес-процессов
    • Выводы по главе
  • Глава 2. Реализация языка описания учебных бизнес-процессов
    • 2.1 Разработка метамоделей
      • 2.1.1 Создание графа метамодели
      • 2.1.2 Добавление нового объекта в модель
      • 2.1.3 Создание связей между объектами
      • 2.1.4 Создание визуальных представлений объектов
      • 2.1.5 Метамодель «Карта операций УБП»
      • 2.1.6 Метамодель «Операция»
      • 2.1.7 Метамодель «Точка принятия решения»
    • 2.2 Визуальное описание бизнес-процесса
      • 2.2.1 Модель выдержки из реального бизнес процесса
      • 2.2.2 Модель карты операций учебного бизнес-процесса
      • 2.2.3 Модель операции
      • 2.2.4 Модель точки принятия решения
    • Выводы по главе
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Для наиболее качественного развития компетенций у обучаемого современный учебный процесс должен в необходимых пропорциях сочетать теорию и практику. Это получается далеко не всегда по причине того, что у обучаемого возникает разрыв между этими категориями знаний, что в результате снижает продуктивность обучения.

Часто процесс оценки знаний бывает субъективен, поскольку охватывает только часть необходимых компетенций. В настоящее время широкое распространение получило такое явление как «геймификация» обучения. Под самим термином «геймификация» понимается внедрение игровой механики в неигровые процессы, такие как, например, обучение [1]. Внедрение игровой механики подразумевает повышение вовлеченности игрока в процесс обучения, путем моделирования условий, с которыми обучаемому придется столкнутся в реальной жизни, а также последующей оценки действий игрока в соответствии с заданным набором компетенций и критериев. Кроме того, игра позволяет сделать процесс обучения и проверки квалификаций автономным. То есть, компании могут обучать новых сотрудников, не требуя при этом дополнительного вмешательства других сотрудников и объектов внешней среды (поставщиков, клиентов и т.д.), таким образом сокращая затраты.

В соответствие принципу «геймификации», был создан проект «Студия Компетентностных Деловых Игр» (далее СКДИ), который формировать и проверять компетенции, используя для этого деловые игры, построенные на основе реальных бизнес-процессов.

Компетентностная деловая игра - это информационная система, целью которой является получение определенного уровня профессиональных компетенций в процессе реализации сценариев, определяемых моделями бизнес-процессов предметной области [2]. СКДИ представляет собой набор взаимосвязанных подсистем, выполняющих различные функции. Данная работа является частью комплексной разработки подсистемы проектирования СКДИ.

Для того чтобы создать «реальную» обстановку в виртуальной среде, необходимо создать язык для описания бизнес-процессов, подходящий для любой деятельности, с помощью которого можно будет учесть различные нюансы активностей участников бизнес-процессов. Определим подобный язык, как язык описания учебных бизнес-процессов (далее УБП). Далее этот язык необходимо адаптировать таким образом, чтобы его можно было использовать в учебных целях.

Объектом данной работы являются способы построения моделей бизнес-процессов при проектировании деловых игр.

Предметом работы является универсальный язык описания учебных бизнес-процессов.

Целью работы является разработка универсального языка для описания учебных бизнес-процессов.

Для того чтобы достигнуть данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1) выявить особенности учебных бизнес-процессов;

2) сформировать требования к учебному бизнес-процессу, используемому в деловой игре;

3) описать процесс перехода от реального бизнес-процесса к учебному;

4) разработать язык описания учебных бизнес-процессов;

5) разработать метамодель языка описания учебного бизнес-процесса в среде MetaEdit+;

6) описать учебный бизнес-процесс в разработанной нотации.

7)

Глава 1. Анализ учебных бизнес-процессов

В данной главе будут выявлены и рассмотрены особенности учебных бизнес-процессов, выделены выдвигаемые к учебным-бизнес процессам требования и изучен процесс перехода от реального бизнес-процесса к учебному. В совокупности это позволит разработать собственный язык описания УБП.

