Понятие информации, свойства. Информационные процессы
Краткое сожержание материала:
Размещено на
2
Размещено на
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
Контрольная работа
по предмету «Информатика»
Понятие информации, свойства. Информационные процессы
Выполнила: студентка гр. 1861
Курнышкина М.Н.
Барнаул 2007
Содержание
информация знание процесс
- 1. Понятие информации
- 2. Свойства информации
- 3. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний
- 3.1 Информация и знания
- 3.2 Уменьшение неопределенности знаний
- 3.3 Единицы измерения количества информации
- 4. Информационные процессы
- 4.1 Поиск информации
- 4.2 Сбор информации
- 4.3 Обработка информации
- 4.4 Хранение информации
- 4.5 Защита информации
- 4.6 Передача информации
- Список литературы
- 1. Понятие информации
- Понятие информации является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для изучаемой нами информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако, если задаться целью формально определить понятие «информация», то сделать это будет чрезвычайно сложно. И все же, информация (от латинского слова informatio - разъяснение, изложение) - это сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах.[1,2]
- Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают степень неопределенности, имеющуюся о них в реальности.
- В широком смысле слова информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и техническими устройствами. Наряду с информацией в информатике используется понятие данные.
- Данные обычно рассматриваются как признаки или записанные наблюдения, которые не используются, а только хранятся. Используемые данные превращаются в информацию.[3]
- 2. Свойства информации
- Любое вещество можно характеризовать его свойствами, например, твердое, легкоплавкое, белого цвета и т.д. Информация также обладает свойствами, правда, они не столь наглядны, как свойства вещества.[2]
- Человек - существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться информацией, причем обмен информацией всегда производится на определенном языке - русском, английском и так далее. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется общение, тогда информация будет понятной всем участникам обмена информацией.
- Информация должна быть полезной, тогда дискуссия приобретает практическую ценность. Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации.
- Широко известен термин «средства массовой коммуникации» (газеты, радио, телевидение) которые доводят информацию до каждого члена общества. Такая информация должна быть достоверной и актуальной. Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация бесполезна и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет.
- Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации стоит перед наукой.[4]
- Информация должна быть доступной. Информация может быть объективной или субъективной (зависеть или не зависеть от чьего-либо суждения).
- Весьма существенным свойством и одновременно требованием, предъявляемым к информации, является её распознаваемость. Информация становится доступной лишь при условии возможности распознавания знаков и сигналов, с помощью которых она передается. Во многих реальных системах на полезный информационный сигнал накладываются помехи - шумы, которые ухудшают условия распознавания информации. Когда в здании вокзала объявляют информацию о прибытии поезда, а её невозможно расслышать из-за шума в зале - это значит, что информация не удовлетворяет требованию распознаваемости.[2]
- Свойство запоминаемости - одно из самых важных. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.
- Передаваемость информации с помощью каналов связи (в том числе с помехами) хорошо исследована в рамках теории информации К. Шеннона. В данном случае имеется ввиду несколько иной аспект - способность информации к копированию, то есть к тому, что она может быть «запомнена» другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.
- Воспроизводимость информации тесно связана с её передаваемостью и не является её независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, то есть что при копировании информация остается тождественной самой себе.
- Фундаментальное свойство информации - преобразуемость. Оно означает, что информация может менять форму и способ своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором её количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.
- Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связанно с таким преобразованием информации (передачей), при котором её количество уменьшается и становится равным нулю.[1]
- 3. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний
- 3.1 Информация и знания
- Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее и выявляет существенные закономерности с помощью мышления, хранит полученную информацию в памяти. Процесс систематического научного познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний (фактов, научных теорий и так далее). Таким образом, с точки зрения процесса познания информация может рассматриваться как знания.
- Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося крута знания (такой способ придумали еще древние греки). Вне этого круга лежит область незнания, а окружность является границей между знанием и незнанием. Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек (чем шире круг знаний), тем больше он ощущает недостаток знаний (тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности) -- рис. 1.
Размещено на
2
Размещено на
- Так, объем знаний выпускника школы гораздо больше, чем объем знаний первоклассника, однако и граница его незнания существенно больше. Действительно, первоклассник ничего не знает о законах физики и поэтому не осознает недостаточности своих знаний, тогда как выпускник школы при подготовке к экзаменам по физике может обнаружить, что существуют физические законы, которые он не знает или не понимает.
- Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знаний. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
- 3.2 Уменьшение неопределенности знаний
- Подход к информации как мере уменьшения неопределенности знаний позволяет количественно измерять информацию, что чрезвычайно важно для информатики. Рассмотрим вопрос об определении количества информации более подробно на конкретных примерах.
- Пусть у нас имеется монета, которую мы бросаем на ровную поверхность. С равной вероятностью произойдет одно из двух возможных событий -- монета окажется в одном из двух положений: «орел» или «решка».
- Можно говорить, что события равновероятны, если при возрастающем числе опытов количества выпадений «орла» и «решки» постепенно сближаются. Например, если мы бросим монету 10 раз, то «орел» может выпасть 7 раз, а решка -- 3 раза, если бросим монету 100 раз, то «орел» может выпасть 60 раз, а «решка» -- 40 раз, если бросим монету 1000 раз, то «орел» может выпасть 520 раз, а «решка» -- 480 и так далее. В итоге при очень большой серии опытов количества выпадений «орла» и «решки» практически сравняются.
- Перед броском существует неопределенность наших знаний (возможны два события), и, как упадет монета, предсказать невозможно. После броска наступает полная определенность, так как мы видим (получаем зрительное сообщение), что монета в данный момент находится в определенном положении (например, «орел»). Это сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний в два раза, так как до броска мы имели два вероятных события, а после броска -- только одно, то есть в два раза меньше
- В окружающей действительности достаточно часто встречаются ситуации, когда может произойти некоторое количество равновероятных событий. Так, при бросании равносторонней четырехгранной пирамиды существуют 4 равновероятных события, а при бросании шестигранного игрального кубика -- 6 равновероятных событий.
- Чем больше количество возможных событий, тем больше начальная неопределенность и соответственно тем большее количество информации будет содер...
Информация и информационные процессы
Актуальность (своевременность) информации. Информационные ресурсы и информационные технологии. Подходы к определению количества информации. Свойства и...
Информация и информационные процессы в живой и неживой природе
Определение информации, ее источники, социально значимые свойства, особенности восприятия человеком Сбор, обработка, передача, хранение и защита. Форм...
Информационные системы в экономике
Понятие информации и ее свойства. Классификация экономической информации, ключевые понятия, определяющие ее структуру. Примеры использования информаци...
Информационные технологии в экономике
Технологические процессы обработки информации в информационных технологиях. Способы доступа к Internet. Информационные технологии в локальных и корпор...
Информационные процессы в экономике
Свойства информации. Информационные продукты и услуги: базы данных, программное обеспечение, образовательные услуги, консультирование. Развитие и внед...