1.1 Особенности учебных бизнес-процессов

Проектируя деловую игру, необходимо учитывать то, что бизнес-процесс, переведенный в учебную форму, будет являться одним из ключевых компонентов студии компетентностных деловых игр. Это наглядно видно из структурной схемы самой СКДИ (рис. 1.1):

Рисунок 1.1 Структурная схема СКДИ

Учебные бизнес-процессы относятся к подсистеме проектирования, поскольку именно она предназначена для разработки сценариев деловых игр, моделей предметных областей, на базе которых выполняются сценарии, а также учебно-методических материалов для проведения игр и контрольно-измерительных материалов. Фактически, с этой подсистемы начинается работа всей деловой игры, целью которой является получение определенного уровня профессиональных компетенций в процессе реализации сценариев, определяемых моделями бизнес-процессов предметной области.

Для формирования определенных стандартами компетенций в рамках СКДИ, необходимо воссоздать условия, максимально близкие к производственным. Для имитации таких условий используется модель производственной деятельности, в которой отражены все этапы жизненного цикла предприятия [3]. Сама модель же, состоит из набора взаимосвязанных бизнес-процессов, которые описываются при помощи нотации, упомянутой в первой части данной главы и используются в качестве входных данных для подсистемы проектирования.

Стоит отметить почему же реальные бизнес-процессы, пусть и описанные в удобной форме, не представляют собой достаточной учебной ценности и не могут быть использованы в подсистеме проектирования. Причиной является то, что они по своей сути - жестко заданные алгоритмы. То есть, взглянув на такой бизнес-процесс, обучаемый сразу видит его «идеальное» состояние, в котором задана верная последовательность действий, позволяющая достичь нужного результата. Таким образом, если в рамках СКДИ будут использованы реальные бизнес процессы вместо учебных, то единственным результатом обучения будет воспроизведение знаний, полученных экспертом на основе исследования некой организации. Безусловно, и это будет являться вполне значимым достижением, однако в тот же момент будет противоречить одной из ключевых концепций СКДИ: использование модели производственной деятельности и «активного» обучения для формирования профессиональных компетенций, а не только лишь для передачи знаний [2].

Еще одной причиной, по которой модели реальных бизнес-процессов, выполняемых на предприятиях, не могут использоваться при проектировании деловых игр, является то, что на различных однотипных предприятиях бизнес-процессы, решающие одну задачу, могут отличаться друг от друга и содержать ошибки.?Поэтому первыми двумя особенностями учебного бизнес процесса является унифицированность и идеализированность. Под этим понимается то, что в УБП выделяются только инвариантные очищенные от возможных ошибок характеристики реального бизнес процесса, которые мало чем отличаются в разных реализациях этого бизнес процесса на разных предприятиях.

Проведение деловой игры предполагает, что студенты погружаются в атмосферу своей будущей профессиональной деятельности, которая моделируется непосредственно обучающей системой. Следовательно, системы должна учитывать многообразие жизненных ситуаций, возникающих в процессе реальной деятельности. Реальные бизнес-процессы не позволяют этого в виду собственной фиксированности, учебный же бизнес-процесс должен быть способен к обработке различных вариантов развития событий....

Другие файлы:

Построение моделей учебных бизнес-процессов для проведения деловых игр
Описание разработки универсального языка для моделирования учебных бизнес-процессов в рамках проекта по разработке "Студии компетентностных деловых иг...

Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора
Почему книга «Построение бизнес-моделей» достойна прочтенияЭта книга — практическое пособие по выживанию в новой, постоянно меняющейся бизнес-среде с...

Введение в реинжиниринг бизнес-процессов
Бизнес-процессы и их классификация. Реинжиниринг и усовершенствование бизнес-процессов, процедура их проведения. Цели, задачи и критерии для реорганиз...

Проектирование архитектуры системы "Букмекерская контора"
Анализ текущих бизнес-процессов при работе букмекерской конторы. Построение функциональных моделей предметной области и диаграмм потоков данных. Основ...

Моделирование бизнес-процессов "Студия компетентностных деловых игр"
Разработка языка для моделирования реальных бизнес-процессов в рамках "Студии компетентностных деловых игр". Использование DSM-платформа MetaEdit+. Со...